Новый мир

Олег Сенатов
Подводя итог изменениям мировосприятия, произошедшим после начала Специальной Военной операции, следует  различить внешнюю и внутреннюю сферы.
Что касается внешней сферы, то отношения с  Западом  менялось в худшую сторону постепенно, начиная с 2004 года, когда в НАТО сразу были приняты 7 стран Восточной Европы, включая Прибалтику, а на Украине произошла «Оранжевая революция», в результате которой вместо поддерживаемого Россией Януковича, победившего  во втором туре президентских выборов,  незаконный «третий тур» выиграл американский ставленник Ющенко.
 После этого  я решил в 2006 году, пока еще не поздно, совершить туристическую поездку в США.
Следующий этап ухудшения отношений России и США начался с выступления Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года, на котором он дал понять, что Россия не признает американского диктата. Мне запомнилось выражение лица сенатора Маккейна, с которым он слушал нашего президента, и американская реакция последовала уже через год – в 2008 разразилась война в Грузии.
Далее, при сменившем Ющенко Януковиче на Украине в 2014 году произошел государственный переворот, поддержанный Западом, и началась гражданская война между пророссийски настроенной частью населения и пришедшими  к власти украинскими националистами. Это привело к присоединению Крыма к России и заключению Минских соглашений по Донбассу.
Уже весной 2014 года в ходе моей туристической поездки по Италии сотрудница авиакомпании Alitalia, демонстративно меня не спросив, поменяла  рейс из Катании в Рим, создав мне трудности при пересадке.
Далее последовали санкции Запада за Крым и за Донбасс, допинговый скандал,  снижение уровня диппредставительства России в США, и требования США об уходе России из Сирии
Я же  в ходе  поездки в Скандинавию столкнулся с откровенным хамством в норвежской гостинице и с враждебностью шведов по отношению к русскому туристу.
В последующие годы нарастала американская истерия по поводу «Северного потока – 2», закончившаяся уходом канцлера Ангелы Меркель в отставку, и фактическим отказом Германии от ввода газопровода в эксплуатацию  еще до 24 февраля 2022 года.
Конечно же,  разрыв транспортного сообщения со странами Запада является наиболее травмирующим из прошедших изменений, но он произошел раньше, в связи с пандемией Ковида.
Итак, наше нынешнее восприятие Запада явилось закономерным финалом давно протекавшего процесса, и представляется естественным и оправданным.

Другое дело – положение во внутренней сфере; здесь изменения наиболее болезненны. Нет больше телепередачи «Познер» (а я не пропускал ни одной из них). Нет в прокате новых фильмов Сокурова и Серебренникова (а это мои любимые режиссеры). Не снимается в отечественных фильмах Чулпан Хаматова. А снятие Зельфиры Трегуловой с должности директора Третьяковской галереи я воспринимаю, как личную трагедию. Выставочная деятельность в области современного искусства обмельчала и потускнела.
Я здесь перечислил лишь те изменения культурного ландшафта, которые находятся в области моих интересов; на самом деле, их круг гораздо шире.
Я понимаю, что сейчас страна ведет тяжелую войну,  и этим многое определяется. Но оскудение культуры не идет на пользу никакому времени.
                Март 2023 г.