Внешние проявления артикуляции звуков речи

Александр Константинович Макеев
Человек настолько сильно отличается от всех животных, даже от похожих на человека человекообразных обезьян, насколько хорошо владеет произношением и пониманием смысла устной речи, мыслит образами устной речи, знает письменность и использует письмо от руки и клавишное письмо на клавиатуре компьютера, ноутбука, экранной клавиатуре смартфона.

Мы каждый день говорим, чуть ли не постоянно мыслим. Но до сих пор даже специалисты в области исследования речи фонетисты и фонологи, и специалисты по исправлению, коррекции и тренировке речи логопеды и сурдопедагоги не знают и не применяют знания по физиологии произношения  звуков речи всех типов. Даже не знают того, что человек способен произносить не больше и не меньше чем шесть типов звуков речи в каждой из пяти зон физиологически оптимальных, элементарных (твёрдых) артикуляций, особенностью третьей зоны, где глухой щелевой согласный беззвучие-смысловик-догадчик не имеет звучание, а звонкий щелевой согласный платализатор-йота либо самостоятельный мягкий, либо не имеет собственного звучания и палатализирует предшествующих согласный и (или) последующий гласный. Лингвисты веруют в то, что человек может произносить семь или даже больше семи типов речевых звуков. Даже в столь очевидном типе звуков речи, как гласные, не разобрались, не нашли зон артикуляции каждого гласного звука речи.

Наивысшей квалификации лингвисты не могут указать на точное место артикуляции любого конкретного гласного звука речи, группируя гласные по переднему, среднему и заднему ряду во время их произношения. При том, что они указывают с гипер избыточной детализацией на точное место артикуляции каждого согласного звука речи, точнее, как они предпочитают говорить - каждой согласной фонемы, от которой, как они считают, производны звуки речи. Лингвистами, не являющимися физиологами и (или) медиками, не была разработана общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления. Порядка 100 фонем лингвисты отобразили в классификации согласных. И отдельно, порядка 26-35 гласных фонем они отобразили в отдельной классификации гласных.

Но и физиологи, медики не проявляли интерес к тому, чтобы разбираться в артикуляции звуков речи, не стремились к разработке классификации звуков речи по важнейшим параметрам их артикуляции. Медики и физиологи считали это научной сферой далёкой от их профессиональной деятельности, относимой исключительно только к сфере научной деятельности профессионалов лингвистов, специализирующихся в исследовании мельчайших тонкостей артикуляции, относимых к фонетике и фонологии.

Каждый человек, не лингвист по профессии, обладающий зрением и слухом, каждодневно наблюдает проявления на лице артикуляции конкретных гласных звуков речи у других людей, и у себя в изображении в зеркале. Причём, артикуляция многих согласных звуков речи не сопровождается заметными проявлениями на лице. Все зрячие люди, без проблем видят проявление артикуляции звуков речи на лице других людей и у себя в зеркале.

Но высококвалифицированные лингвисты предпочитают игнорировать визуальные проявления артикуляции, предпочитая в своих фонетических и фонологических исследованиях применять всяческие инструменты и приборы, желая, чтобы эти технические средства в денежном выражении стоили подороже.

Тем не менее зрячие глухие люди могут читать цепочку звукового состава устной речи по внешним проявлениям артикуляции на лице людей, и замечают мельчайшие детали, не уловимые слышащими людьми. По смыслу произносимых человеком слов по теме беседы, догадываются о значении и месте в речевой цепочке тех согласных речевых звуков, которые им не удаётся различить во внешнем проявлении артикуляции.

Вероятно, зрячие глухие люди замечают некие характерные детали внешнего проявления артикуляции в мгновения перехода от артикуляции согласных к гласным и от гласных к согласных речевым звукам в непрерывном речевом потоке.

Чтобы и слышащие зрячие люди могли помогать себе распознавать смысл речи собеседников в условиях сильной зашумлённости, им можно ориентироваться на внешние проявления гласных звуков речи. И, по общему смыслу обсуждаемой темы, догадываться о не расслышанных согласных звуках речи.

Внешние проявления артикуляции гласных звуков речи (не лженаучных фонем) очень хорошо видит каждый зрячий человек. И может удостовериться, что гласные звуки речи хорошо различаются по одной из пяти степеней расстояния между уголками губ от наименьшего расстояния к наибольшему. У твёрдых гласных такое распределение: У - О - А - Э - Ы. Аналогично и у палатализованных гласных (мягких, не йотированных, как в произносимых слитно в едином слоге с предшествующим палатализованным согласным): ЬУ (ю) - ЬО (ё) - ЬА (я) - ЬЭ (е) - ЬЫ (и), при этом опускается нижняя челюсть на меньшую величину, чем при артикуляции твёрдых гласных, а также с напряжением мышц дна рта.

При артикуляции палатализованных гласных меньше степень опускания нижней челюсти, чем при артикуляции произношения соответствующих твёрдых гласных.

Расстояние между уголками губ отражают зону (место) в ротовом отделе речевого аппарата от наиболее внешнего к самому внутреннему, где нижние комплементарные участки отодвигаются от верхних (зональных) участков. Причём, зона артикуляции гласных более протяжённая вдоль ротового отдела, чем при артикуляции согласных звуков речи, которые произносятся либо плотным смыканием (сонорных согласных), либо одновременным раздвижением или сближением до щелевого просвета (щелевых согласных), либо из плотного примыкания взрывным размыканием (взрывных согласных).

А также по трём степеням опускания нижней челюсти, равно и по трём степеням  расстояния между верхней губой и нижней губой и степени площади просвета между губами от наименьшего расстояния к наибольшему и опять к наименьшему, и от наименьшей площади просвета между губами к наибольшему и опять к наименьшему: 1. У; 2. О; 3. А; 2. Э; 1. Ы.

Зная всё это, родители смогут помогать ребёнку распознавать звуковой состав речи, обращённой к ребёнку. Делая акцент на произношении гласных звуков речи. И тем самым побуждая ребёнка тренировать произношение им гласных звуков. А также сочетание гласных с последующими согласными звуками; и согласных с последующими гласными.

Наглядно это отображено в табличке иллюстрации, в которой отображены эти внешние проявления артикуляции гласных звуков-знаков эволюционирующего всезнания-речи-мышления-морали-культуры-идеологии-веры.

Эта табличка является выделенной частью из общей классификации согласных и гласных звуков речи, разработанной мною,рядовым российским исследователем, не ограниченным исключительно только узкой сферой своей профессиональной деятельности - врача по образованию и профессиональной деятельности. Поэтому мне достаточно хорошо известна анатомия и физиология организма человека и не вызывает затруднений проводить речевые эксперименты на себе и наблюдать проявления артикуляции на лицах других людей, сопоставляя с результатами речевых экспериментов, проводимых на себе.


Подробнее по этой и смежным темам можно ознакомиться в этих научных публикациях:

1. Макеев А.К. Общая классификация согласных и гласных звуков-знаков речи-мышления / А.К. Макеев // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования: сб. ст. по материалам XXXIV Международной научно-практической конференции– № 3(30). – М., Изд. «Интернаука», 2020. - 108 с. С. 65-75. ISSN 2541-9870 http://internauka.org/archive2/phil/3(30).pdf

2.  А. К. Макеев. Самовоспроизводство материи // Materials of the international scientific-practical conference: "Prospects for the Development of Modern Science" – Jerusalem, Israel: Regional Academy of Management, 2016. – 535 p. P. 213-220. UDC 001.18 BBC 72 P 93 ISBN 978-601-267-398-2
3. Макеев А. К. Всеобъемлющее эволюционирующее всезнание о личности и обществе. // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г.: в 11 частях. Часть 6. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – 164 с.; С. 85-113. ISBN 978-5-9905625-6-1 ISBN 978-5-9905667-2-9 (Часть 6) УДК 001.1 ББК 60 В 74 https://ukonf.com/doc/conf.2014.05.06.pdf

4. Макеев А.К. Химия и физика личности и социума // European applied sciences, № 10 2013, (октябрь) том 2. - С. 64-85. ISSN 2195-2183.

5. Макеев А. К. Химия и физика космологической эволюции вещества // European applied sciences, № 9 2013, (сентябрь) том 2. - С. 40-58. ISSN 2195-2183.

6. Макеев А. К. Топология вакуума // European applied sciences, № 5 2013, (Май) том 2. - С. 51-61. ISSN 2195-2183.