Мера доброты

Михаил Шаргородский
Недавно мне довелось быть в компании своих старых знакомых. Одна из присутствовавших дам, говоря о ком-то, неожиданно произнесла: "Мера доброты в части его уже исчерпана и ему дальше надо двигаться самостоятельно".
Я задумался: а что такое мера доброты? Что такое вообще доброта и как ее можно измерить?
Я хорошо знаю, что с детства нас приучают быть добрыми. Не обижать животных. Быть внимательным к людям. Помогать, если можешь тому, кому трудно.
Говоря более высоким стилем, добро – это общее понятие морального сознания, характеризующая положительные нравственные ценности. Изначально оно было противоположно понятию худа (то есть означало результат действия блага).
Добро имеет следующее определение по Ожегову:
"Под добром подразумевается что-то положительное и полезное. Процесс, действие или слово, которое можно противопоставить злу.
Также добром называют имущество, ценные вещи. В некоторых случаях под добром подразумевают согласие.
К примеру, дать добро на что-то, то есть разрешить определенное действие".
Добро – это самые высокие нравственные и моральные ценности, относительно которых остальные категории понятий приравниваются к числу вторичных. Оно будет характеризовать пользу для человека, какой бы то ни было вещи.
Но что такое добро? Огромное количество источников дают свое определение доброте и всему, что с нею связано. Говоря о моральном отношении доброты, то это может быть выполнение человеком определенных действий, влияние которых направлено непосредственно на получение высшего блага не для себя лично, а для окружающих. Добрым делом называется то, что выполняется без преследования корыстной цели или выгоды.
Мы много раз будем возвращаться к тому, что доброта – это стремление помогать. Делать это просто так, не требуя взамен услуг или благодарности, не ожидая поощрения общественности.
Доброе дело – это не показательное действие, не сюжет для легенды. Это обычный поступок настоящего человека.
Доброта нередко выражается и в самопожертвовании. Когда всемирно известный профессор Жордания на самолете, терпящем бедствие, отдал свой спасательный жилет незнакомой девочке, не имевшей ни билета, ни жилета, он хорошо понимал, на что идет. Самолет падал в океан. Профессор не умел плавать. И вот, с огромного лайнера, погиб всего один человек - профессор Жордания. Светлая ему память!
Доброта — это стремление помочь людям, причем, не требуя за это благодарности. Это свойство души, не позволяющее оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом именно тогда, когда это так необходимо человеку.
Доброта и сочувствие - основа характера тех, кто всегда стремися прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку.
Доброта – это еще и заботливое, внимательное отношение к людям, всему живому на земле.
Почти по всем жизненно важным вопросам существует мнение церкви.
Иногда мы думаем по-другому, но всегда относимся с уважением и к мнению церкви.
"Добро; – исполнение человеком Божественной воли, ведущей его к духовному совершенству, а также сам Бог, как Источник духовного совершенства".
(Изречения Святых Отцов и Учителей Церкви).

"Добро есть акт свободной человеческой воли, следующей за всесвятой волей Бога. Бог обладает совершенной святостью. Он совершенно чист от всякого греха, непричастен никакому злу, любит одно только добро".
(Изречения Святых Отцов и Учителей Церкви).

Наука о добре и зле находится в Священном Писании и творениях многих святых. Различение слов "благо" и "добро" представляет счастливую особенность русского языка, –предпосылку для отнесения "блага" к высшей метафизической реальности – Богу, а "добра" к этической характеристике.
Исполнение всеблагой Божественной воли и есть постоянное возрастание человека в добре, ведущее к воспитанию.
Доброта – это высокое и сильное чувство. Про него написаны тысячи книг, отсняты сотни фильмов. Добро побеждает в сказках. Оно лежит в основе мировых религий. Но почему в мире его так мало?
"Добро и зло - анатомичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным".
(источник – Википедия)

"Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом".
(источник – Википедия)

Многие люди также пытаются понять разницу добра и доброты. На самом деле, всё очень просто: добро – это то, что делает человек, обладающий добротой.
Для лучшего понимания существа вопроса, я решил использовать некоторые толкования доброты в различных религиях (частично позаимствовано из интернета).
Добро в христианстве:
"Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий".
(источник – Википедия)

В Евангелии:
"Добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного".
(Мф. 25:35-36. "Святое благовествование")

"А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) ".
(Иак. 5:20. "Соборное послание св. апостола Иакова")

"В трактате "Оправдание добра" русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как "действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому" и отождествлял его с Царством Божиим".
(источник - Википедия)

Ниже очень коротко приводится изложение трактовок добра и ла в других религиях:
Иудаизм:
"Цель мудрости — добрые дела и исправление жизни; а для тех, кто не делают добра из любви к добру, лучше было бы, если бы они не были созданы".
(источник - Википедия)
Ислам:
"Посланник Аллаха говорил: "Все человеческие существа — дети Аллаха, и дороже всех Аллаху те, кто добр к Его детям. Любовь и доброта выше законов; и милосердие жизни больше нежели все церемонии".
"Согласно исламской традиции добро, это внутреннее качество человека, которое порождается с самого рождения (сущности), а зло является последствием его же грехов, то есть зло исходит от него самого же, а не от Аллаха".
(источник - Википедия)
Буддизм:
"Не думай легкомысленно о добре: "Оно не придет ко мне". Ведь и кувшин наполняется от падения капель. Умный наполняется добром, даже понемногу накапливая его".
("Дхаммапада". IX. Глава о зле)

Добро и зло воздаются по-разному. За добро человек получает счастье, за зло — бедствия. Это непреложная истина.
Притом каждый получает то, что заслуживает за свои деяния.
Буддизм.
"В буддизме нет привычного европейцам антагонизма "Добро — Зло". Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний. Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать злом для буддиста".
(источник - Википедия)

Даосизм.
"Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности".
(источник - Википедия)

Индуизм.
"За умение отличать Добро от Зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло".
(источник - Википедия)
Конфуций считал, что "добром является то, что человек сам для себя считает добром". "Не делай другому того, чего себе не пожелаешь".
Это в полной мере совпадает с ответом Христа на вопрос о главной заповеди:
"Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе".
(Мф. 7:12-14)

Некто спросил у Конфуция: "Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром? " Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
Во всем том, что написано выше и намека нет на меру добра. У большинства из нас представление о добре связывается с образом любимой бабушки, до поры до времени, ласкающей и воспитывающей внука. Но и там наступает время, когда внук подрос и отошел от бабули. Можно считать, что первая мера добра в полной мере получена.
В связи с реорганизацией по службе, я временно получил менее оплачиваемую должность, что сразу же сказалось на положении семьи.
Ко мне пришел друг - он занимался мелким бизнесом. Понял мою ситуацию и стал регулярно, раз в месяц, приходить ко мне и оказывать материальную поддержку.
Ровно год он приходил, а потом перестал. Знающие люди мне пояснили, что год — это тот срок, в течение которого человек уже сам должен решить свои проблемы.
Я тогда не думал о том, что сейчас пишу. Но если оценить по-деловому, то его мера доброты равнялась одному году.
У моей покойной супруги была подруга, которую она всячески поддерживала. После смерти жены, подруга осталась без всяких средств существования.
Я принял эту миссию на себя и лет 10-12 до самой ее кончины, ежемесячно выплачивал ей определенное пособие. Здесь меру доброты относительно ее, наверное, можно назвать пожизненной.
Я уже писал, что мне много лет и я живу в селе. Не очень часто, но ко мне заезжают мои бывшие ученики. В меру своих возможностей стараются оказать мне какие-то знаки внимания, которые никогда не бывают лишними. Это общение ничто иное, как доброта к ветерану, по сути дела, возвращаемая ему за дела давно минувших дней.
На днях я жду гостей из ближневосточной страны. Я хорошо понимаю их материальные и моральные издержки, связанные с этой поездкой. Но существует доброта, старые добрые отношения, которые оказываются всего сильней.
Когда у меня скончалась жена, я был очень нездоров. Так мой друг прнял на себя все организационные, материальные и все другие непростые вопросы, которые существуют и возникают в подобных ситуациях.
Можно ли здесь говорить о мере доброты? Она была безмерной.
Наиболее точную меру доброты подскажет душа. Если при воспоминании о ком-то, у вас на душе становится светлее это значит, что человек, о котором вы подумали, помимо всего прочего, был к вам добр. И чем светлее на душе, тем более доброты вы восприняли от этого человека 
Можно ли ее измерить? Чаще всего нет. Но бывают случаи, что общение прекратилось по каким-то объективным причинам. В этом случае мерой доброты будет то время, пока вы были вместе.
Мне кажется, что понятие доброты может быть расширенно с одной личности на целое общество. Чем больше власть сумеет позаботиться о своем народе, о его образовании, лечении, решении жилищных и транспортных проблем, тем лучше и добрее оно относится к своему населению.
Мне вспоминается эпизод с далекого детства. Мы - трое мальчиков шли из школы. Вдруг прямо на нас стал наезжать какой-то грузовик. Естественно, мы сдвинулись на обочину, чтобы дать ему дорогу. А там была большая лужа и один из нас в нее упал.
Он расплакался больше всего горюя, что испортился портфель и он дома получит нахлобучку, и в школу, непонятно, как ходить. Там же на месте, другой мальчик, который остался сухим, освободил свой портфель и отдал его пострадавшему, а испорченный взял себе: "У меня дедушка сапожник. Он что-нибудь придумает".
Не знаю догадался ли пострадавший хоть "спасибо" сказать.
Но мне кажется, что это был образцово-показательный урок доброты. Его мерилом, вероятно, служил духовный склад нашего товарища. Наши дороги разошлись, но думаю, что он немало добрых дел успел сделать в своей жизни.
Однажды, когда я уже был совсем взрослым, попал в аналогичную ситуацию. Надо было на какое-то время отдать свою куртку. Я слегка заколебался, но память мгновенно высветила тот детский эпизод. Я устыдился и поступил, как надо.
Эту миниатюру я озаглавил "Мера доброты". Но по мере размышления и написания этого текста, меня все больше одолевает мысль: а нужно ли это понятие?
Доброта должна быть безмерной. А если ее все же приходится впихивать в какую-то меру, то для этого должны быть суперпричины – расставание, кончина.
Во всех остальных случаях действует одно желание: доброта, как святое чувство, должна быть той атмосферой, в которой мы живем и воспитываем детей.
А если уж возникнет неизбежность в мере доброты, то пусть эта мера непременно будет полной.
И каждый из нас, даже если он ничего не построил и не создал, пусть построит хотя бы микроклимат доброты везде, где он есть.
К сожалению, доброта не всегда достаточно сильна и менее благородные чувства могут ее одолеть. Недаром в первые революционные годы некоторые поэты и писатели задумывались о том, что доброта должна быть сильной, буквально "с кулаками", чтобы уметь защищаться и служить людям.
Пожелаем же добра всем людям. И дай-то Бог, чтобы оно стало нашей естественной формой бытия!