Находчивая Варвара

Алексей Иванов-Уситовский 2
Находчивая Варвара.
  Этот рассказ – байку  я услышал на перекуре. Женщина в возрасте, сидя  возле копны  с сеном, смеясь,  рассказывала , как Варвара отшила двух мужиков. Мужское самолюбие было задето. Они, отвернувшись, курили, и о чем-то  тихо беседовали.
 Обо всем по порядку. Ниже рассказанные события произошли в деревне Бугрово в середине пятидесятых. Деревни начали восстанавливаться  после военного лихолетья. В  них  тогда проживало много молодежи. В колхозах основные сельскохозяйственные работы выполняли женские руки.
 В народе говорят: «Петр и Павел  день на час убавил, а Илья Пророк два часа уволок» Не стало светлых ночей. Другая пословица  утверждает: «До Ильи  сено сохнет под кустом, а после  праздника  только на кусте».
 На дворе  яблочный спас. В  Бугрово праздник, ярмарка. На пяточке  в начале  деревни  собралась молодежь. Парень из соседней деревни, растягивая меха гармони, наполнял окрестности  лирическими мелодиями. Молодые люди и семейные пары, поднимая легкую пыль, кружились в  танце.  Под местные наигрыши, исполняемые гармонистом,  на круг выходили плясуны,  по-разному притопывающие ногами, размахивающие  руками, исполняя, или выкрикивая  частушки. Многие частушки были матерными с картинками. Пьяных не было, но все  на гульбище пришли  после праздничного застолья, где неоднократно поднимались тосты.
Мужики просили гармониста сыграть «Скобаря». Пожелание исполнено. Несколько парней, выказывая свою удаль и сноровку, пулей выскочили в центр танцевальной  площадки,  Выписывая  ногами кренделя, приседая,  они колесом пробежали по кругу. Руки двигались в такт с ногами.  Они оказывались с боку на поясе, ладони ударяли  по голеням ног, по земле. Разгоряченные с красными лицами парни пели частушки.  « Скобари  народ потешный, едут с ярмарки домой …»
Здесь же среди девчат и военных вдов стояла Варвара вдовушка – красавица. Всем хороша Варя, среднего росточка, фигуриста, личико загорелое, улыбка солнечная, русые волосы опрятно убраны в одну косу,  свернувшись в кружок.  Она  украсила голову Вари. Поступь у неё легкая, но уверенная.
На круг она  вышла  плясать, точеной ножкой топнула, частушку звонко запела. Все любовались. Не повезло Варе, рано ушел из жизни муж Василий.
 Вася три года провел в окопах, отважно сражался, бил врага. Орден и пять медалей украшали его грудь. Дважды был ранен, последнее ранение произошло в Германии.  Четыре месяца врачи боролись за его жизнь, лечили  в госпиталях. На колхозном  сенокосе два года назад он  заработал воспаление легких, что ускорило уход его  в иной мир.
 Многие мужики и парни,  скорее всего для забавы, подбивали к ней клинья, но она их отшивала решительным образом.
Парнишка Петя, что этой осенью уходил по призыву в армию, пригласил Варю на медленный танец. В  его затуманенной спиртным голове появилась мечта, желание поближе узнать женщин  до отправки в вооруженные силы. Он был высоким, стройным, можно сказать красивым парнем, закончившим  десять классов средней школы. Во время танца Петя говорил нежные слова и настаивал на встрече наедине. Он прижал Варю, так что стал дышать прямо в ухо  самогонным перегаром.
Когда левая Петра рука начала опускаться, то Варвара, ударив по руке, произнесла: «Не дури».  Она отстранилась от него, хитро улыбнулась, показав здоровые белые зубы, сказала тихо:  «За бабами и девками, ухлестываешь, а в рей вечером боишься прийти. Там лучшее место для свидания».
 У Пети улыбка до ушей, румянец на щеках, слово выговорить не может, от нетерпения и волнения язык проглотил. Головой кивнул, Варю вновь ближе прижал.
 Танец закончился, Петр подвел даму к группе девчат. Варя, смеясь от души, ласково промурлыкала:   « Пока! Пока!  Ухажер!»
 Гармонист заиграл «Кадриль». Балагур и весельчак, семейный мужик  Архип пригласил на танец Варю. На нем надет новый темно – синий костюм, на ногах хромовые сапоги гармошкой, на голове кепочка с пуговкой в центре.  Архип трудился бригадиром тракторной бригады, воевал, горел в танке. В 1946 году вернулся в родную деревню. Вскоре женился, но продолжал бегать к вдовам, помогал им, утешал.
 В головке Вари созрела идея свести в гумне Архипа и Петю. В конце танца она улыбнулась, закатили глаза, и мечтательно тихо произнесла: « Солнышко зайдет, небо потемнеет, приходи в пристройку гумно».
 Варвара быстро скрылась с танцев.
Архип опешил, с трудом дошли до него слова Вари – недотроги, возникли хмельные фантазии.           Дома он обманул жену Таисию,  что  отправляется  в гумно ремонтировать  сложную молотилку, переоделся. По пути заскочил к бабке Акулины, которая гнала самогон и в округе  числилась за колдунью. Она посмотрела внимательно на тракториста, выдала бутылку самогона и старческим голосом прошамкала: «Не на дело берешь бутылек. Ничего у тебя  не выйдет».
 Задами он  подошел к гумну, открыл подсобку. Отдышался,  выпил пол кружки самогонки, крякнул,  закусил рукавом, развалился на топчане. Задремал.
 Солнце село за строения дальней деревни. Жаркий солнечный день сменился прохладным вечером.  С речки наступал туман, и тянуло сыростью.
 Петя взял в сенях избы пол литра  плодово – ягодного вина, приготовленную матерью для провода осенью  сына  в армию. В карманы брюк засунул  пирожки с яблоками, в саду набрал сладких яблок и задворками, прячась,  двинулся в гумно.
  В гумно стояла молотилка,   подготовленная к обмолоту ржаной соломы. Там же высились ржаные скирды. В заднем углу находилась деревянная ручная веялка. Западную часть гумно занимал рей. Он состоял из печи, помещенной в деревянный сруб. В печи сжигали крупные древесные поленья, нагревали её и воздушное пространство между печью и срубом.  На горячую печь клали зерновые снопы, где они высыхали от влаги. Это делали для того, чтобы полнее, качественнее вымолотить зерно из колосьев.
Петя, придя в гумно, осмотрелся, отыскал лесенку, по которой можно было подняться  в рей, поднялся. Копоть, сырость и кромешная темнота встретили горе любовника. Внизу он,  откупорив бутылку вина, быстро выпил третью часть емкости  для храбрости  и уверенности. 
 Смеркалось.  По  углам гумно  бродили, плясали неясные тени. На деревне продолжался праздник, играла гармошка, громко разговаривали, пели, периодически лаяли собаки, народ гулял.
 Варя пришла в гости к солдатской вдове, дом которой стоял ближе всего  к гумно. Она видела, как Архип зашел в подсобку. Вскоре прибежал  Петя. Они не встретились, не было выяснений отношений. Задумала Варвара, запереть их в гумно. Тихо подошла к строению, закрыла двери на засов и отправилась домой.
Петя и раз и два прикладывался к вину, ходил вокруг молотилки, заглядывал в разные углы и решил подышать ночным воздухом и встретить Варю в поле.
 Попытался открыть дверь. Она оказалась запертой.  Тогда Петр стал кричать и ломать дверь, но она стояла, как железо.  От шума проснулся Архип, поднялся, не понимая, где он находится, зажег спичку, усмотрел на столе пол литра  самогона. Это его успокоило, выпил и подошел к двери, но запор крепко удерживал дверь закрытой. Крик и отборный мат разбудили ночную темноту, вороны  взлетели с высоких берез.
 По пыльной дороге  в ночной темноте и тишине  проходили два  брата подростка, которые, заслышав шум в гумно, решил рассказать о нем  своим родителям. Они объяснили, что в гумно стучит,  ругается матом мужик или нечистая сила.
 Отец подростков дядя Антон захватил фонарь «летучая мышь», решил выяснить, кто же находится в гумно. Приближаясь к цели, дядя по голосу узнал Архипа. Он вытащил запор – зуб деревянной бороны. Дверь распахнулась.  Вывалился пьяный мужик, полез драться. Размахнувшись кулаком, упал в крапиву лицом. Она буйно росла возле двери. Зарычал.
-Как ты суда попал?- удивленным голосом спросил Антон.
 В ответ бессвязное бормотание.
- Теперь куда? Домой?
- Ну. Да, да! – простонал Архип.
 Петя, услышав голоса мужиков, с  новой силой  стал колотить в дверь. Дядя отпёр вторую дверь- калитку.  Освободившись, Петр, не поблагодарив спасителей, бегом устремился в деревню домой.
 На небе светло- желтый лунный серп, красные  точки - звездочки светили красными искрами,
 мигали. Медленно плыли  небольшие с рваными боками тучи. По траве, прямиком шатаясь, ушли по домам Антон  и Архип.    Архип  угрожал, грозился наказать  женщин.
- Замолчи бабник!  Узнаю, что обидишь вдову, накажу, не посмотрю, что ты бригадир и член партии.
  Прошли годы. Варя вышла замуж за вдовца в соседний колхоз. Совместно воспитывали  двух детей.
  Петр,  отслужив три года в армии,  не вернулся в родную деревню.
   После реорганизации МТС  Архип  уволился, забрав семью, уехал на жительство и работу в большой город.
  Декабрь 2023 г.
          
            Алексей Иванов Уситовский - 2