Не сломленные - 11

Андрей Грачев 2
Гибадуллин Раввил Харасович.

12 иап, входивший в 38 иад, известен мало. В начале Войны полк летал на и-153, которые, прямо скажем, устарели к началу Войны полностью, использовались чаще всего как штурмовики, а сбивать на них вражеские самолёты было затруднительно. Но находились сильные асы, которые всё же на них успешно воевали. Про Ковтюлева мы уже рассказывали. Был и в 12 иап такой ас.

Известно про этого пилота немного, вернее, почти ничего не известно. Он был младшим лейтенантом, опыта не имел. Однако он сбил на "чайке" 9 вражеских самолётов, из них 7 - бф-109. Достижение уникальное.

28 июля ас оформил первую победу в карьере. Заявил бф-110. Вероятно, это был самолёт из состава 3 отряда SKG210.

Затем 30 июля ас в составе звена заявил два бф-109. Ведущим был Бабич Василий Владимирович. Полк сопровождал бомбардировщики, которые были атакованы немецкими истребителями. Но "чайки" дали им ожесточённый бой. Немецкие истребители, атакуя су-2, (другие бомбардировщики и-153 не могли сопровождать из-за своей малой скорости и высотности), снизили свою скорость, и это дало шанс пилотам и-153. В том бою был сбит и погиб командир 5 отряда JG51 лейтенант Ханс-Йоахим Штеффенс, опытный ас, участник боев в небе Англии, имевший 22 победы на счету. Так пилоты на "чайках" сбили не просто немецкого пилота, а опытного аса. Вторая победа тоже не исключена: известно, что в этом районе был тяжело поврежден и разбился при вынужденной бф-109 из штаба эскадры. Точное время и обстоятельства нам неизвестны, как и имя пилота, но весьма вероятно, что он был второй жертвой "чаек" в том бою.

31 числа ас сбил лично бф-109 и хе-111, отражая налет. В тот день крайне неудачный вылет провела II группа LG2, которая совершала вылет на "самостраховке", закончилось это потерей пяти самолётов, сбитых и подбитых в бою. Очевидно, один из них стал жертвой Гибадуллина. Также досталось KG53, очевидно один из трех сбитых хе-111 из её состава сбил Гибадуллин.

5 числа ас участвовал в двух боях. И заявил один бф-109 лично, а два в составе звена. Причём полк работал по системе самостраховки - часть "чаек", вооружившись бомбами, действовала как штурмовики, а другая часть, наиболее сильные асы, действовали как прикрытие. Такая система, кстати, позже активно использовалась немецкими штурмовиками.

Из трех побед подтверждение имеют две. Был сбит самолёт из 2 отряда JG51, пилот кое-как дотянул до своих, но на посадке самолёт разбился. Второму пилоту повезло меньше, из 7 отряда JG51 унтерофицер Херберт Бушманн спасся с парашютом, но попал в плен. Это был опытный пилот, участвовал в боях в небе Англии, имел 6 побед на счету.

10 августа ас в составе группы заявил последний в карьере бф-109. Увы, эта победа немецкими данными не подтверждается.

Но в целом, как мы видим, у аса очень высокая подтверждаемость, и он доказал, что на "чайках" тоже можно сбивать "мессера", причём двое сбитых были асами. Однако полк тоже нес большие потери и постепенно таял...

16 сентября 41 года лётчик не вернулся после очередного ожесточенного боя. Сбил его, видимо, оберфельдфебель Хайнрих Хоффманн из 11 отряда JG51, не особо уважительно окрестив его самолёт как Р-3. Но в том бою также заявки оформили пилоты I группы, в частности оберфельдфебель Александр Мудин из 1 отряда, русский на службе вермахта.

Гибадуллин - один из множества безвестных Героев Войны. Он не получил ни одной награды даже посмертно, имя его мало известно даже исследователям авиации, про него нет ни статей, ни воспоминаний. Мы надеемся, что наша статья будет данью памяти этому замечательному человеку.

Глухих Иван Михайлович.

Этот ас служил в составе 271 иап. Прошло время, и этот полк был преобразован в мощный и известный 64 гиап. Но это было много позже 41 года. Из пилотов того времени мало кто уцелел, и одним из них был Глухих.

В 41 году полк состоял в основном из старых и-153 и даже и-15, которые использовались только как штурмовики. Несколько "ЛаГГов", которые были в составе полка, использовались с одной-единственной целью: прикрытие бипланов во время их вылетов. Командовал этой эскадрильей Глухих, самый опытный пилот полка. Он имел за плечами опыт финской Войны. Полк действовал в районе Ростова. Долгое время он был в резерве, в бои вступил только в октябре 41 года. Поскольку никаких задач, кроме прикрытия бипланов, у лётчика не было, то и все сбитые им самолёты были бф-109.

Стоит сразу сказать, что с подтверждением в полку дело обстояло "так себе" - почти все победы аса подтверждаются одним свидетелем из пилотов его группы, а иногда и других полков. Но также мы можем сказать, что ас не слишком злоупотреблял этим и не писал себе неоправданно большого количества побед.

Первую из них он одержал 19 октября в районе станции Морская. Бф-109 пытались атаковать и-153, их связал боем Глухих со своей пятёркой. Падения самолета он не наблюдал, но со слов пилота совсем другого полка ему победу записали. Немецкие данные её не подтверждают.

Больше оснований имеет победа аса, заявленная 22 октября. На сей раз он сопровождал всего одним звеном из трех ЛаГГов и-15бис, их атаковали бф-109, но без особого успеха, вскоре один был сбит, ещё один загорелся, но падения его никто не наблюдал. Поэтому асу записали только одну победу. Любопытно, что в полку принципиально не писали групповые победы. На сей раз немецкие документы полностью подтверждают картину боя. С советскими пилотами сошлись малоискушенные пилоты 3 отряда LG2, которые потеряли один бф-109 вместе с пилотом (лейтенант Хайнц Реннерт), другой получил многочисленные повреждения и совершил посадку на брюхо.

23 числа полк провел ещё один ожесточённый бой, в котором понёс существенные потери от атак бф-109, и, хотя было оформлено две заявки, одну из них оформил Глухих, реальных потерь нападающие не понесли. Снова победу записали со слов пилота другого полка. А вот 30 числа ас отработал успешно. Он в очередной раз ввязался в утомительный бой с группой бф-109, который закончился тем, что Глухих сбил лидера вражеской группы. Так оно и было. Глухих сбил в том бою опытного и сильного командира 7 отряда JG77, оберлейтенанта Вальтера Хёккнера, имевшего 26 побед на счету. Ас успел спастись с парашютом. Напомним, именно этот пилот впоследствии сбил Федосеева.

3 ноября произошёл бой, как под копирку похожий на остальные бои аса. Снова он сопровождал и-15, снова немцы атаковали первыми, снова пришлось биться с ними на виражах и снова немцы отстали, только потеряв один свой бф-109. Эта победа имеет подтверждение, в указанном бою был подбит самолёт из состава 9 отряда JG77, списан после вынужденной, ещё один также получил тяжёлые повреждения.

Это была последняя победа аса в 41 году. Вроде бы, побед он одержал немного - всего три из пяти имеют подтверждение. Но можно поставить вопрос иначе - как они были одержаны. В каждом бою немцы имели перевес по численности, по высоте, так как, сопровождая и-15, Лагги сильно снижались, и немцы могли атаковать с комфортом, ну и, конечно же, немцы имели всегда инициативу. Глухих одерживал победы в упорных, долгих боях, причём немцы из 77 эскадры были максималисты, вели бой до последнего. Этой "упертостью" эскадра славилась и выгодно отличалась от большинства других соединений люфтваффе. Особенно, конечно, надо отметить победу над Хёккнером, одним из лучших асов эскадры. Поэтому Глухих по праву занимает место в нашем списке.

Позже Глухих стал штурманом полка, одержал за карьеру 13 побед, удостоен Звания Героя Советского Союза. Стоит отметить, что именно в эскадрилье Глухих летал Муравьёв Павел Игнатович, и роль в воспитании этого замечательного аса самого Глухих была велика. В 43 году ас был снят с фронта, работал лётчиком-испытателем. Служил в ВВС и после Войны.

Москальчук Василий Борисович.

88 иап - ещё один полк, который не задумывался как элитный, однако в 41 году его пилоты одержали большое количество побед, хотя и воевали на и-16. Полк действовал в районе Киева.

Одним из самых опытных пилотов этого полка был Москальчук Василий Борисович. Он долго работал инструктором, и Войну начал заместителем командира эскадрильи 249 иап. В августе он был переведён в 88 иап, где служил комэском, а позже штурманом.

В составе 249 иап ас одержал первые три победы в карьере. Полк этот был не столь силен, как 88 иап, и асами не изобиловал. 3 июля ас заявил до-215 в районе Каменца-Подольского. Скорее всего, это был ю-88 из 4 отряда KG27, который был сбит в этом районе атакой истребителя. Двое членов экипажа погибли.

Затем ас отличился 6 числа, сбил ю-88. На сей раз есть даже описание, он атаковал ведущего немецкой группы, обстрелял его РС, и тот взорвался в воздухе. Это был самолёт из 4 отряда KG51. Пилотом был майор Антон Лоршен, командир отряда, он погиб в бою, из всего экипажа уцелел только один человек, бортстрелок.

18 числа уже в районе Жашкова лётчик заявил бф-109 во время сопровождения СБ. В прицел лётчика попал лётчик Людвиг Райбель из 1 отряда JG53, он смог спастись с парашютом, на счету его было 5 побед.

Перейдя в 88 иап, ас, в эскадрильи которого служили такие яркие пилоты, как Батяев Василий Сергеевич, Карданов Кубати Лакманович, активно пополнял счёт. 14 числа в ходе большого боя, происходившего на виражах, он открыл счёт своим победам и в этом полку. Ас сбил пилота 5 отряда JG3 лейтенанта Ханса Ресселя, имевшего 5 побед на счету. Одну из них он одержал в том самом бою. Бой был для полка тяжёлым, было сбито два самолёта, погиб яркий ас полка Деменок Василий Фёдорович. Не исключено, что его сбил Рессель перед тем, как его самого сбил Москальчук.

15 числа ас заявил ю-88, и снова есть подтверждение. Был сильно поврежден ю-88 из 5 отряда KG54, после вынужденной списан, причём совпадает место и причина, он подбит атакой и-16. 17 числа ас снова отличился, сбив сразу два бф-109 в одном бою при сопровождении бомбардировщиков в районе Днепропетровска. По немецким данным, в бою был подбит только один бф-109 из II группы JG3 и совершил вынужденную посадку на брюхо.

После этого ас отличился только в ноябре, полк тогда вёл бои уже в районе Ростова. Он заявил разведчик хе-111, но это был ю-88 из 2(F)/22, он смог дотянуть до своих, но после вынужденной посадки был разбит. Последнюю победу в 41 году ас оформил 9 ноября, заявил бф-109. Подтверждения этой победы нами не найдено.

Но в целом, как мы видим, ас был объективный и очень сильный, большой мастер маневренного боя, старой школы. Он дважды представлялся к Званию Героя Советского Союза, но оба раза награждён не был. Увы, 21 июля 42 года ас, на тот момент штурман полка, погиб в катастрофе: при посадке самолёт скапотировал. Эта беда преследовала и-16 постоянно и была причиной гибели многих пилотов.

Карданов Кубати Локманович.

Достойный сын кабардинского народа начинал с мирной профессии учителя, но потом он "заболел небом", как почти все мальчишки Великой Страны. В авиации он был с 40 года, то есть в Войну вступил не очень ещё опытным пилотом. Воевал он с первых дней. Естественно, как рядовой пилот.

Впрочем, лётчик быстро показал свой талант, и уже 13 июля одержал первую победу, правда, в составе звена. Заявил он hs-126. Точно сказать, из какого он был подразделения, мы не можем. 30 июля будущий ас уже отличился лично, сбил ю-87. Точно в указанном районе был сбит в воздушном бою такой самолет из III группы StG77. А на следующий день в паре с Батяевым Василием Сергеевичем ас заявил бф-109. Кроме них, отличился также Середа Пётр Селиверстович. Нам известно, что в том бою был подбит унтерофицер Гюнтер Шульц из 2 отряда JG3, при попытке вынужденной посадки разбился насмерть. На счету его было 5 побед. Немцы считали, что его сбила ЗА, поскольку пилоты полка активно использовали РС. Сами немцы к этому виду оружия воздушного боя относились скептически.

Затем ас очень успешно провел бой 19 августа в районе Кринички. Совместно с Князевым Василием Александровичем и Маркеловым Андреем Гавриловичем были заявлены сразу два "хе-113". Однако немцы признают лишь, что после боя один бф-109 из состава II/JG3 совершил вынужденную и был сильно поврежден.

Любопытную птицу заявил ас 28 августа - некий арадо 197. Скорее всего, это был просто hs-126. Впрочем, ни таких потерь, ни других похожих в том месте в тот день мы не находим.

27 декабря ас заявил последнюю победу в том году, но, хотя пилоты полка заявили  три бф-109 в том бою, немцы потерь не признают. В том бою и самому асу досталось крепко, он был ранен и чуть не разбился. Произошло это в лобовой атаке. Ас сошёлся в ней со знаменитым асом Хербертом Илефельдом, который тогда командовал I группой LG2.

В целом, не все победы Карданова в 41 году имеют подтверждение, тем не менее, это был хороший, талантливый ас, вдобавок прекрасный организатор. К 43 году он уже был штурманом полка, получил Звание Героя. 20 ноября 43 года в ожесточённом бою ас получил тяжелое ранение, с трудом довёл до аэродрома самолёт, после чего надолго попал в госпиталь. Хотя он позже вернулся в авиацию, но практически не участвовал в боях, имея на тот момент 17 побед на счету. Однако в авиации остался, дослужился до Звания генерал-майора после Войны. Кто его тогда подбил, точно сказать нельзя, так как в бою было сбито несколько советских самолетов, это могли быть хорватские пилоты, оформившие три заявки в том бою, а также кто-то из пары известных асов JG52 Герхард Баркхорн - Хайнц Захсенберг.