Гамлет 2000, экранизация Майкла Альмерейда

Бадди Фазуллин
Первый современник

Идея перенести классику, того же Гамлета в современность не нова. Главное – понимать, для чего. Первый и самый очевидный ответ лежит на поверхности: чтобы приблизить автора к современному потребителю (зрителю, слушателю, читателю), создать и максимизировать эффект вовлеченности, эффект присутствия и сопереживания героям.

Другой вопрос: насколько данные перемещения во времени отражаются на исходном тексте и конечном авторском посыле. Адаптации любых художественных произведений всегда балансируют по тонкой грани между этими, зачастую взаимоисключающими друг друга полюсами: максимально сохранить форму [слово, ноту, палитру] или же содержание – дух произведения.

К примеру, Кеннет Брана в своем Гамлете 1996 года пошёл по пути буквального перенесения текста на экран. Просто буквального и построчного. В результате у него вышло 4 часа экранного шекспировского слова. При этом само действие он перенёс не в современность, а в Викторианскую эпоху. Стал ли от этого Гамлет ближе современнику, вопрос спорный. Поскольку где-то на перепутье сразу нескольких эпох (Средневековье - времена Шекспира - Викторианская эпоха - современность) шекспировский дух и подзатерялся.

Понятно, что при «стандартном» киношном хронометраже без купюр не обойтись. (Если, конечно, у тебя нет 4-х часов и ты не Кеннет Брана.) И, значит, в любом случае придётся больше полагаться на обобщенный смысл, нежели дотошно следовать букве. В конце концов, как бы не менялся мир вокруг, сам человек и его страсти за последние тысячи лет истории цивилизации не изменились ни на древнегреческую «йоту», ни на современный смайлик.

Гамлет нового тысячелетия (образца 2000 года) от режиссёра Майкла Альмерейда решил, если и не полностью абстрагироваться от архаичности первоисточника и опустить подобные фрагменты в тексте, но хотя бы попытаться его актуализировать. Или обыграть через иронию. Так в фильме появились корпорация Denmark, отель Эльсинор, пресс-конференция о бракосочетании нового главы корпорации и новостной выпуск по ТВ в финале драмы. И прочие атрибуты современности, вплетённые в контекст повествования: огни большого города, массмедиа, ручная видеокамера, салон видеопроката, рейв-вечеринки, интерьеры, одежда и давящий на мозг серый шум опостылевшей цивилизации нескончаемым фоном в ушах… И, как мне кажется, подобный ход вполне удался.

При этом нарочитое наложение шекспировского текста со «стражей», «вельможами», «латами» и т.п. на фоне стекла и бетона небоскребов и автоматами с Пепси не выглядит диким. Скорей метафоричным и иносказательным. А порой кажется, что современники используют шекспировский текст в качестве удачно ввёрнутых к месту цитат, бравируя друг перед другом своей эрудицией. А что, я и сам так делаю.

Даже самый нелюбимый монолог-напутствие Полония в исполнении Билла Мюррея не выглядит фиглярством или издёвкой, принятой по умолчанию у прочих Полониев. Напротив: пожалуй, это первый случай, когда надуманный и излишний для действа фрагмент кажется оправданным и органичным. А талант Мюррея являет здесь истинную отеческую любовь и заботу к своим детям.

Вообще, подбор актёров Гамлета-миллениум мне кажется самой сильной стороной постановки Альмерейда. Не растеряв и капли заложенных автором глубины и психологизма, актёрскому составу удалось максимально осовременить персонажей, сделав их понятными и соответствующими новому времени. Так Офелия – Джулия Стайлз предстала типичной «next-door-girl» с неизменной тинейджерской жвачкой во рту. А Клавдий в исполнении Кайла МакЛахлина – вполне типичным, даже расхожим образом воротилы с Уолл-стрит, не гнушающимся ни чёрного пиара, ни даже, чего уж теперь скрывать, убийств.

Отдельного упоминания заслуживает Гертруда (Дайян Венора), которая впервые не выглядит жертвой обстоятельств или собственной недальновидности (читай – глупости), но вполне довольной собой похотливой самкой, упивающейся неожиданно представленным шансом пережить с новым любовником «вторую молодость». Как точно охарактеризовал её Гамлет:

«Ни слова про любовь. В лета, как ваши,
Живут не бурями, а головой…
Стыдливость, где ты? Искуситель-бес,
Когда ты так могуч во вдовьем теле,
Как девственности быть с её огнем?..
О, женщины, вам имя – вероломство!»

И что более всего порадовало: на этот раз, наконец, обошлось без злосчастного эдипова комплекса, что уже довольно набило оскомину во всех прочих постановках, все как одна выросших из длинных ушей Лоуренса Оливье.

Вообще, весь актёрский состав первого, второго и последующих планов, от самого Гамлета до последнего секьюрити президента корпорации Денмарк, включая Лаэрта, Тень, Горация со своей подружкой и рубак Розенкранца с Гильденстерном, наконец стряхнули многовековую пыль с ветхих театральных декораций и до скуки заезженных архетипов. Будучи вырванными из контекста прошлого и по максимуму формализуя обстановку, они точны в передаче человеческих эмоций и мотивации поступков своих персонажей.

Хотя про «роли первых планов» говорить не приходится, поскольку второстепенными здесь можно считать все без исключения роли, кроме Итана Хоука. Несомненно эта постановка – звёздный бенефис Хоука. Гамлет, сыгранный Итаном Хоуком, Гамлет-хипстер в кричащей вязаной шапочке и с видеокамерой в руке, предстает типичным и узнаваемым представителем поколения миллениалов, близким и понятным своим современникам. И, возможно, впервые мотивы и зачастую нелогичные действия его героя наконец становятся хотя бы понятными и осмысленными.

И, кстати, едва ли не впервые за долгую историю многочисленных театральных и кинопостановок мы увидели в главной роли практически сверстника самого персонажа. А то ведь как в театре испокон повелось: актёр должен сперва заматереть, понабраться опыта и глубины, чтобы наконец заполучить самую вожделенную драматическую роль всех времён… в свои 40+.

Для визуализации даже приведу небольшую возрастную подборку самых известных кино-Гамлетов (в порядке убывания):
Лоуренс Оливье – 41
Иннокентий Смоктуновский – 39
Дэвид Теннант – 38
Кеннет Брана – 36
Мел Гибсон – 34
Итан Хоук – 30
И, наконец, Иен Гленн – 29 лет (хотя у Стоппарда в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Гамлет даже не второстепенный персонаж, поэтому выбывает из выборки). Напомню, что по оценкам шекспироведов Гамлету, несмотря на многочисленные нестыковки в тексте, на момент действия было около 30.

Да, в этом Гамлете не нашлось места некоторым важным сценам: разговору о флейте, разговору с могильщиком, включая даже самую заезженную и растиражированную, и потому знакомую даже самым дремучим неучам: монолог с черепом про некого «бедного Йорика».

Зато фильм подарил интересные режиссёрские ходы и операторские решения: нижний ракурс на персонажей на фоне давящих громад небоскрёбов… раздробленный на части (закадровую, видео и прямую речь) знаменитый гамлетовский монолог… кинотеатр вместо бродячего театра… курящая на балконе Тень, видимая через мониторы слежения… игры с видеокамерой и отснятым на неё материалом вместо дневника и в качестве альтернативы закадровому тексту… вечно включённый фоном телевизор, также сообщающий необходимую для действа информацию… молитва Клавдия на заднем кресле лимузина…

Особенное удовольствие доставили пару томиков Маяковского на полке у Горация и фото Команданте работы Корды на стене в номере Гамлета. Вот уж, воистину, манифест Generation «П»! Единственный момент, который кажется непродуманным или недодуманным – дуэль на спортивных шпагах, вдруг переросшая в перестрелку. Но я даже не знаю, как ещё можно было бы обыграть данную сцену.

В общем, новый «атомный» Гамлет-2000, отойдя от буквализма и опустив многое из текста программного произведения (что вполне можно было бы записать ему в упрёк), сохранил главное – он передаёт сам дух и проблематику шекспировской классики. Реализм, в том числе, достигается и тем, что актёры ближе прочих подходят по возрасту героям Шекспира. А перенесение действия в джунгли мегаполиса делает коллизии трагедии ещё ближе и понятней современному зрителю.

Но и сами шекспировские герои, перенесённые в современность, не теряются в новых декорациях и точно передают саму суть и глубинные пружины, движущие повествованием. Утратив напыщенную куртуазную театральность, действие обрело кровь и плоть, превратившись в реальность за окном. Отчего приобрело истинный драматизм, которому начинаешь по-настоящему верить. Впервые.

Baddy Riggo,
июнь 2020 – январь 2021 (основная идея, сбор материалов и наброски),
сентябрь 2021 (первое чтение пьесы на больничной койке и сбор материалов), 
14-15.12.2023 (пересмотр фильма и финальная компиляция)

Смотри также другие кинорецензии, в том числе экранизаций Гамлета. А также мою страницу рецензий на портале Кинопоиск: https://kinopoisk.ru/user/595574/comment/2949050/

Материал перепечатан со страницы персонального сайта: https://riggo.ru/publ/glagol/critics/hamlet-2000/