15 декабря. Унесённые ветром

Константин Клюшкин
15 декабря 1939 года в Атланте, Джорджия, США, состоялась  премьера фильма "Унесённые ветром". Режиссёры Виктор Флеминг, Джордж Кьюкор, Сэм Вуд.

Фильм поставлен по одноимённому бестселлеру Маргарет Митчелл. Уже в первый день было продано 50 тысяч экземпляров. Поэтому уже через месяц после публикации романа, в июле 1936 года, продюсер Дэвид Селзник приобрел права на экранизацию романа, заплатив писательнице 50 тысяч долларов (примерно 1,1 миллиона долларов сегодня). И сразу же после покупки права на экранизацию по поручению Селзника Джордж Кьюкор приступил к режиссёрской разработке. Собственно съемки фильма под руководством Кьюкора начались в конце января 1939 года и шли достаточно успешно благодаря глубокой и всесторонней предварительной проработке.

Однако, менее, чем через три недели после начала съемок Селзник уволил Кьюкора с поста режиссёра картины. Формальным поводом увольнения Селзник объявил то, что Кьюкор, будучи гомосексуалистом, не сможет должным образом снять любовные сцены между Кларком Гейблом и Вивьен Ли. Однако, осведомлённые лица говорили, что настоящая причина увольнения Кьюкора - настоятельная просьба Кларка Гейбла. Якобы, Кьюкор, вращаясь в гомосексуальных кругах, получил информацию о большом опыте работы Гейбла в качестве мужского эскорта, проще говоря, жиголо. Опасаясь распространения этой информации, Гейбл настоял на отстранении Кьюкора. Кларк Гейбл, который за 4 года до этого за роль в фильме "Это случилось однажды ночью" получил премию Оскар, на съемках "Унесённых ветром" был на положении фаворита. Достаточно сказать, что Вивьен Ли за 125 съемочных дней получила гонорар 25 тысяч долларов, а Гейбл - за 71 съемочный день - 120 тысяч долларов. А вот премия Оскар ему за роль в этом фильме не досталась.

Как бы то ни было, на смену Кьюкору был назначен Виктор Флеминг, имевший в кинематографических кругах репутацию мачо. Вивьен Ли чрезвычайно страдала от этой замены, поскольку для неё, британской интеллигентки и воспитанницы монастырской школы, фразы, типа "Засунь этот сценарий в свою тощую британскую задницу", которыми ежечасно подтверждал свой типичный американский мачизм Виктор Флеминг, были сродни пытке. Спасало только то, что Кьюкор согласился, втайне от Селзника и Флеминга, по выходным продолжать свою режиссёрскую работу с Вивьен Ли и Оливией Де Хэвиленд. Плюс к тому, когда терпение Вивьен дошло до предела, и она готова была покинуть съемки, Флеминг неожиданно сам ушёл в отпуск, сославшись на переутомление. На самом деле, параллельно с работой над "Унесёнными ветром" Флеминг завершал фильм "Волшебник страны Оз". На время отпуска Флеминга бразды правления перешли к Сэму Вуду. 9 сентября 1939 года состоялся предварительный показ картины.

Британская актриса Вивьен Ли в конкурентной борьбе за главную роль в этом фильме обошла 1400 американских претенденток. И это при том, что Вивьен Ли к моменту начала съемок было уже 25 лет, в то время, как героине романа в начале - 16 лет. Впрочем, сама автор романа Маргарет Митчелл утвердила актрису на эту роль, хотя изначально видела в качестве исполнительницы главной женской роли Кэтрин Хепбёрн. А между тем, ещё до начала съемок в рамках пиар-компании фильма кинозрителям было предложено проголосовать за кандидаток на главную роль. За Вивьен Ли был подан всего один голос. И, тем не менее... Роль Скарлетт О'Хара принесла британской Актрисе премию Оскар за Лучшую главную женскую роль.

В ночь премьеры фильма «Унесенные ветром» в 1939 году возле кинотеатра собралось около 300 тысяч человек, которые хотели лично поприветствовать создателей картины. Темнокожим актерам, снимавшимся в фильме, было запрещено присутствовать на премьере. Это же требование распространялось и на Хэтти МакДэниел, впоследствии удостоенной премии Оскар за женскую роль второго плана в этом фильме. Кларк Гейбл пригрозил организаторам премьеры бойкотом премьеры, если МакДэниел не будет допущена. Неизвестно, выполнил ли бы он свою угрозу, но актриса уговорила его пойти на премьеру. Вполне возможно, что и выполнил бы, поскольку сам был не в восторге от этого фильма и своей роли в нем, пренебрежительно называя фильм "дамской драмой".

Хэтти МакДэниел подверглась гонениям за участие в этом фильме и со стороны чернокожего сообщества, которое упрекало её в том, что она, согласившись на роль служанки, подыграла расистским настроениям. На эти нападки актриса отвечала, что предпочитает играть служанок за 700 долларов в неделю, чем работать служанкой с зарплатой 7 долларов в неделю.

В начале 1940 года фильм "Унесённые ветром" получил 13 номинаций на премию Оскар, из которых выиграл 8, включая важнейшие - как Лучший фильм и за Лучшую режиссуру. Кроме того, фильм получил без номинаций ещё 2 почётных Оскара за технические достижения. "Унесённые ветром" стали самым первым цветным фильмом и самым длинным фильмом, получившим Оскара как Лучший фильм.

Премия Оскар за Лучшую режиссуру была присуждена одному Виктору Флемингу. Насколько справедливым было это решение, судите сами. Подсчитано, что на долю Кьюкора пришлось восемнадцать дней съемок, Флеминга - девяносто три, а Вуда - двадцать четыре. Весь процесс создания фильма занял 7,5 месяцев. Прикиньте, возможно ли было снять фильм, продолжительностью более 4 часов, за такой срок без серьёзной предварительной режиссёрской проработки, осуществлённой Джорджем Кьюкором в течение двух с половиной лет? Впрочем, решение Американской киноакадемии можно оправдать тем, что в титрах к фильму не были упомянуты ни Джордж Кьюкор, ни Сэм Вуд.

До европейских экранов фильм добирался 4-5 лет, что абсолютно объяснимо: в Европе бушевала Вторая Мировая война. Соответственно, об участии фильма в престижных европейских и азиатских кинофестивалях не могло быть и речи. В СССР первый показ фильма состоялся в 1969 году в рамках Московского кинофестиваля. Для широкой советской аудитории фильм начал демонстрироваться в 1990 году. И в России фильм всегда пользовался неизменным успехом, как минимум, не меньшим, чем в США.

Любопытное объяснение успеха фильма как в США, так и во всем мире сделал Роджер Эберт, оценивший фильм 4-мя звездами из 4-х возможных и назвавший его "превосходным примером голливудского искусства". В своей рецензии, которую он написал после 5-го просмотра этого фильма, он сделал вывод, что фильм вышел на экраны как никогда вовремя: Великая Депрессия вынудила очень многих женщин оторваться от домашнего хозяйства и выйти на работу. В этих условиях образ женщины, Скарлетт О'Хары, способной подчинить свое сексуальное влечение и прочие страсти рациональной рассудочности и практицизму, пришёлся как нельзя кстати. Тем более, что на пороге маячила Вторая Мировая война.
Об оценке фильма рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. При бюджете почти в 4 миллиона долларов фильм собрал по всему миру более 400 миллионов долларов. А если сделать поправку на инфляцию, то в ценах 2019 года совокупный кассовый сбор этой картины составил 1 822 598 200 долларов при затратах на производство картины в 73,5 миллионов долларов. То есть, кассовые сборы в 24 раза превзошли затраты. Несмотря на то, что с момента создания картины минуло не одно десятилетие, и зрительские вкусы под воздействием самых разных факторов и событий должны были бы серьёзно поменяться, современные кинозрители продолжают оценивать фильм весьма высоко. При этом, что характерно, по данным IMDB и Кинопоиска средний зрительский рейтинг в США у этого фильма составил 8,2, а в России - 8,4. Любопытная деталь: после появления в июне 2020 года СМИ информации о том, что "Крупнейшая стриминг-платформа HBO Max изъяла легендарную картину из своей фильмотеки" https://www.kp.ru/daily/27142.5/4233839/ рейтинг картины в России ещё больше подрос. В целом, 74% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10, а 32% - практически каждый третий - оценили фильм высшим баллом - "десяткой".

Среди прочих причин, обеспечивших успех фильма в России, российский кинокритик Сергей Кудрявцев называет небольшую ошибку, возможно, сознательную, допущенную при переводе названия фильма. "Но вместо более точного по смыслу перевода «Развеяно ветром» у нас отнюдь не случайно прижилось название «Унесённые ветром». Оно сентиментальнее и романтичнее, намекает на судьбы двух любовников-соперников, не желающих уступить друг другу. А «Развеяно ветром» - всё же о другом: о безвозвратно ушедшем времени Старого Юга и мире богатых усадеб Атланты, процветавших благодаря рабовладению; о неминуемом ходе Истории, которая вмешивается в жизнь страны и отдельных людей. Банальный «ветер эпохи» развеял иллюзии и надежды тех, кто пытался сохранить в неприкосновенности уже отживший уклад общества." - https://kinanet.livejournal.com/254363.html

С учетом перечисленных показателей успеха картины "Унесённые ветром" её рейтинг (см. Предисловие) составил 8,296, благодаря чему она занимает 418-е место в Золотой Тысяче.