Не жизнь, а сказка - 1

Дарья Михаиловна Майская
Я записываю рассказы, разговоры моих героев в точности,
не меняя, не искажая, не прибавляя ни единого слова!
И это тоже говорит в их пользу - они не только очень
добры, но бесконечно талантливы, с огромным чувством
юмора! Полюбите их, как полюбила я.
***

Эта семья в силу характера её членов или обстоятельств,
никогда не жила на одном месте. Колесила по своей стране,
по союзным республикам.
    А семья эта, в основном, из армян состоит - мать, Зоя - чистокровная
армянка; отец - Алмаст Ситракович - чистокровный армянин, 
и у них теперь уже взрослая, замужняя дочь - Милена.

   В бытность их жизни на Украине после Москвы,
вышла Милена замуж за украинца, родила в браке сына, но не ужились.
Милена говорит, что очень хорошо можно было бы жить с первым мужем,
но она была молодая, глупая, сама не знала, чего хотела и,
Боже упаси, в чём-то уступить, хоть кому.

   Родители её переехали в Баку и она с маленьким сыном с ними.
Там они задержались надолго. Всё им здесь очень нравилось.
Отношения с местными были самыми дружескими, тёплыми.
Милена познакомилась с чудесным парнем - Климом - немцем из Казахстана,
его семья тоже давно проживала в Баку.

   Родители Клима были категорически против Милены: разводная 
да с ребёнком, а Клим умница и красавец. Но он пошёл наперекор всем своим,
родным. Женился на Милене и зажили они дружно и счастливо.

   А тут и союз распался И поехали они... аж в Германию!
На историческую родину Клима. Пожили в Берлине, переехали в Баварию
в красивейшее село, взяли целевой заем на покупку дома.
Обустроились. С ними и родители Милены переехали в Баварию.
Таким же образом поселились неподалёку, навещают друг друга,
живут в дружбе и радости общения.
   
    Милена к этому времени стала классным поваром и пекарем: армянская,
русская, украинская, азербайджанская, а потом и немецкая кухни
и врождённый дар к готовке, пекарскому делу, сделали из неё
кулинара-виртуоза.

  В Германии разу устроилась на работу, росла по службе.
Клим тоже работал - у него золотые руки! За что ни возьмётся - всё
до идеала доводит!  А тут и дочка у них родилась. И осели они в Германии окончательно.

   Сколько языков знают! И на немецком все говорят - за 30 лет выучили.
У каждого есть свой родной язык, а говорят только на русском. Милена и Клим -
на чистейшем, родители с красивым армянским акцентиком, дети с едва
заметным немецким...

   Как-то родители пришли к Милене и Климу. Вообще-то, они частые гости -
обеды у Милены с Климом потрясающие! Зоя мастерица готовить,
но признаёт верх за дочерью Миленой.

   Дошло дело до чая. Стол обильно накрыт, но отец говорит, что
к сладкому чаю ни один сыр так не подходит, как солёный. Дочь догадывается: брынза? И тут же подаёт.

   - О! Вот это то, что надо! - с улыбкой восклицает отец.
С его лица не сходит улыбка - очень он добродушный и весёлый человек,
хотя пожилой, и операцию недавно перенёс...
С Климом он уже, но Клим говорит тестю:
   - Что не здороваешься?
Тесть будто ждал этого, радостно раскидывает руки:
   - О! Здравствуй дорогой! - и обнимает Клима, похлопывает
по спине. Оба весело смеются.

  Милена потчует: пейте, ешьте, а потом в лото поиграем!

   - О! А я сегодня сон видел, что все свои деньги проиграл!
Не знаю, к чему это? С плохим настроением встал... - говорит отец.

   Почти всегда серьёзная, при этих словах мать смеётся:
   - У тебя денег-то больше сорока копеек не бывает.
Всем смешно и отец улыбается.
   - Мам-джян (мамочка), расскажи, как папа знакомил тебя со своими родственниками.

   - Не хочу вспоминать,- серьёзно говорит мать.
   - Мам-джян! Расскажи, - настойчиво просит Милена.
Отец улыбается, прячет лицо за бокалом с чаем.

   - Ну, хорошо, слушайте, - после долгих уговоров сдаётся Зоя.

   Мы с Алмастом были помолвлены, когда моя свекровь повела показать меня
своей свекрови, которая жила в другом доме с семьёй сына.
   - Как звали твою свекровь, мам-джян?
   - Зюмруд, - отвечает за жену отец.
   - Изумруд, значит,- говорит Зоя. У них все имена такие: Изумруд,
Алмаз...
   - Отец смеётся - это он - Алмаз.
   - У них и бриллиант есть - его сестра Гоар.
Отец говорит:
   - Зачем мою семью оскорбляешь? - и сам улыбается, даже тихонько
посмеивается.

   - Да. Повела меня Зюмруд к своей свекрови. Пришли.
Меня провели к бабушке, а свекровь при входе осталась. Ей не разрешалось
входить - бабушка её терпеть не могла. Когда свекровь привозила к ней детей,
бабушка велела детей оставить, а Зюмруд идти к своей матери.
 
   Бабушка к тому времени плохо видела. Спрашивает у меня:
   - Это ты невеста?
   - Да, - говорю тихо.
   - Возьми хорошую палку... - и вдруг Зоя заливается неудержимым смехом:
   - Нет... Не буду... не могу, - еле выговаривает она.
   - Мам-джян, скажи по-армянски, я переведу.
   - Нет... не скажу, - Зоя впервые так заходится от смеха.
Её начинают все уговаривать.
   
   Зоя сдалась, быстро заговорила, Милена переводила
одному Климу, он не всё понимает по-армянски:
   - Возьми палку и засунь её своей свекрови в задницу...

   - Мы ещё с отцом не поженились,- продолжает мать,- но уже искали
квартиру, чтобы купить и жить отдельно.  Нашли двухкомнатную за 2500
рублей. Моя мама сказала, что 1000 рублей даст, остальные предстояло
накопить. Продавцы сказали, что восемь месяцев не будут съезжать.
У нас было время копить.
Деньги решили складывать на книжку.

   Жили после свадьбы у свекрови. Она категорически заявила:
   - Никаких книжек! Я буду хранить деньги! Ни кино, ни мороженое,
ни лимонад! Всё до копейки - мне! Экономить будете на всём!

   А хозяева квартиры сказали, что ещё восемь месяцев поживут, а мы
за это время соберём всю сумму. Они нам даже всю мебель обещали оставить
бесплатно.

   Я получала чуть больше семидесяти рублей, Алмаст - больше ста. Прошло
восемь месяцев. Хозяева квартиры сообщают, что съезжают, платите деньги.
Стали спрашивать деньги у свекрови, а она говорит:
   - Какие деньги? Нет денег! Вот, 200 рублей остались...
   - И отдаёт нам 200 рублей, наверно, боялась...
   - Чего она боялась? Просто не успела потратить, - перебивает
со смехом отец.

   - Мы же восемь месяцев тебе отдавали! - говорю ей.
   - А тебя я на что кормила?
   - Да я у вас и не завтракала никогда! Обедала на работе, а после работы
заходила к моей маме, она кормила меня и давала продукты или деньги
на обед!- Зою горячат воспоминания и возмущение.

   - Я сколько раз тебе говорил: не повышай голоса на мою мать! -
Отец вставил фразу и улыбается. Зоя продолжает, не оглянувшись
на него. Но охватившее напряжение, вмиг разрядилось и все опять
засмеялись...

   - Кинулись мы по родственникам, деньги собирать. Одна мамина
дальняя родственница дала недостающие полторы тысячи, даже выплачивать
разрешила помесячно. Конечно, расплатились. И переехали мы в свою квартиру.

   А тут и ты, Милена, родилась. Пошёл отец к своей матери, с радостным
известием...

   - Дайте, я расскажу! - перебивает отец. - Пришёл, мама сразу поняла,
спрашивает:
   - Кто родился?
   - Как мне и хотелось - тот и родился.
Мать вынесла 30 рублей. Я взял и говорю: девочка родилась,
как я и хотел.
   - Верни половину! - строго говорит мама, для девочки - это много! -
и отобрала 12.50...
   - Не дорогой я товар, пап-джян, - говорит Милена, - уценённый.

   - И тут отца взяли в армию, - продолжает Зоя. -
Я сдала квартиру семейному военному, они как раз из Германии вернулись.
Говорят, денег у них нет, вещами будут рассчитываться. А им просто
продать вещи нужно было, которые они из Германии привезли. Я согласилась,
и они за месяц то скатерть, то покрывало давали.

   Служил Алмаст недалеко и каждые два-три месяца на несколько дней
приезжал ко мне. К матери и сёстрам не заходил. А у нас была соседка.
Как только увидит Алмаст приехал, сразу мою свекровь вылавливает:
   - Поздравляю! Ваш сын приехал. Видела его! Красавец!

   Мать со своей дочкой Гуар - бриллиантом - к нам идут!
И начинается театр! Под окнами люди собираются, нас послушать.

   Отец вступает со своим замечанием - сестра спрашивает:
   - Ты почему сюда пришёл, а не домой? - и показывает мне
на жену - у неё золотом покрашено?!-
Все хохочут - Клим серьёзен.
   - Это сестра такое говорит?

   - Однажды мама пришла и дала мне 30 рублей - вспоминает Алмаст Ситракович.
Я уехал в часть, а эти деньги отправил переводом жене - у неё
день рождения на днях был.

   Зоя подхватывает:
   - Не жизнь, а сказка была! У нас почтальон был русский - Гриша.
Такой хороший. Когда он заходил к нам, мы всегда угощали его чаем - устаёт.
Сумка большая, тяжёлая и всё пешком. Пожилой уже. Если письмо приносил - рубль давали.

   Так эта соседка говорит:
   - Что такое? Каждый день почтальон к ней приходит?
Нужен был бы муж, этот не ходил бы!

   Мама ей ответила:
   - Твои дети все рядом. А не было бы их рядом, ты бы почтальона,
как мы, ждала!

   И вот приходит почтальон и кричит:
   - Зоя! Пляши! Тебе перевод!
   - Какой перевод? Откуда?
   - Муж прислал 30 рублей!

   Соседка услышала, бегом к моей свекрови:
   - Какой у вас сын хороший! Добрый! Как хорошо вы его воспитали!
Жене 30 рублей прислал! Скоро у неё день рождения!

   Изумруд с Бриллиантом примчались ко мне. Такой скандал учинили!
Деньги отобрали. Всех нас обзывали и Алмазу досталось!
А через неделю свекровь принесла мне трёхлитровую банку молока.
Я не взяла: какое там оно, может, отравленное, после всего...

   Алмаст перебивает:
   - Хорошее молоко было!
   - А ты там рядом стоял?
   - Привозят молоко. Разливают. Мама там работала.
   - Воровала, - смеётся Милена.
   - Нет. Моя мать не воровала. Брала, что недодавали, - улыбаясь
заступается Алмаст. - Это разные вещи!
А то ещё воровкой сделаете мою маму.

   - Я её не впустила, - говорит Зоя.
   - А что случилось? - спрашивает через дверь свекровь.
   - Вы не помните, что на нас говорили, как всех нас называли?
   - А что, когда скандалят, изюм раздают, что ли?
   Я ей напомнила:
   - Вы 30 рублей у меня отобрали и наши деньги на квартиру украли!
 
   - Опять! - восклицает Алмаст и смеётся.

   Когда все немного успокоились, Зоя сказала, что её мать посоветовала:
   - Не дадут они вам тут жить, для сохранения семьи надо переехать в другой город.
   И мы уехали. И наша одиссея продолжалась пока не осели здесь,
в Германии...