Как поймать ерша на воблер?

Рыбаков Андрей Станиславович
   Конец лета и начало осени прошли у нас с другом Виктором под знаком Рузского водохранилища. Руза – один из любимейших наших водоёмов: относительно недалеко от дома, имеются тут с советских времён несколько рыболовных баз с предоставлением лодок и ночлега, рыбу ещё не всю «повыбили», можно взять приличный экземплярчик. Именно такой щукой, потянувшей на четыре кило, Виктор травил  душу, когда я отбывал трудовую повинность на службе. В другой раз прислал фото судака. Конечно же, мне нестерпимо захотелось поучаствовать в такой интересной охоте на зубастых хищников.
                Полоса неудач.
   И вот в погожий августовский денёк едем с Виктором в Акатово. Тепло настолько, что после рыбалки с удовольствием окунулся в водохранилище -  23 градуса водичка.
   Виктор ловит троллингом, подошёл он к этому делу серьёзно. Почитал рыбацкие форумы, подготовил снасти и экипировку. Лодка – отечественная двухместная «надувнушка» под китайским мотором в 9,8 лошадей. Мотор успешно выполняет возложенные на него задачи, но достаточно лёгкий для того, чтобы с установкой и снятием с лодки без труда в одиночку справился взрослый мужчина. Лодка достаточно просторна для ловли вдвоём, не «люкс», конечно, но мы без особых неудобств проводили в ней на воде практически целый день. К бортам крепятся держатель для двух удилищ и эхолот на самодельном столике. На сиденья установлены мягкие накладки – вещь ну очень нужная и незаменимая. Просто попробуйте день поплющить седалище на деревянной лодочной скамье.
   Как-то у Виктора случилась неприятность с проводами от эхолота, и он установил на смартфон приложение «Активный капитан», которое позволяет иметь представление о рельефе водоёма, но рыбы, конечно, не видит. Друг вместо эхолота для определения глубины  весь день пользовался этим приложением и в итоге успешно отловился.
   Крепление для датчика эхолота Виктор тоже изготовил сам – руки у человека растут из нужного места.
   Подсачек в лодке обязателен.
  Удилища и катушки обычные, не стоят особого упоминания. Воблерами пользуемся с заглублением до семи метров, приобретаем на одном из популярных маркетплейсов по цене 400-500 рублей. Подробней о приманках расскажу по ходу повествования.   
   Металлический поводок, дабы избежать горечи от утраты добычи и воблера, на снасти всё-таки лучше ставить. 
   С собой в лодке ещё спасжилеты и специальная сумка с охлаждающими элементами для улова. Казалось бы, всё предусмотрено, но это только казалось…
    Выезжаем из дома рано утром, возвращаемся в районе 19-20 часов. На дорогу туда и обратно уходит чуть меньше четырёх часов – трасса отличная, можно воспользоваться и платным участком дороги.
    Машину оставляем и спускаем лодку на воду в Овсяниковом заливе (у деревни Овсяники), популярном у рыболовов месте. Летом здесь не найдёшь свободного подхода к воде, везде стоят палатки рыболовов и отдыхающих.
    Ловим на, как называет Виктор данный участок водоёма, Акатовском плацдарме. Это «стол» напротив деревни Акатово, вокруг которого и кружим на глубине 5-6 метров, ждем ударов хищника.
    - Нормальное тут дно, не бывает зацепов, - напарник мой спокоен и уверен в себе.
    Я тоже спокоен и уверен в себе. До первого зацепа и обрыва «родного» рапаловского воблера стоимостью в 30 евро. В 7000 рублей обошлась мне эта рыбалка, оторвал ещё один рапаловский и один простой магазинный воблер… Отцепов – вот чего не хватало в, казалось бы, такой идеально подобранной экипировке. Теперь на рыбалку без отцепов я никогда не выезжаю. Приобрёл отцеп и для воблера, и для простых блёсен.
      В процессе ловли было несколько невнятных «подергушек», которые с большой натяжкой можно принять за поклёвки, и вот, наконец, у Виктора реальная хватка! С большой натугой друг вращает катушку, спиннинг гнётся дугой, я стою на подхвате с подсачеком. Странно, но добыча совсем не сопротивляется. Любопытные наши взгляды прикованы к поверхности воды, сейчас увидим свой трофей, но из глубины показывается нечто. Обрезанная и наполненная илом пластиковая пятилитровая баклажка – вот что выудил из Рузского водохранилища мой «везучий» напарник. Впрочем, лучше поймать одну баклажку, чем оборвать три воблера.
    Больше за эту рыбалку, увы, не взяли. В очередной раз такая приятная для человека солнечная и тёплая погода обернулась рыбьей «забастовкой».
   Следующий выезд на Рузу случился ровно в середине сентября, погода соответствовала сезону – облачно, но без дождя, температура воды упала на четыре градуса. Для выезда на воду я подготовил тёплую одежду, спускали лодку уже не босиком, а в сапогах.
   При погрузке сломался подсачек, потом, в процессе ловли, обломился кончик моего спиннингового удилища - не выдержал очередного зацепа. Позже, уже после рыбалки, рукастый друг починил сломанный сачок, а я приобрёл колено от спиннинга в одном из рыболовных магазинов. Пока же пришлось ловить сломанной снастью. Может быть именно это привело к фатальной неудаче – подсек небольшого судака, «покалеченное» удилище не в полной мере амортизировало рывки полосатого. Видел его в нескольких десятках метров за лодкой – показался на поверхности, да и был таков! При вываживании судака ни в коем случае нельзя давать слабину, необходима резкая подсечки и натяжение снасти, ведь пасть у клыкастого костистая, не всегда удаётся зацепить его даже острыми крючками.
    Рыбалка продолжается, эхолот показывает косяки рыбы. Но видит око, да зуб неймёт! Иногда, при сматывании снасти, на леске остаются следы слизи – стада лещей настолько плотные, что рукой чувствуются короткие удары по леске, когда воблер проходит сквозь стаю. Давно подмечено, что где лещи, там, поблизости, обычно «пасутся» и судаки.
    Вот и долгожданная поклёвка, добыча идёт тяжело.  На свет Божий появляется «телевизор» с запутавшимся в нём единственным несчастным ершишкой. Колючий, наверное, уже с жизнью простился, но, на счастье, воблер зацепился за его «тюрьму». Высвободили узника и выпустили на свободу. Технически на этой рыбалке я ушёл-таки от ноля!
   Снова воблеры за бортом, снасть разматывается, по команде друга стопорим катушки. Воблер должен заглубиться и стучать по дну. Всё это визуально видно по кончику удилища, чувствуется рукой. Если воблер стучит слишком сильно, то удилище поднимается немного вверх. На одной такой проводке Виктор зацепил своего, единственного за эту рыбалку, судака. Пока один из экипажа вываживает рыбу, второй быстро сматывает снасть и ждёт с подсачеком, чтобы подхватить добычу из воды. В нашем случае я орудовал сломанным сачком без ручки, но всё-таки судака подсачить сумел, от воблера он освободился уже в сетке. Клыкастый клюнул на воблер German GG Bandit в фантазийной раскраске: белое тело, розовая голова и разноцветные пятна по корпусу.
    Фатальное безрыбье прервалось, по крайней мере,  для моего друга. Но по числу зацепов эта рыбалка побила все рекорды – воблер цеплялся одиннадцать раз! Страшно подумать, сколько приманок мы бы оборвали, не возьми в этот раз с собой отцепы. Какого только хлама нет на дне, но, в основном, всякие браконьерские «приблуды»: сети, перемёты, «телевизоры». Изредка снасть цепляется за простую корягу или за куски оборванной лески. Друг «затрофеил» себе свинцовое грузило от сети, мне же посчастливилось выловить воблер. При очередном зацепе подняли ком из сети с кусками тухлой рыбы и воблером кислотной расцветки.  Крючки и заводные колечки сгнили, но дома я аккуратно оттёр  добычу от грязи тряпочкой, смоченной ацетоном, и заново оснастил кольцами и крючками. Водяной вернул «кэшбэк» за оторванные в прошлую рыбалку три воблера. Или это была благодарность за очищенный от браконьерских сетей водоём?
                Наконец-то повезло! 
   «Нива» Виктора бодро отмеряет километры по Минскому шоссе. Хорошая машинка, проходимая и довольно шустрая. Ей бы ещё «прожорливость» немного поубавить.
    Прошло всего четыре дня, а мы снова направляемся на Рузское водохранилище.
   - Магнитную бурю передают после двенадцати, опять клёва не будет.
   - Но до двенадцати-то время есть! 
    Выехали пораньше, на воде были уже в восемь утра. А в девять я подсёк, наконец, своего долгожданного судака! Не особо-то он и сопротивлялся на крючке. Не поймёшь сначала, рыбу подцепил или пук сетей опять со дна тянешь. Клыкастый засёкся хорошо, сразу за два тройника. Вот добыча уже в лодке, я счастлив, что полоса рыбацкого невезения всё-таки прервалась! Судак чуть поменьше килограмма клюнул на воблер German GG Bandit чёрного цвета, с кислотными полосами по бокам и оранжевыми пятнами на брюшке. Со слов напарника, это один из самых результативных воблеров для рыбалки на Рузе. Впрочем, слова свои он доказал делом, поймав ближе к полудню на такой же воблер щуку и судака. У меня же чудо-приманка оборвалась самым удивительным образом – как ножом отрезали. То ли щука ударила выше металлического поводка и перекусила леску, то ли снасть зацепилась на дне за какую-то острую железяку. Лишившись уловистого воблера, больше каких-либо значимых результатов за эту рыбалку я не показал. Подсёк лишь ещё одного клыкастого на  красноголовый, с прозрачным телом, воблер BAT Deep Crank BTO 045. Подвёл добычу к борту, посмотрел на судака, судак посмотрел на меня, рванулся, ударил хвостом и отцепился. Жаль, не успели подсачить.
   Виктор же показывал прекрасные результаты. Но сначала, по сложившейся традиции, вытянул со дна «подарочек» в виде двухметрового бревна-топляка. И как только снасть выдержала?! Зато потом на белый с красной головой воблер German GG Bomb (в подобной раскраске есть популярные рапаловские воблеры)  напарник поймал судака, брата-близнеца моего первого.
   - Странно, обычно красноголового щуки любят, - поведал друг и через некоторое время  подсёк щуку.
   Щука на тройнике ведёт себя поактивнее судака: исполняет «свечки», крутится, бьёт хвостом, трясёт зубастой пастью в надежде освободиться от приманки.
   Гигантских скоплений рыбы, как в прошлые разы, на экране эхолота не наблюдается. Рыба «кучкуется» лишь у каких-либо естественных укрытий – коряжек, камней, канав. Проходишь над таким убежищем – жди либо поклёвку, либо зацеп. Над одним подобным странным объектом Виктор как раз поймал щуку. Мы предположили, что внизу сеть, и действительно, проходя над этим местом в очередной раз, воблер зацепился и принёс на крючках обрывки старой сети из лески. В этот раз зацепов за всю рыбалку было только семь, на одном из них я и потерял уловистый воблер.
    Как я уже упоминал выше, на чёрного «бандита» с кислотными полосками напарник поймал щуку и судака, одна мелкая щучка сошла у него, отцепившись рядом с бортом лодки. Самый крупный судак, пойманный другом, потянул на кило двести.
   Если считать с моим скромным уловом, в этот день водяной подарил нам в общей сложности три судака и две щуки.
   Вся рыба была поймана до обеда. То ли слишком жарко стало, то ли на клёв повлияла обещанная по радио магнитная буря. Погода стояла тёплая, но иногда дул довольно сильный ветер  –  до мелких «барашков» на волнах. Температура воды, судя по эхолоту, упала до семнадцати градусов.
   Мы пристали к берегу в районе двух часов дня, с аппетитом пообедали, потом безуспешно порыбачили ещё пару часиков. Хоть и поймал я всего лишь одного судака, но рыбалкой остался доволен. Судак – это не ёрш из «телевизора»! А уж о Викторе и говорить нечего – четыре «хвоста», почти дневная норма вылова. Друг сказал, что теперь и в магазин ходить не нужно – семья будет питаться рыбой всю неделю. А если ещё учесть тот факт, что в Подмосковье «пошли» опята, то выходит полное самообеспечение продуктами, как на ферме в деревне.
                Андрей Рыбаков, г. Москва, г. Троицк