Наблюдатели ч. 2

Виктор Жирнов
Планы, какими бы они ни были продуманными, корректируются текущей жизнью. Поездка к порталу в «Шахте» изменила не только взгляды на один из существующих на тот момент аспектов реальности, но и задачи на ближайшую перспективу. Проще говоря, нам, живущим в настоящем, открылись врата не только в прошлое, но и в будущее. И теперь нам надо было скорректировать ранее намеченные планы.

Стало понятно, что Дмитрий и Алексей не могли проникнуть в «седьмой портал», не использовав «ключ» от него – кристалл. Он так и лежал год не востребованным в сейфе отца Валерии, вплоть до нашей с ней недавней поездки. Шанс, что они нашли ещё один «ключ» и использовали его для прохода через портал, был маловероятен. Поэтому, мы решили повременить с намерением проникнуть в неведомый мир, который судя по всему превосходил наш по техническому развитию и тем особенно был для нас привлекателен. Мы приняли решение сосредоточиться на пяти других порталах…
- Теперь давай решим с какого портала начнём, - сказал я. – Может быть, исходить из задач, которые они ставили перед собой?
- В дневнике отца, - сказала Валерия, - задач поставлено много. Ты ведь вместе со мной его перечитывал. Большая часть из них касается модернизации установки… Чаще всего, обсуждая какую-то проблему, они по ходу находили и методы её решения. Ну, а затем действовали… Да и не всегда эти беседы велись в моём присутствии. А вот касательно «пятого» и «шестого» порталов, где находятся эти самые фортификации, получилось так… Помню, я в тот день вернулась с занятий вечером. Пока раздевалась, стоя в прихожей, услышала, как отец сказал Алексею: «Мало тебе прошлого раза? Забыл, как они с пиками и ружьями за нами гонялись? Благо тогда ночь была и было где спрятаться. Удивительно, что за час они не нашли нас... И как только портал вновь заработал, мы тут же шмыгнули в него. Ну и какой в этом кайф?»
Валерия вздохнула и, как бы подводя итог, сказала:
- Так что навряд ли они пошли туда снова.
- Тогда остаётся «второй», «третий» и «четвертый» портал… Кстати, как дополнение к тому, что ты рассказала про эти самые форты, - сказал я. – Там, на повороте реки, изначально стояла деревянная крепость – неизвестно с каких времён. А в самом конце шестнадцатого века деревянные башни заменили на каменные. И часть стен тоже… Но потом кем-то было принято решение, что она потеряла своё стратегическое значение и её стали постепенно растаскивать. Верхнюю часть, сложенную из известняка, пустили на строительство собора и ещё чего-то там. А вот то, что было выложено из валунов в основании крепости, осталось под землёй. От всего этого сооружения внешне остались только валы и рвы.
- Вот и получается, суммируя всё, что эти порталы могут забросить нас и в пятнадцатый, и в шестнадцатый век, а, может, и куда дальше, - сказала Валерия. - Нет, туда мы пойдем в последнюю очередь…
- Решено, - кивнул я. – Только прежде мне надо будет завершить твой портрет. На это уйдёт пара-тройка дней. Хорошо?
Валерия улыбнулась.
- Хорошо.
- А как насчёт «Спящей Венеры»? – сдерживая улыбку, в который раз предложил я.
- Прекрати, Антон! А то уйду, – сурово произнесла Валерия.
«Ну, а что ты хотел? Значит, так девочка воспитана: позировать обнажённой – ни в коем случае! Не говоря о прочем… А с другой стороны, правильно держится – такое поведение я пожелал бы своей дочери, если бы она у меня была…»
- Так, - сказал я, вставая с кресла. - Я пойду в мастерскую – подготовлю всё к работе. Потом позову.
                *
В последующие два дня я работал над портретом Валерии и приводил в порядок подвал – добротное сооружение, выстроенное ещё моим прадедом... Дело в том, что Валерия высказала опасение касательно установки и прочих ценностей, которые оставались без присмотра во время наших вылазок в порталы.
- Опять какие-то типы начали кружиться у нашего дома, - сказала Валерия. – В моё отсутствие кто-то даже пробовал открыть входную дверь… Благо там не простой замок.
Вот тогда я и предложил Валерии перенести всё ценное в мой дом.
- У меня под домом огромный монолитный подвал, - сказал я. – Настоящее бомбоубежище с мощной стальной дверью. Похоже, прадед опасался новой войны… Приведу его в порядок – будет нашей научной лабораторией. Ты права, надо спрятать от чужих глаз не только установку и кристалл, но и все записи и чертежи отца, касательно этой темы…
 На третий день мы перевезли всё, что посчитали нужным, в мой дом. А утром следующего дня сделали пробный запуск установки, потому что нам пришлось поменять кабель, идущий к внешнему излучателю, на новый - большей длины.
- Все порталы на дисплее засветились, - сказала Валерия, бросив взгляд на дисплей установки. – Теперь можно снизить излучение до минимального рабочего уровня и выходить…
- Куда? – не понял я.
- Заглянем в «третий» портал, на пригородную станцию старой железной дороги, - сказала Валерия.
- А я думал…
- А чего тянуть резину, - сказала Валерия, пресекая мои поползновения на продление кратковременного безделья. – У нас час на то, чтобы к двенадцати быть на месте.
- А ты в курсе в какую одежду нам наряжаться? - поинтересовался я.
- Железная дорога в нашем городе была открыта в тысяча восемьсот девяносто седьмом году. Ветка, что проходила через пригородную станцию, построена в следующем году. Так что ничего в одежде менять не надо – одевай ту, в которой был тогда…
               
                *
В двенадцать часов мы были у болотца, на самом краю леса…
Перешли через вал и остановились у небольшого здания, выложенного из пиленного известняка. Валерия сняла с двери навесной замок, и распахнув дверь, сказала:
- Мы с отцом повесили свой замок. Ну, это за тем, чтобы кто-нибудь из праздношатающихся ненароком не угодил в портал. Ключ всегда прячем вот под тем большим камнем… А изнутри мы закрываем дверь на засов – он тут, судя по виду, стоит уже лет сто.
Мы зашли внутрь и, закрыв дверь, задвинули засов.
- Тут нам тоже надо будет спуститься в подвальное помещение, - сказала Валерия, обходя старые кованные перила, отделявшие от остального пространства комнаты лестничный пролет, ведущий вниз. -  Видимо, изначально это было хранилище почтовых грузов.
 Открыв ещё одну дверь, мы оказались в довольно большой комнате. Пока озирались по сторонам, освещая пространство фонариками, включился портал.
- Как только переместимся, - сказала Валерия, - будь готов к тому, что твоё положение будет неустойчивым. Мы окажемся в лесу, на склоне оврага, метрах в пятидесяти отсюда…
Валерия шагнула в портал первой, я следом за ней.
                               
                *
Как она и предупреждала, мы появились на склоне оврага, и я едва не упал. Но вовремя развернулся, не потеряв равновесия.
- Далеко нас выбросило, - посетовал я. – Совсем не похож на тот портал…
- Не так уж и далеко, - пожала плечами Валерия. – А что не похож - ну, да… Так и мы с тобой не похожи. У меня с собой три рубля и мелочи с горсть. Сейчас наймем извозчика и доберёмся до базара, считай, до центра…
Пару минут и мы вышли к станции.
- Вон одни дрожки, там другие, - показала рукой Валерия. – Сейчас спросим у извозчика сколько хочет за поездку.
Она высыпала в мою ладонь горсть мелочи, сказала:
- Держи. Больше пятидесяти копеек не давай. А лучше и того меньше –тридцать.
Бородатый извозчик в перепоясанном синем кафтане, завидев нас, сам пошёл нам навстречу.
- Куда желаете, ваше благородие? Мигом докачу в целости и сохранности. Не сомневайтесь…
- До базара, - сказал я. – Сколько просишь?
- Рубль, ваше благородие.
- Нет, - покачал я головой. – Дам тридцать копеек.
- Ваше благородие, как тридцать копеек? – с обидой в голосе возразил извозчик. – У меня же вон дрожки какие…
Он указал рукой и досадно вздохнул. Я посмотрел на Валерию. Та в ответ только улыбнулась – мол, выкручивайся, как хочешь. Видно, ей было потешно за нашим торгом наблюдать…
- Ваше благородие, - сказал извозчик, - туда же чуть ли ни три версты ехать.
- Ладно, - вздохнул я. – Пятьдесят. Больше не дам.
- Эх, - махнул рукой бородатый извозчик, - садитесь.
Мы сели в дрожки, извозчик - впереди нас, на свою скамью.
- Но! – басовито выкрикнул извозчик и слегка хлестнул лошадь вожжами.
Лошадь фыркнула и пошла, набирая скорость…

 Мы остановились у базара.
- Я не представляю, как мы будем их искать, - сказал я, сходя с дрожек.
Валерия вынула из-за пазухи фотографию и протянула её мне.
- Я попросила знакомого фотографа, чтобы он «состарил» фотку отца, - сказала Валерия. – Видишь, что получилось – картон, коричневатый оттенок фото.
- Да, - одобрил я. – Она словно в местной фотомастерской сделана. Тогда такие как раз и делали.
И тут мы услышали чей-то оклик и обернулись.
- Валерия! – позвала идущая к нам дама в сопровождении какого-то мужчины.
Подойдя, она приобняла Валерию за плечи и, бросив на меня мимолетный взгляд, улыбнулась. 
- Здравствуйте, господа! – кивнула она. 
- Здравствуй, Елизавета Григорьевна! Здравствуйте, сударь! – кивнула Валерия.
- Я не видела тебя два года, - призадумавшись, сказала Елизавета. – Дай угадаю! Ты вышла замуж?
Валерия посмотрела на меня, улыбнулась и кивнула.
- А я столько времени переживала, - скорбно сдвинув брови, сказала она. – Ты бы нам хоть какую-нибудь весточку прислала, Валерия… Аннушка так ещё больше нас тосковала по тебе – даже музицировать бросила. Валерия, обещай впредь не пропадать.
- Обещаю, - кивнула Валерия. – Я как-нибудь на днях заеду в вам.
- Мы будем рады. А как Аннушка обрадуется! – засмеялась Елизавета. - Ну, всё… Не станем вас больше задерживать.
Откланявшись, они пошли своей дорогой, а мы своей.
- Она говорит, что я пропала на целых два года, а я была у них всего-то неделю назад, - задумчиво сказала Валерия. – Значит, этот портал перемещает на два года вперёд. Я права?
- Я был в тысяча восемьсот девяносто седьмом, - сказал я. – Значит, сейчас здесь середина девяносто девятого… Всё верно, эту ветку, где стоит пригородная станция, построили всего год назад…
- Странно работают порталы, - задумчиво сказала Валерия.
- Не работают странно, а открываются, - поправил я её. – А может быть, не странно, а закономерно – они привязаны к какой-то постройке. А как известно, всё строилось в разное время.
- Точно! – согласилась Валерия. – Поэтому «первый» портал открывается в более ранние годы, когда дом Чепрака уже стоял.
- Так же обстоит дело с «пятым» и «шестым» порталами, - сказал я. – Они привязаны к постройке крепости и её последующей перестройке…А что ты придумала с фотографией отца?
- Хочу показать её персоналу в местной гостинице. Может быть, застряв здесь по какой-то причине, они снимали здесь номер. Тогда кто-нибудь из них узнает его по фото… Да и в других местах точно так же можно поспрашивать.
Однако, где бы мы не расспрашивали, кому бы не показывали фото, следов отца Валерии и его друга так и не обнаружили…
                *
Уже в наступивших сумерках мы дождались открытия портала в лесу у старой железнодорожной станции и переместились назад, в своё время.
- Завтра с утра, - сказала Валерия, - отправимся в «Развалины поместья».
- Хорошо, - кивнул я.
- Я так продрогла в этом лесу, что меня всю трясёт, - пожаловалась Валерия.
- Набери в ванну теплой воды и полежи в ней с пол часика, - посоветовал я. - И всё пройдёт…
- Да как-то… - замялась Валерия.
- Не переживай, подсматривать не буду, - успокоил я её. – Полотенце выберешь на свой вкус – они лежат в спальне, в нижнем ящике комода. В ящике выше -махровые халаты. Извини, женских я не ношу… А я пойду в мастерскую. На телефон пришёл заказ от клиента – надо сделать пару карандашных набросков.
  Минут через тридцать-сорок, зябко кутаясь в халат, в мастерскую вошла Валерия.
- Можно я тут на диванчике прилягу? - спросила она тихо. – Посмотрю, как ты рисуешь…
А через пять минут оглянулся – она уже спит.
Я вздохнул, тихонько укрыл её пледом и вышел…
                *
Утром проснулся, а она уже колдует на кухне. Пахнет вкусно, а чем - не пойму. Почистил зубы, умылся...
Сидели с полчаса на веранде – пили кофе с печеньками, обсуждали вчерашний день и предстоящую вылазку к развалинам поместья Самарина. И только тут я вспомнил то, что хотел спросить вчера, да что-то всякий раз отвлекало.
- Вспомнил твой разговор с Екатериной. Ты давала её дочери, Аннушке, уроки… по музыке? – спросил я.
- Да, - кивнула Валерия. – А что тут не так?
- Но ты же, как я понял, пошла по стопам отца - закончила физмат, – сказал я
- Так ещё до университета я с отличием закончила музыкальную школу и могла бы при желании поступать в музучилище и даже в консерваторию, - улыбнулась Валерия.
- Ах, вот что! – вздохнул облегченно я. – А я всё мучился в догадках. Ну, ладно, с этим всё выяснилось. А теперь начёт руин поместья – когда выходим?
- А прямо сейчас и выходим, - сказала Валерия. – Я запустила установку ещё пару часов назад. Всё ждала, когда ты проснёшься.
- А ты сама-то выспалась?
- Замечательно выспалась, - кивнула Валерия.
Я посмотрел ей в глаза – они смеялись…
                *
На месте поместья - ровное поле с высокой травой, от бывшего сада - пол десятка чахлых диких яблонь и груш. А там, где когда-то стоял дом, остался лишь истерзанный временем фундамент. Да и тот наполовину засыпанный…
Нашли заваленный гнилыми брёвнами и ветками лаз в винные погреба. Отвалили пару брёвен в сторону, включили фонарики и, сложившись едва ли не пополам, протиснулись внутрь…
Там царствовали темень, пыль и паутина. От огромных толстостенных бочек, стоявших на мощных подставках, осталась одна труха – дотронешься, а она сыпется, как мука…
Огромный погреб, размером в тридцать или более метров, был разделен на три отсека. Портал засветился во втором…
Портал оказался очень миролюбивым – мы сделали всего каких-то три шага и оказались в третьем отсеке у задней стены погреба. Там повсюду стояли стеллажи с бутылками и бутылями из зелёного стекла, с пробками, залитыми сургучом.
Позади нас, в двух первых отсеках, суетился рабочий народ: одни наполняли вином ёмкости разной величины, формы и материала, другие катили небольшие бочки из погреба и в погреб, а третьи, как муравьи сновали туда и обратно с полной и пустой посудой, размером поменьше…
Спрятав фонарики, мы отряхнули с себя пыль и паутину, и, стараясь не привлекать к себе внимания, вышли из подвала под тёплые лучи солнца.
В этот раз Валерия была одета в обновку и выглядела очень привлекательно.
- Ты выглядишь, как какая-нибудь княжна, - сделал я ей комплимент. – Надо будет использовать этот образ в следующем портрете.
- Княжна с сорока рублями в сумочке, - засмеялась Валерия. – Нам надо купить у коллекционеров немного денег, что здесь нынче входу.
- Это какие же купюры? – поинтересовался я.
- Пятьсот рублёвые, пятидесяти рублёвые, трёх рублевые, рублёвые, - начала перечислять Валерия. – Далее – все монеты золотые, серебряные и медные, что остались к тому времени в ходу.
- А не лучше ли возить ценные отсюда, которые порой стоят у нас миллионы, а сюда – те, что у нас легко и дёшево выменять? - предложил я.
- Я только против того, чтобы делать из этого бизнес, - сказала Валерия.
- И я против этого, - сказал я. – Но вот тебе пример: монета в две копейки тысяча семьсот сорокового года с профилем императрицы Анны Иоанновны стоит около шести миллионов. На эти деньги можно купить тонну пятисот рублёвых банкнот. А есть монеты, которые здесь не особо ценятся, а у нас стоят двадцать миллионов. И не надо будет сидеть тебе за ремонтом часов за зарплату в десять рублей в месяц. Ты можешь заняться благотворительностью, преподавать, но не ради куска хлеба, а в своё удовольствие – ради того, чтобы давать знание тем, кому оно либо дорого достаётся, либо недоступно вообще. Кто от этого станет беднее? Те, кто покупает монеты за десятки миллионов? Так у них десятки миллиардов на счетах! А ты можешь на эти деньги построить здесь школу и бесплатно обучать детей…
- Согласна, - сказала Валерия. – Мы ещё вернёмся к этому вопросу…
За яблоневым и вишнёвым садом, который мы прошли, по всему южному склону холма потянулись бескрайние ряды виноградника.
Было тепло и радостно. Над нашими головами высоко в небе звенела песня жаворонка, а где-то совсем далеко токовал удод… Едва не задевая нас крыльями, над дорогой туда-сюда стремительно сновали ласточки, а над пёстрым ковром трав и цветов суетились пчёлы и бабочки…
- Боже, какая красота! – воскликнула Валерия. – Я ни разу не видела у нас ни жаворонков, ни ласточек. Разве только в книжках… Мы убиваем природу, мы изверги!
- Это так, - кивнул я головой.
- Когда ж это всё исчезло? – в болезненной гримасе нахмурила брови Валерия.
- Мой отец рассказывал, - поделился я своим воспоминанием, - что ещё тридцать-сорок лет назад тут был огромный колхозный сад, да и виноградники ещё были. А потом к власти пришли оптимизаторы…
Растащили и распродали всё, что попало в их жадные руки. Землю выкупили такие же, а вот ума, чтобы растить на ней хоть что-то, у них не было. Вот и пришла она в запустение. Одним словом - лапотники…
- Это про кого?
- Да вот, вспомнил только что одну историю… Когда-то довелось моему отцу, ещё в пору своей юности, познакомиться с одной древней старушкой. Позже она призналась, что была фрейлин в семье Николая Второго. И быть бы ей расстрелянной вместе с ними, да только она перед этим заболела воспалением лёгких и вскоре уехала на укрепление здоровья на юг. Как она выразилась, «поехала на воды»… В общем-то я не историю её собирался пересказывать, а всего лишь то, что она однажды сказала моему отцу. А сказала она вот что: «Я не доживу до этого, а вот вы, наверное, всё увидите своими глазами. Лапотники погубят Россию». Отец готов был возмутиться, но она тут же пояснила: «Я не о народе говорю. «Лапотники» - это те, кто лезет во власть, при том, что им нельзя доверить ничего, кроме сохи». Однако же, согласись, пророческими оказались слова старушки…
- Если жить у нас станет невмоготу, я переберусь сюда, - с грустью сказала Валерия. – Ладно, прогулялись и хватит. Пойдём искать извозчика. Надо как-то узнать в какой год мы попали через этот портал.
- Ты о чём? – не понял я.
- Одежда и деньги могут сильно отличаться, - пояснила Валерия. У меня с собой сорок рублей номиналом в один и три рубля. Если тут раньше, чем тысяча восемьсот восемьдесят седьмой, то мои деньги не годятся. Тогда вернёмся назад…
- А одежда? – спросил я.
- Тебе можно не переживать, - глянув на меня хмыкнула Валерия. Мужикам во все времена было проще. А вот женская мода менялась довольно часто. Но вопрос денег важнее…
Повозки самого разного типа и достоинства заполонили небольшую площадь перед усадебным домом и растянулись цепочкой дальше вдоль дороги… Дрожки, набирая скорость, промчались мимо нас, оставив за собой пыльное облако. Нам пришлось остановиться и отвернуться. И тут мне бросился в глаза седовласый господин, сидящий на скамейке чуть поодаль от нас. Он читал газету.
Я слегка сжал руку Валерии, стараясь привлечь её внимание. Она подняла на меня глаза.
- Там газета, - тихо произнес я.
Она чуть склонила голову, посмотрела и сказала:
- Прекрасно. Извинись и спроси от какого числа этот номер и ненавязчиво загляни. Обычно в старых газетах год пропечатан крупными цифрам.
Через минуту я вернулся.
- «Русский курьер». Август. Тысяча восемьсот восемьдесят восьмой год, - выпалил я скороговоркой.
- Замечательно! Пошли, - сказала она, беря меня под руку.
Дрожки остановились у гостиницы. Мы расплатились и сошли. Все последующие события очень походили на вчерашние с той лишь разницей, что Валерия привлекала внимание дам своим нарядом, не совсем вписывающимся в моду того дня…
- Заметь, как дамы с «павлиньими хвостами» пялятся на меня, - сказала Валерия. – Теперь им есть что обсудить…
 В беготне по городу мы не заметили, как солнце склонилось к закату. Нам пришлось спешно искать дрожки, чтобы успеть добраться до поместья раньше, чем закроют на замок винный погреб…
Однако, к нашему удивлению, там всё ещё в немалом количестве суетился народ - заезжали и выезжали телеги, носились туда-сюда с бутылями и ящиками в руках всё те же работники, но только заметно подуставшие…
Мы, изображая любопытство праздношатающихся господ, неспешно прошли в третий отсек, завернули за стеллаж и, не простояв там и пары минут, шагнули в обозначившийся на стене бледным маревом портал…
  Домой мы приехали уже по темноте. Искупались, поели и заварив кофе, пошли на веранду.
- Завтра поедем к шахте, - после долгого молчания тихо произнесла Валерия. – Не знаю почему, но меня тянет туда…
«У женщин сильнее развита интуиция… Мужчины предпочитают анализировать, а потом самому себе доказывать, что это лучше, потому что… А ведь это всего лишь два подхода к решению задачи.
Кто даст гарантию, что, следуя интуиции, мы избрали правильный путь. С другой стороны, даже тщательно проанализировав и взвесив, мы не всегда избежим случайностей, способных разрушить наш план… И всё же, иногда лучше довериться голосу сердца, чем доводам ума…»
 Я запоздало кивнул головой.
- Да, - сказал я. – Верь своему сердцу.

                ***
Утро разбудило нас раскатом грома. Валерия примчалась из мастерской, когда я ещё спал.
- Там хлещет дождь, а окно не закрывается! – крикнула она, забегая в мою спальню. – Бегом!
«Так… Нам надо поменяться местами. Она будет спать здесь, а я – там. А иначе я так и буду бегать туда-сюда…»
Я убрал попавшую под створку окна щепку, свалившуюся туда бог весть откуда, и закрыл окно.
Протерев мокрый пол, я спустился на кухню и поставил чайник. Чуть погодя зашла Валерия.
- Ну, что? – сказала она. – Картины не пострадали?
- Нет, - мотнул я головой. – А ты как?
- Нормально. Так, потряхивает чуть-чуть, - сказала она. – Видно, пока я не проснулась, там всё тепло ветром выдуло.
- Это да, - согласился я. – Там очень даже прохладно. С сегодняшнего дня ты будешь спать в спальне, а я в студии.
- Мне там нравится, - сказала Валерия.
- Понимаешь, - вздохнул я. – Ты девочка, тебе ещё деток рожать, а там много вредных запахов – краски, всякие масла, растворители и разбавители… Извини, я как-то сразу даже и не подумал об этом.
- А тебе детей не рожать? – нахмурила брови Валерия. – Ну, ты понял, да? Мужчина ведь тоже должен быть здоровым…
- Желательно, конечно, - улыбнулся я.
- Тогда, - сказала Валерия, - либо мы спим вместе, либо я возвращаюсь в свою квартиру.
- А как же…
- «Как же» не будет, - покачала она головой. – Я девушка стойкая, приставать не буду.
И снова я уловил смешинки в её глазах…
Я не выдержал и рассмеялся.
- А что тут смешного? - спросила она.
- Ты-то стойкая – это я сразу понял. А как я?
- Вот мы и посмотрим, - кивнула она. – Как ты собираешься «поститься» целых девять месяцев, пока твоя жена будет вынашивать в себе ребёночка?
- Но можно же что-то придумать, - сказал я. – Разные там поцелуи и всё такое…
- Ну, это ты мне по… - поперхнулась Валерия на полуслове.
 Откашлявшись, резко сменила тему:
- Пей вон лучше свой кофе. Нам скоро выезжать.
- Выезжать? Нам от трассы надо будет километров пять по грунтовке ехать, а потом по полю. После такого ливня, если мы там увязнем – трактором не вытащишь, - сказал я.
Валерия посмотрела в окно, вздохнула и сказала:
- Ты прав. Тогда я приготовлю что-нибудь вкусненькое.
Я улыбнулся. Она, уловила мой взгляд и улыбнулась в ответ…
«Кто-то сказал: «Не всё, что говорит женщина – правда. Еще меньше правды, когда она говорит о себе. И только когда она на волне чувств, один её взгляд или слово может распахнуть её душу…»

                *
Всю неделю лил дождь и гремели грозы, всё больше отдаляя на потом нашу поездку к шахте.
- Ещё пару дней, и я закончу заказ, - сказал я, заходя на кухню.
Валерия оторвала взгляд от экрана ноутбука.
- Я тут перечитала тонну всего, сделала выписки из каталогов, начиная с тридцатых годов восемнадцатого века, просмотрела аукционы за последние десять лет… В общем, я собрала все полезные сведения – набралось более трёхсот монет разного достоинства. Теперь надо подумать где взять десять тысяч рублей, чтобы выкупить их у тамошних собирателей монет. Разумеется, я имею ввиду не нынешние рубли…
- Приличные деньги, - покачал я головой.
- Но брать надо только те, где стоит подпись управляющего Плеске – он состоял на этой должности до тысяча девятьсот третьего года.
- И так, искать нужно купюры с датой тысяча восемьсот девяносто восьмой год и подписью Плеске. Я правильно понял?
- Да, - кивнула Валерия.
- Для начала прозондируем почву через интернет, - предложил я.
- Сейчас, - сказала Валерия, пробегая пальцами по клавиатуре. – Вот… Ух, ты! Купюра в пять сотен – цена от двадцати до пятидесяти тысяч за купюру!
- А сколько стоят купюры помельче? 
- Купюра номиналом в один рубль, с подписью Плеске стоит полторы тысячи.
- То есть. – сказал я, - десять тысяч николаевских рублей обойдутся нам в пятнадцать миллионов?
- У меня таких денег точно нет, - сказала Валерия.
- А пятидесяти рублёвые купюры?
- Так… Если хорошего качества, то одна пятидесяти рублевая купюра стоит те же пятьдесят тысяч.
- Опять выходит пятьдесят миллионов! – воскликнул я. 
- Я изначально ошиблась вот в чём, - покачала головой Валерия. - Что бы мы не думали о конечной сумме, сейчас просто не найти такого количества старых купюр. Даже пятьсот рублёвых надо пять тысяч штук. Надо придумать что-то другое… А с другой стороны, что придумывать, если всё упирается в деньги.
- Я могу продать одну картину, за которую заплатят огромные деньги, - подумав, произнёс я.
- За какую? – с интересом спросила Валерия.
- Женский портрет, - сказал я
- Портрет твоей бывшей подруги?
- Да? – кивнул я. – Она вышла замуж за миллиардера из одной арабской страны. Он сам предложил за него миллион.
- Миллион? – недоверчиво переспросила Валерия.
- Миллион долларов, - уточнил я.
- Обалдеть, - покачала головой Валерия. – Разве такое возможно?
- Да для него этот миллион, как для меня три рубля, - усмехнулся я. - Он сказал, что я могу позвонить ему в любое время…
- И что? – спросила она.
- И он откроет счёт на моё имя в любом банке мира.
- Не спорю, картина прекрасна, но… такие деньги, - покачала головой Валерия.
- Ну, знаешь, в чужую душу не заглянешь, - вздохнул я.
- Давай не будем торопиться, - сказала Валерия. – Оставим это, как запасной вариант… Я бы хотела, чтобы ты сделал выставку своих картин. И чтобы её посетили все желающие, и особенно те, кто обладает по настоящему хорошим вкусом.
- Мечтать не вредно, - улыбнулся я.
                *
Наконец-то уже день, как закончились дожди! Под палящими лучами солнца земля быстро просыхала...  К этому времени я успел завершить и заказанное полотно. Клиент доволен, а я стал богаче на сотню тысяч рублей…
Валерия была в приподнятом настроении, я тоже. «Вчера мы целовались… Я, конечно, весь извёлся. Да и она временами вздрагивала, как осиновый лист…»
- О чем мечтаем? – садясь в кресло напротив, спросила Валерия.
- О недосягаемом, - улыбнулся я.
- Ага, - сказала она. – А как насчет того, чтобы самому двигаться к нему?
- Мало что красива, так ещё и умна, - сказал я.
- Спасибо за комплемент, - кивнула она. - Ну, что – выдвигаемся?
- Да я уже давно готов, - сказал я.
- Я полистала отцовские чертежи, где у него всякие идеи, касательно модернизации установки, - сказала Валерия. – Хочу попробовать. Он там оставил пометки на полях. В них написано, что после этого могут открыться ещё порталы.
- Хорошо, - кивнул я. – Заказывай всё, что нужно, а я выступлю в качестве спонсора.
- Спасибо, - сказала она, глядя на меня с прищуром.
                *
До шахты мы добрались на час позже, чем рассчитывали. Всё же не совсем просохла земля – местами нас заносило так, что сердце замирало, а один раз увязли серьёзно, но справились и с этим.
Загнали машину в высокий кустарник, набросили на неё маскировочную сеть и спустились по склону к шахте…
- Так, - сказала Валерия, останавливаясь перед входом, - надо проверить фонарик… Главное, что не забыла взять кристалл. Ага, у меня тут во внутреннем кармане зажигалка и запасные батарейки. Если что – обращайся. Ну, всё, пошли…
В этот раз мы двигались по тоннелю увереннее…
- Можно я перед прыжком в неведомое будущее перекурю? - сказал я, присаживаясь на корточки,
- Можно, - кивнула Валерия, присаживаясь рядом.
   В 12:12 портал обозначился бледным свечением. А когда мы, как и в прошлый раз, провернули кристалл, и кратковременная вспышка осветила грот, портал заколыхался в красивом сиреневом мареве. И опять звук, как в метро…
- Ну, Антон, - сказала Валерия, развернувшись и обнимая меня, - пожелаем друг другу удачи…
«Вот, женщины! Никогда не знаешь, что ждать от вас…»
                ***
За порталом – просторный тоннель в пару десятков метров, выложенный из мрамора или материала похожего на него. Далее – просто огромнейший круглый зал с пологим куполом над головой, в который были ввинчены стеклянные пеналы лифтов. И создавалось впечатление, будто потолок опирается на стеклянные колонны. Внизу, по всему периметру зала, темнели проёмы таких же тоннелей, как и тот, из которого вышли мы.
- Вот это сооружение! – восхитилась Валерия.
- Интересно, - сказал я задумчиво, - в какое время мы попали?
В это время один из лифтов ожил – над ним по кругу побежали огоньки и, оторвавшись от купола, вниз скользнула платформа, со стоящей на ней фигурой.
Через несколько секунд платформа остановилась на уровне пола, прозрачные створки двери скользнули в стороны и из него вышла девушка в белой форменной одежде. Подойдя к ним, она улыбнулась и едва заметно поклонилась.
- Следуйте за мной, - сказала она и, развернувшись, направилась к тому же лифту, откуда минутой раньше вышла.
Мы с Валерией молча переглянулись и пошли следом за ней. Едва мы вошли в лифт, створки двери закрылись и, платформа мягко поплыла вверх.
Кабина нырнула в круглый проём в куполе, а вынырнула уже в помещении над ним. Это был большой овальный холл, от которого во все стороны лучами расходились длинные коридоры. По ним в обе стороны скользили полосы траволаторов, как у нас в метро и столичных аэропортах.
Сопровождавшая нас девушка сошла с дорожки и оглянулась. Мы последовали её примеру…
И вот, наконец, мы остановились у двери, на которой висела табличка с загадочным символом…
Дверь открылась. Пропуская вперёд себя Валерию, я посторонился. А она, шагнув в дверной проём, вдруг оторопело застыла. А потом сорвалась с места и побежала…  .
И тут я увидел, как она, словно ребёнок, прыгнула и повисла в объятьях какого-то рыжеволосого мужчины. И я догадался – это был её отец.
Потом она обняла мужчину, стоявшего рядом с её отцом – и я предположил, что это был Алексей – тот самый математический гений.
 В двух шагах от них стоял, улыбаясь, ещё какой-то господин.
- Антон, иди к нам! – вытирая слёзы, позвала меня Валерия.
Я подошёл, поздоровался. Валерия представила меня отцу, затем Алексею. И тут Дмитрий, обращаясь ко мне и Валерии, сказал:
- Дорогие мои, я хочу познакомить вас с необыкновенным человеком и гениальным учёным. Его зовут Акил Джоши. Это по его инициативе был создан этот огромный научный центр по изучению пространства и времени, разработан и запущен комплекс порталов…
- Дмитрий, - покачал головой Акил Джоши, - не вводи детей в заблуждение, а меня в краску… На самом деле это вы, Дмитрий, вместе с Алексеем первооткрыватели. Вы на сто лет раньше меня разработали теорию, создали установку и открыли первые порталы. Да, я создал то же, что и вы, но первенство, по закону чести и времени, навсегда останется за вами – мы позаботимся и об этом. Не слава радует меня, а встреча с вами… А теперь, друзья мои, я вынужден оставить вас – меня ждут неотложные дела. Но мы ещё непременно пообщаемся и не раз. Желаю вам приятного отдыха!

                ***
Алексей, Дмитрий, Валерия и я сидели в шезлонгах на берегу небольшого пруда и, попивая кофе, вели неспешный разговор. А поговорить было о чём…
- Акил Джоши многое нам с Андреем объяснил, - сказал Дмитрий. – На рубеже двадцатого и двадцать первого веков мир стал кардинально разделяться на два лагеря.  Один – лагерь фашиствующих «неофеодалов», другой - лагерь «традиционистов». К тридцатым годам «неофеодалы» захватили бразды правления едва ли ни во всех странах. Пользуясь огромными денежными ресурсами, они добились больших успехов в создании искусственного интеллекта. «Традиционалисты» в этой области изрядно отставали… Мир стал стремительно двигаться к катастрофе. «Традиционалисты» стали опираться на народные массы – по всему миру начались волнения. По сути дела, почти повсеместно вспыхивали беспорядки, нередко перерастающие в гражданские войны… К пятидесятым годам возникло два воинствующих блока. В одном царил фашистский режим, в другом – страх и разброд. Но и один, и другой лагерь обладал ядерным оружием – только это и сдерживало «неофеодалов» от решительных действий по отношению к «традиционистам». Успокоились они на том, что совершенствовали искусственный интеллект. И им удалось самое главное – они взяли власть над региональной Матрицей. Теперь они могли влезть в голову каждому и по сути дела управлять людьми, как машинами. И тут у противоборствующей стороны появляется Акил Джоши с командой своих единомышленников и предлагает свою теорию и разработки, которые позволят создавать пространственно-временные порталы. 
Верхи «традиционистов» быстро сообразили, что это сулит им не только материальные выгоды, но и возможность сломать «неофеодальную» систему в зародыше. Команде Акила Джоши были выделены колоссальные финансовые и прочие ресурсы на строительство научного центра и подземного комплекса порталов. Началась грандиозная стройка… С этого момента между двумя лагерями вознёсся до самых небес «железный занавес».
После успешного запуска первого портала стройка обрела ещё больший размах. «Неофеодалы» встревожились – к ним стали поступать разведданные об успехах «традиционалистов» в освоении пространственно- временного континуума. Но к этому моменту «традиционалисты» уже создали у себя хорошую систему защиты от проникновения в умы своих граждан. Особое внимание они уделили охране команде Акилы Джоши и его самого. Высокая степень защиты была гарантирована и персоналу, обслуживающему подземный комплекс с его порталами. «Неофеодалы» не скупились на подкупы и диверсии. Но все они были бесплодны…
Чем больше вступало в работу порталов, тем ближе становился день слома «неофеодальной» системы в её зародыше. «Традиционалисты» организовали агентурную сеть, работавшую не только здесь, но и во временах, отдалённых в прошлое на столетия. Сейчас из пятидесяти порталов два работают чисто на науку – идёт изучение материнских структур Матрицы, которые возникли и формировались со времён зарождения нашей вселенной, а также проводится зондирование на предмет выявления естественных и рукотворных порталов. Это позволит им в целях безопасности вовремя среагировать на появление чужих порталов. В список чужих попали и наши порталы. Особенно их насторожил наш «седьмой», засветивший местонахождение их портала. Изначально они решили, что это «неофеодалы», что вызвало у них кратковременную панику. Провели тщательную проверку – оказалось, что процесс ослабления электромагнитного поля был порождён работой «кустарной» установки, способной создавать «плеши» в пространственно-временном континууме на незначительной площади... Но при этом их очень удивило, что создание теории и техническое решение вопроса о пространственно-временных перемещениях нашло своё решение в первой четверти двадцать первого века. Они перешерстили всю научную литературу за сто лет и нигде не обнаружили ничего хотя бы намекающее на это. Послали через портал пару специалистов, которые на месте выяснили и точное местонахождение порталов и тех, кто использовал их. Так они вышли на нас… Тогда же они оценили и опасность, которую косвенно мы представляем для них – ведь «неофеодалы» вполне могли скачать из нашего сознания всё, что касалось порталов. И они решили заманить нас к себе. Ну, а остальное, как говорится, дело техники… В тот дождливый день, год тому назад, мы включили установку и, на дисплее не просто обозначился «седьмой портал», а горел светом наравне с другими. Мы поняли, что портал открылся. Обрадовались и, вызвав такси, за двойную плату помчались туда. Боялись, что портал закроется. Добрались до грота – портал работает! Ну, мы и зашли… Потом, когда с нами побеседовали люди из отдела безопасности, с нами встретился Акил Джоши. Он убедил нас, что для всех будет безопаснее, если мы останемся здесь. Я очень переживал за Валерию и сказал ему об этом. Акил Джоши вызвал при мне своего помощника, ввел его в курс дела и спросил: «Мы можем обеспечить этой девочке безопасность?»  На что тот ответил: «Да». «Тогда сделайте это, - сказал Акил Джоши, - но так, чтобы она даже не догадывалась». А когда мы снова остались наедине он сказал мне: «Мы могли бы забрать сюда и вашу дочь, и заберём, если вы будете настаивать, но… Пусть ваша девочка проявит свой характер – станет сильной. Нам очень нужны крепкие духом бойцы…» Так он убедил меня повременить со встречей с тобой, моя девочка».
У Валерии навернулись слёзы.
- Я понимаю тебя, папа, - сказала она. – Надеюсь, я не обманула твои ожидания.
И они обнялись. А я так растрогался, что…  В общем, оказалось, что я очень сентиментальный человек.
 
                * * *
На следующий день с нами долго разговаривал Акил Джоши. Мы дали своё согласие на зачисление нас в «Агентство безопасности» и три дня проходили обучение. Потом нам, взамен наших шапочек с защитным экраном, ввели под кожу головы микроскопические капсулы, которые выполняли ту же функцию. А перед выходом к порталу каждому из нас вручили «Универсальный кристалл». Да, именно так он и назывался. Внешне он был очень похож на тот, что у нас изъяли по прибытии, но с большими возможностями – он не только обнаруживал любой портал в радиусе нескольких километров, но ещё и мог его открыть. А ещё он был именным – он работал только в руках зарегистрированного в агентстве владельца. Это было продиктовано мерами безопасности – такой кристалл не должен работать в чужих руках.
С отцом Валерии и его другом Алексеем мы попрощались ещё в холле. Затем нас вновь проводила девушка в фирменном костюме сначала к лифту, а затем и далее - к порталу. Она стояла, наблюдая за нами. Мы, как нас и учили, оба включили свои кристаллы, чтобы система безопасности опознала нас и зарегистрировала наш проход через портал. Появилось сиреневое свечение – портал открылся.
Мы обернулись. Девушка помахала нам рукой, мы помахали ей, и шагнули в колышущееся сиреневое марево…
                *
(Продолжение следует)