Путь к Серафиму Саровскому Ч. 4 Дивеево

Татьяна Сергеевна Дмитриева
Авторское фото: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Троицкий собор;   Канавка Богородицы;   монастырский пруд.  Дивеево, Нижегородская область. Июнь 2022 г.



Сердце каждого человека на земле стремится к теплу и душевному равновесию. Даже если человек не показывает внешне этих устремлений, глубоко в душе у него они есть.

Таким местом, где тепло разливается по телу, а душа приходит в равновесие, и является монастырь в Дивеево. Здесь, под покровом Пресвятой Богородицы, у раки с нетленными мощами Серафима Саровского, монашествующих монастыря, ощущается мощная защита. Человек одновременно чувствует свою слабость и беспомощность, и силу тех, кто хранит эту обитель.

********

Наше двухдневное путешествие к Серафиму Саровскому продолжалось.
Покидая селение с чарующим названием "Мыс Доброй Надежды", улыбка не сходила с наших лиц. Тем более, что благоволила погода: полуденное солнце освещало окрестности, лучи его на горизонте отражались от вод многочисленных водоёмов.

Это правый берег Мокши, в 27 км отсюда она впадает в Оку, потому её дельта широка и изрезана рукавами.

В своих путешествиях и по России, и по Европе, я часто касаюсь географического положения тех или иных населённых пунктов. Потому, что для современного человека малопонятно, какую роль в древние времена играли водные артерии.

Это были главные транспортные магистрали. Как сегодня автострады и железнодорожные пути. И потому вся активная жизнь проходила именно вблизи от рек и водоёмов.

Место впадения Мокши в Оку было тем самым оживлённым местом: отсюда отправлялись торговые караваны в верховье Волги и на Каспий, здесь товары перегружались и по притокам Мокши развозились по поселениям.

Правый берег Мокши холмистый, вытекающие из ручейков и петляющие между холмов, прокладывая себе путь, речки со славянскими и мордовскими названиями Лиса, Котовка, Мингерь, Шокша, Линейка.

И потому здесь немало больших поселений, с красивыми белоснежными церквами и голубыми куполами, посвящёнными Пресвятой Богородице.

Теперь самое время рассказать, почему Дивеевская обитель является уделом Божьей Матери.

********

Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова, которая в молодости лишилась мужа и дала обет посвятить свою жизнь Богу.

Она приняла монашеский постриг в Киево-Флоровском монастыре с именем матушки Александры. Однажды, после ночного молитвенного бдения в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, ей было видение Пресвятой Богородицы.

Лаврские старцы признали видение матушки Александры истинным, и с их благословения монахиня отправилась в странствие по Руси.

В 1760 году матушка Александра шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не дойдя двенадцати вёрст до Сарова, она остановилась отдохнуть в селе Дивеево, и здесь, ей вновь было видение Божьей Матери, которая обратилась к монахине со словами:

"Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства. Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всём свете.
Это четвёртый жребий Мой во вселенной. И как звёзды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного."

И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, "равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете".

Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.

Укрепляемая глубокой верой в непреложность этого обетования, матушка Александра великими трудами, слезным покаянием, непрестанной молитвой, предстоянием на мысленной Голгофе созидала первую общинку, полагая твердое основание будущей великой обители.

Она во всем была руководима Самой Богородицей, только по Ее воле просила молодого иеродиакона Серафима позаботиться о дивеевских сестрах. И впоследствии батюшка Серафим ни одного камушка не положил в обители без благословения Царицы Небесной.

Одним из самых древних молитвенных обращений к Божией Матери первых христиан было Архангельское обрадование: "Богородице Дево, радуйся..."

Его ежедневное исполнение всеми сестрами составляет основу обращения к Пресвятой Богородице.

И местом такой сокровенной молитвы стала святая Канавка.

Беседуя однажды с сестрами, батюшка Серафим сказал им, что "это тропа, коею прошла Матерь Божия, в удел Свой взяв Дивеево... Она всегда, "во веки будет вам стена и защита, и антихрист не сможет перейти ее! Матерь Божия собрала вас, Сама нареклась вам Игумениею; Она все управит, защитит, разберет и заступит; все Ей известно и все Ей возможно! Ея святая воля!"

И даже в послереволюционный период в 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сёстры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни.

В 1927 году монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь.

Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей.

Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход.
31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

8 сентября 2023 года в рамках поездки в Нижегородскую область Президент РФ Путин посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остаётся Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Обитель является местом паломничества.

********

Туда, к обители Пресвятой Богородицы, и держали путь мы.

Первым делом остановились в гостинице с громким названием "Русская Тройка". Передохнули перед вечерним Богослужением, оставили машину на стоянке и отправились пешком к монастырю.

Дивеево - это довольно большое поселение, административный центр Дивеевского района. Село современное, красиво расположенное на холмах вдоль реки Вичкинзы.

Рядом с гостиницей - огромная площадь с современным зданием администрации района. Поскольку раньше все административные помещения были на территории монастыря, после открытия обители администрацию переселили в этот современный корпус.

Суббота, и площадь была пуста. Поразил плакат размером на всю высоту здания - украинская бабушка со знаменем Победы.

Чем ближе мы подходили к обители, тем становилось многолюднее. К вечерней службе съезжались и сходились паломники.

Обитель поражает взор своей красотой и той лёгкостью, которая присуща всему, что строится по благословению Божьему. С трепетом ожидали встречи с ней, и потому были готовы.

После нескольких часов, проведённых на службе в Троицком соборе, подготовились к встрече с ещё одним чудом православия - Богородичной канавкой.

Не передать чувств радости и умиротворения, которое испытываешь, проходя по Канавке. Вот она - Божья благодать! Здесь чувствуешь свою защищённость, ощущаешь прилив сил.

********

Рано утром перед отъездом домой спустились к монастырскому пруду, набрать святой водички из святого источника матушки Александры.

На деревянных мостках, вдающихся в воды пруда, молодая женщина делала утреннюю зарядку. Лучи восходящего солнца освещали её лик. И было в нём тоже что-то сакральное: даже просто пребывая рядом с таким местом человек становится чище, одухотворённее.

Как важно, чтобы мы никогда не забывали о душе и настраивали её на Божественный лад. И чтобы времена гонений на Церковь, а с ними времена разрушений и человеческих страданий, больше никогда не возвращались.

И это - в наших руках!



Начало - Мыс Доброй Надежды  - http://proza.ru/2023/11/27/1599