Хорс и Лыщичи этимология

Сергей Курочкин 3
    В романе Юрия Никитина «Артания» главный герой ищет осколки меча бога Хорса. В стихотворении Велимира Хлебникова «Жизнь» есть такие строки:

    Он умер, подымая бивни,
    Опять на небе виден Хорс.
    Его живого знали ливни —
    Теперь он глыба, он замёрз.

    А место погребения бога Хорса - курган Рамона у села Лыщичи (Брянская область). Из доказательств есть письменный источник (СЛОВО) и русский язык. И вот, «бок о бок» с ними, я туда и добрёл посмотреть, как упокоено солнце на горе и вообще, что это всё значит. В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». В. А. Жуковский перевёл его как Херсон, а Д. Н. Дубенский — как Хазария или Корсунь. П. Г. Бутков предположил, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вместо «Дн;прови», не допуская ещё, что речь идет о Хорсе, бывшем, по его мнению, «славянским Фебом». Дн;прови (болг.) - Днепр, Дніпро. Раскрывается речной термин - речью в предложении: Дон ;прови «-сказаў Дон», Дон сказал, сказав Дон, Дон рече, je rekel Don - на всех языках. Вспомните диалог князя с рекой: «Игорь спитъ? — Игорь бдитъ! Игорь мыслiю поля меритъ отъ великаго Дону до малаго Донца». В данном случае речь о Боге, в честь которого названы реки и страны, стороны света, Великороссия и Малороссия. Глупо думать, что князь присел на берегу Сиверского Донца побеседовать после обильного ужина по дороге из плена. В контексте - дОнец - читай правильно (сын, последователь веры). Комонь въ полуночи Овлуръ (от слова: конечно - луръ) упреждает: «велить Князю разумети — Князю Игорю не быть!», вот какие страсти разыгрались в поле Левобережном и не только, но от Полоцка и Минска (Немига) до Киева. Половцы - жители Полоцка (по реке Полота), они же «кочевники-язычники» по иронии сочинителей учебников. Наконец, в 1840 году анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П. И. Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может «значить только: солнце. Прежде, нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани». При этом, по мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских». По мнению российского религиоведа А. А. Бескова, версия о солнечной природе Хорса держится, фактически, лишь на его иранской этимологии. Исследователь реконструирует обширный пласт древней восточнославянской мифологии, в котором сопряжены солярный, лунарный, близнечный культы, а также культы коня, волка, свадебная обрядность... Ну, прямо как в сказке Колобок.

    А что же значит само слово Хорс, каково его происхождение? И  вот тут-то, никто из лингвистов и религиоведов не удосужился разобраться в сути и сущности прозвища. Обширные познания в области языков восточной культуры не привели научную мысль к единому мнению. Серб опять бы сказал, что война от слова «двойня» (прямое значение). Неубедительными показались перечисленные изыскания? Они очень похожи на спор историков норманистов с анти их. До такой степени, что само слово «норманская» теория, иногда также «норманнская» (с двумя «н») остаются даже разными в написании для русского языка. Норманизм, отвлекусь на звенья одной цепи, - направление в исторической науке, которая наукой не является, тем забавнее наблюдать за спором, согласно которому народ русь и варяги являются скандинавами; происходят из Скандинавии. Спешу всех огорчить и сразу - они ниоткуда не происходят. Норман - это человек из норы - мужчина (в первую очередь), с именем Нор/Хор/Гор в диалектах и написании. Или с бурга (кому как), в повелительном наклонении глагола ховать. Курган как раз такое место. В топонимике в его честь Норильск, Херсонес, Чернигов и другие. В науке этимологии принято имена существительные извлекать из глаголов, выуживая русские корни через дальние страны, не замечая, что сон+хер=херсон, и в этом спящем термине упокоен сын/зон - солнце или наше всё: сон це. Буква «л» - «люди» в кириллице - упоминается не каждым диалектом по простой причине: отсутствия людей на территории их региона. Люди есть искусственное племя, сродни балту (топор в переводе), это не народ, не нация, не род-народ, а это люди. Так называется буквица в кириллице с числовым значением 30, под неё подпадают жители Хазарии, Советского Союза, то есть общность в границах, часть этноса. Так и эти. Норманны - выдуманный теологический термин, как и балты - топор в переводе, изобретение из лона церкви. Норманизм зародился на основе историографической концепции «Повести временных лет» (начало XII века). Пришли к власти большевики и такой науки - Историография - не стало вообще. Её поделили. Теперь в России история и география, а литература и язык находятся порознь.

     Версия о солнечной природе Хорса держится, фактически, лишь на его иранской этимологии, вовлекая в ущелье пещерного сознания весь обширный пласт древней восточнославянской мифологии с его культами коня, волка плюс обычаи и свадебная обрядность... Однако происхождения слов остаются в темени её, не извлекая на свет божий - даже края света у значений. Отчего свадьба? Слово, в котором и сопряжены солярный, лунарный и прочие культы, а также земляные сооружения, известные нам - курганы (кур+хан). Возвышения над поверхностью, являющиеся захоронением. Мамаев курган, Чёрная могила в Чернигове, гряда курганов в Ладоге, россыпь менее известных по всему Левобережью и малознакомых обывателю, как Гостомысла на реке Оредеж, приток Луги. И уж совсем незнакомых россиянину по учебникам - Рамона в Лыщичах или район Курганье - Клинцов (дети в переводе).

    А произошло слово Хорс - от сохи, открою тайну имени, как и все мы - родом от сохи вышли, но по неизвестной причине забыли свои корни дальше дедушек и бабушек. Или от плуга - орало, который в свою очередь - от рало. Давайте с этим разбираться. Статья по ссылке ниже: «Орало или этимология от сохи на рыло». Рыло - то чем роют, если исходить из концепции, что соха - от сохатого, а солнце от горы, а ряха от неряхи. Особый случай, когда ряха предстаёт аккуратной девушкой перед рылом учёного неопрятного лика. Итак. В пантеоне князя Владимира имя Даждьбога стоит рядом с Хорсом, а в некоторых вариантах летописи не разделяются, как другие божества, союзом «и». Поэтому можно предположить, что Хорс - другой вариант имени бога солнца (или же имя самого Солнца). Даждьбог означает «Дай бог» (всего лишь и никакого дождя), и это пожелание до сих пор живёт в быту. А русские в повести трудной (церковное слово) называли себя «Даждьбожьими внуками» (о связи поколений), а круглый щит - защищал воина солярным знаком. Согласно наиболее распространённой «учёной» версии, имя Хорса происходит из иранских языков (ср. авест. hvar; x;a;t;m, пехл. xvar;;t, перс. xur;;t; «сияющее солнце», осет. хур - «солнце»). Таким образом, от курганов Ладоги - мы дойдём до «кур Тмутаракани» или реки Кура, объяснить значение имени которой грузины не могу. Д.С. Лихачёв объяснял просто - до Петуха. Не раскрывая значения куръ - петух др.русский или священник испанский (la cura), до петуха и всё. Потому что он поёт утром рано и по тексту вроде подходит, как продолжение рассказа о Всеславе Вещем (волком рыскал в ночи, а к утру уже там). А брат буй-тур (князь из города Курска) отвечал, мои куряне готовы к походу! А с ним был молодой князь Рыльский (Рыльск - город Курской области) по имени Святослав, который и написал повесть СЛОВО. На месте горожан и земляков племянника Игоря, я бы не отдал авторство никому, даже венгерскому послу, по мнению киевского академика Рыбакова. «В лето 6693 (1185) Игорь Святославич, внук Олегов, поехал из Новгорода-Северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. Он взял с собою брата Всеволода из Трубчевска, Святослава Ольговича, сыновца своего из Рыльска, и Владимира, сына своего, из Путивля». Сыновец - племяш Святослав Ольгович, сын брата Олега, недавно убитого (1180). Доказательство авторства следуют из текста финальной части: «Слава Игорю Святъславлича, Буй туру Всеволодъ, Владимiру Игоревичу!» - перечислены трое князей, себя же, славить не к лицу, не подобает. Повесть написана для прочтения на пиру. А действия происходили не у чёрта на куличках, а в этой местности Левобережья, где и Лыщичи (где Ипуть и Сож).

    Так вот о Хорсе, которому Всеслав путь пресёк - «прерыскал» от слова рысь. Солярный знак, равно свастике - герб Гомеля «Рысь» встречает туристов на въезде со стороны Могилёва. Русь и рысь отличаются количеством «херов» в слове от - «у» - уноши (угла, сына, дыма). Туровского княжества нет, но остались приметы времени - прозвища (Тур), названия рек (Тура, Туросна) и Туринская плащаница в литераТуре. Ещё «коник-рысик» амулет-оберег племени радимичей 10-11 век, постепенно вытесненный крестом с 12 века (о чём говорят археологические раскопки). Некоторые современные исследователи предлагают исконно-славянскую этимологию. Б. А. Рыбаков связывает происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века). По мнению Макса Фасмера, данная этимология (Хорса) «не лишена фонетических трудностей». Примерно как для итальянца - piedistallo - итальянское слово «пьедестал» из двух русских - стопа/пята и стал, ещё проще для ребёнка - стУпа, от неё ступень - церковной иерархии с пятой Аполлона и распятием - до отметки пять.

   Итак, возвращаемся к слову (солнце) и пробуем перевести: khur/ хур = stopa (хорв. - стОпа - звучит), sadzba (словац. - садьбА), oceniti (слов. - оценить). Словесный рай для гурмана, как осенило - оценить нить диалога с предком. Очевидны наши - свадьба и штора (а не жалюзИ железа), в свою очередь «садьбА» - посадка, а занавеска: st-ора. Ну, прямо как история одного романа. Мало того - oceniti - «Оце-нИти» звучит (оценить, быть оцененным) так и переводится: отец нити, бацька нітак (то есть не такой). А какой? Их «садьбА» - наша свАдьба - и посадка саженцев (образно), а единица измерения земли - косая сажЕнь на реке Сож... Уголь сажей не испачкать. Ещё каким образом они могут быть связаны? «Не такой отец», посадка и солнце? Самолётом в небе. Икаром. Мягкой Вам посадки! Правильно, а ещё? Самогонным аппаратом. Почему? Их объединяет «само» слово плюс стопка. В свою очередь: sadzba (стопа) - процент, ставка, tasa (исп. чаша), она же купа болгарская и... ступа сказочная! Стопа - стопка водки и стать мерная (меньше стакана). Или стопарь? Что называется, «На роток не накинешь платок», чем не чаша Грааля? или кубок. Вот Вам и клубок нитей с веретенцем (и круглый колобок). Мы нашли потерянное время и это главное. Купа, она же Чаша, Міска (белор.), Misa (исп.) от слова «isa/иса» - един, а с начальной буквой М - масса/Маша. Миска - уменьшительное прозвище, хоть и большей ёмкости. Misa - не только Маша и Медведи в образе, но и Мария и Иса (папа), причём - не отец, всем известно, что понесла Богородица от Святого Духа. На иконах Рафаэля Иса (isa-един) изображается в виде грустного старца за левым плечом мадонны с ребёнком на левой руке - одиноким с размытыми чертами лица. И вся эта история от одного короткого слова - khur/хур - бацька нітак (отец не тот). Бог един в трёх ликах. Misa (ит.) = я так думаю. Перевод буквальный, звук - «миза», isa означает то же самое: это, один. В русском языке: один от -ин. Аббревиатура Иисуса Христа с латыни на кириллицу, или наоборот? Тут или, или. Так и написано на кресте в Сирии на чистом арамейском: Или, Или! Лама савахфани? (Элои, Элои! ламма савахфани?) - «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Возглас Иисуса уже исследуют тысячу лет. В молитве «Отче Наш» буквально по тексту - Он - Сын и Отец одновременно. Креститель мгновенно стал прозываться в народе - Солнышко Красное, как и подобает наместнику Бога на земле. Не прошло и двух веков с Крещения в Почайне (998), как взошло Новое: «Солнце светится на небесе! Игорь Князь въ Руской земли» (1185). Удельный князь Новгородский получил повышение по статусу - «Солнечный», а город стал - «Сиверский» (си/да/це вера). Ещё через 200 лет, уже в Задонщине мы узнаём, что «севера» шли на Москву, а Дмитрий сказал - на нас Русь идёт. Хотя, Луций Септимий Север - севЕр - произношение известен миру уже 20 веков, только не нашим академикам слова. Римский император Север (лат. Lucius Septimius Severus; 11 апреля 146 года, Лептис-Магна, Африка — 4 февраля 211 года, Эборак, Британия). Прозвище длинное: Lucius - лючус, луч, свет, Зажги нас); Septimius - Сентябрь с нами, Ты лучше меня; Severus - Он правдивый, Ён праўдзівы, Он је истинит. В чём и истина, как добавил серб.

    А ещё Хорса  (древнерусское божество Хърсъ), обычно соотносимое с солнцем, можно представить... с курганом, а курган с оралом, потому что земляное сооружение и плуг объединяет нечто общее. Как сказал бы незабвенный Фасмер, затрудняющее выразить мысль кратко. Хърсъ (болг. «хэр-се» или это хер), он же -  Херст, он же «арсте» латинское (Hearst) в звуке и божество в описании (st), кто Вы, мистер Икс? Что за царь сидел в Арте? Святой - Хер (Херст, Kherst), он же перст указующий, компАс и крест - Кересть приток Волхова и русская загадка, сколько пальцев на руке? Один. И, зачем же сравнивать хер с пальцем, выражаясь научно о происхождении ариев. Слово ар - ра наоборот (коротко и ясно), но божественно - Hearst (лат.). Арабский путешественник (от слова раб, ибо начальное А трактуется как это, есть), он же - учёный своего времени Х века. А приставка к слову раб - Х (икс, ха, га) в тоже время - цифра «десять» римская - указывает на дату Крещения. А ещё это Косой крест апостола Андрея, оставившего свой посох у места впадения Керести в Волхов. От имени Христос и всё летоисчисление положено писать от р.х., как например - 2023 год, забывая свои 5,5 тысяч лет календаря старообрядцев. Втайне завидую древности (некрещённого) Китая. И не только время события раскрывается, но и, как, почему Храбрый (х+раб) Димитрий стал Донским, а храбрый Александр - Невским. Мы не рабы - рабы не мы! - мы речники. Кто с мечом придёт - от меча погибнет (библейское изречение). Это уже «речные» прозвища, начиная с Македонского - в трёх столпах древнерусской литературы (Александрия Сербская, Ледовое побоище, Слово о полку) описаны реальные события, происходившие на Земле. От россиян требуется сущая малость - научиться понимать, что написано по-русски. И второе, и только одно, уметь читать «Историю» между строк учебника. Фальсификат слеплен, может не на все 100%, ибо есть имена и буквы, но на 99 - вымысел чистой воды. Меч, как известно, пал скифу первым, затем плуг и казан. Все вещи золотые и для дела не годятся (как и серебряные), очевидно, скиф не будь дураком, загнал их - по сходной цене и купил железное орало. Потому что перековать золото в железо (мечи на орало) у него не получилось. А история такая, как мне рассказал один... язык.

      Этот же звук «хорс» (орс) без изменения в слове - Hordes (на латыни, на испанском h начальное не читается - «орс» звучит), раскрывается на бумаге: Hor des(лат.) - Дай это мне. Христиане увидели что у скифа и тоже захотели? Чисто дети. Этимологию см. здесь: Орало или этимология от сохи на рыло. Если коротко, слово плуг произошло от рАло или орало (праславянское ordlo) земледельческое орудие, близкое к плугу (корень дерева). Плуг чтобы пахать, а основная функция рала - рыхление (от какого корня неизвестно, но, ср. греч. ;;;;;;;). Однако: ;;;-;;;; (эквивалент «aro tron» латинское) = Аро трон, то есть на чём сидят, а ordlo - Арда буквально, искомая Арта, та самая в которой сидел царь..? Ну да. Рассматривать карту бесполезно. Это может быть Ардонь - село на речке Эрденке - сарматского времени происхождения, переименованная Петром в ходе Северной войны. Замечаете, название - Северной? Северной войны, длившейся 21 год. На самом деле, даже не от Куликовской битвы следует считать, а с рождения Севера по наши дни. Северная столица есть в Беларуси (Витебск), есть в России, она же культурная - от слова тур. Это была тема другой статьи, не удержался, ибо у нас - в РУССКОМ ЯЗЫКЕ - переплелись все корни наречий, и есть смутное подозрение, что рассадник он и есть - язык. Засада в том, что начинаешь путать ростки какого семени. Если рало - рыло (как морда лица), то «со свиным в калашный ряд», как имени существительному - глаголу не пробиться. Соответственно - рыло (чем роют) - орудие труда? Им рыхлят и пашут, но умываются в душе или под рукомойником, а слово рыльник упразднили. Странно, что город Рыльск до сих пор не переименован в город Плугов (или Мойдодыр). А кончик рыла - нос или пятачок, как всё складно то...

     Итак цепь значений: ordlo - Хорде ( Полчища, Орды) - ордо - Арда (ці вось) - приказ ло - или ето - У Word..., где я и сижу, - в Ворде. Чем отличается хорда от диаметра? Размерами в границах окружности: диаметр - это хорда, но в отличие её, он может быть один по длине. Их может быть много (через центр окружности), но разной ориентации по сторонам света. Основные - четыре, различают восемь (норд-весты и т.д.), а теперь вспомним «норика» из «авесты» (Заратустры). Но не здесь. Сравни Диаметр и Димитрий (земледелец). По набору звуков и значений одно и тоже. Где, «д» - святость, митрополит - сан, метр - единица измерения, ди - двое. На две половины делили Землю, если помним Мстислав «иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми». Кто-то склонен считать, что касоги - племена осетин, но какого чёрта?! Сож - река (бог в значении) и вся история ранних отношений между соседями происходила на Правом берегу Днепра. «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ». Немига - речка в центре Минска (ныне в трубе), но осталось название метро. Если кто-то продолжит считать, что у кочевников были полки - на здоровье. Только термин - «касожские» - относится к Посожью Левобережье), а половцы - Полоцку на реке Палата. Сож означает ни мало, ни много - Бог (волк, susi в разное время прозвища от соседей). Переводится слово "сожь" - гореть, horie;(слов. - гореть), ho;et(чех. - хожет), opeklina(словен.), spaliti(хорв.), изгори(макед.), горя(болг.), спалювати(укр.), яндыру (татар., монг. - горящий, гореть). Соответственно и город Погар, известный си-гарет-ной фабрикой выпускающей «Приму» (первая), «Север» и «Друг». Погарская сигаретно-сигарная фабрика — единственное предприятие в России, выпускающее сигары. Татарское: ян дыру = бок о бок, пліч-о-пліч, един до друг,  lado a lado, раме уз раме. Все значения соответствуют русскому «бок о бок» или украинскому «пліч-о-пліч» (тоже бок, рамена, плечи - плечом к плечу), белорусскому - «побач» - рядом. Если бачыць - видеть, то единого взгляда (по пути). Один пояс - один путь, что соответствует немецкому переводу - Seite an Seite - Сторінка за сторінкою, бок о бок, Страна за страницом, или латинское - iuxta («юкста» звучит) - справа, десния, право, pravo, десно. Погар расположен на реке Судости, притоке Десны. Достопримечательности: Замковая гора, музей Радогощ. Десница - правая рука (дающая). Левой в старину брали (сорока), а правой рукой - давали (ворона), до нас дошла игра «сорока-ворона», название Сорочинская ярмарка, Вороний камень и слово проворонить. Не смотря на то, что левый приток Днепра - Десна (правая) в значении сна - сына, как и Туросна приток Ипути. По холму и естественному водоразделу между Десной и Ипутью проходит магистраль Гомель-Брянск через «леса Брыни». Страна, страница, озеро Ладога, Раменское, машина Лада, "мама мыла раму", игра в ладушки - божественные проявления языка. Первая русская столица - село Старая Ладога с грядой курганов по берегу Волхова, в т.ч. Вещему Олегу. Вернёмся:

      Хорде - Полчища (русск.), Орды (белор.), орди (укр.), Hordas (исп.), Hordes (лат. - «орс» звучит). Hor des(лат.) - Дай это мне. Hor des(исп.) - час де, Хорд ёсць, Полчища - Полчышчы (или Полицейский - лицо/лицей корень)... стоп. Полчышчы, слово мне знакомо с детства, это как потолок сознания - выше толоконного лба только макушка... Макушка горы и Лыщичи? Село на Лысой горе - «лчышчы», означающее чистоту и вылизывать. Проверяю: «лчышчы» - учитель, настаўнік - к бабке не ходи, Лыщичи..!!! Язык до Хорса таки довёл, и даже до места, где Это солнце захоронено.

     Городище, ранний железный век. Расположен в центральной части села, Курганный могильник Рамона, эпоха бронзы. Расположен в 3 км к северо-западу от села, урочище Рамона. Имя Рамон имеет несколько версий происхождения. По первой версии, имя Рамон – это испанская форма германского имени Раймонд, которое переводят как «оберегающий» или «мудрый защитник». Также существует вариант интерпретации имени Рамон, как «разумно защищающийся», что близко к средневековому толкованию имени – «адвокат». По второй версии, имя Рамон – еврейское имя и означает «высокий», «возвышенный». А есть - Рамона - женское личное имя испанского происхождения, распространённое в Германии, Испании, Румынии, Италии, Болгарии, Португалии, Молдавии и других странах. Курганный могильник Рамона склонен прочесть в честь женщины (хотя, можно подумать - мужчины). Понимай как хочешь: в урочище Рамона - курган Рамона. Перевод слова возможен следующий: Ra (гав.) - Солнце, Сонца, Sunce, Soleil, Sonne. Ra (порт.) - Лягушка, Frosch, Grenouille, ;aba, Rana (исп.), Жаба (серб.); mon - понедельник, lun, Lunes. Сказочное место и пуп земли. Rana - съедобная лягушка; лягушка (серб.) - жаба ("жаба на добро" буквально); притча о лягушках и их пользе в сохранности молока - вымысел, чего не скажешь о языке. Лягушка - Ягушка маленькая Яга. Французские монахи в пост ели лягушатину, признав её за рыбу. По-французски жаба - bufo («жаба»). Мало того! Российские политологи не в состоянии определить этимологию слову Конституция, но сходятся на понятии - Основной Закон. Ребята, это завещание от старших - младшим как жить, что издревле называлось словом НАРОК (КОРАН наоборот), он же завет, наказ и ЗАКОН наоборот - о Земле. Недаром первые строки "призвания" начинались "земля наша велика и обильна", и "кара Божия - Земля", а слово - иностранное..? Оно чуждо русскому уху - Konstitutsiya. Отсюда насмешки - "Закон что дышло, куда повернёшь - туда и вышло". Оказывается, это мудрое изречение предки понимали от слова "конь" или "лошадь" (комонь - в повести). Переводчик разных наречий улавливает разницу: Лошадь (русск.), Кінь (укр.) или Хорсе (серб.), или - Устав (Кон = Хорсе). Имя богу Хорсу (стоял по правую руку от Перуна в пантеоне Владимира рядом с Даждьбогом - о десную), не могут истолковать уже почти 1000 лет, а со дня публикации повести в Париже (1800 год) - более 200 лет - головоломка нашим Хвилологам с большой буквы. Так что - дарю даром, то есть - безвозмездно. Однако прекращайте выводить имя через ин-до-евро-пейцев, возьмите от Орловского рысака. От него Корсунь, Херсон и эти строки СЛОВО (1185 года) о Вещем: "Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше ... великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше". Остап Бендер писал опровержение в газету, что это не он попал под лошадь, а она отделалась лёгким испугом. Люди желают своим близким счастья, удачи, любви - простыми словами, которых нет в этом "конном" Учреждении. Под названием Конституция. "Кон-ституция" буквально и дословно переводится: Лошадь или Конь (Хорсе - разных наречий) плюс Учреждение. Устав, свод правил - дальше как хотите, но Хорс солярный на лицо.

      Бог ты мой, ну, конечно же, село Лыщичи, думаю, откуда свербит? Раньше проезжал и ничто не смущало взор на полях, а в году так 2017 - установили купол на храм, теперь его видно с трассы - сверкает золотом и слепит. В этом селе сидел монах (насельник) Киево-Печерской лавры и распоряжался землёй. По документам - грунт отводил на выгодных условиях. Те времена остались в народе доброй памятью: «В старые года, когда мы были под монастырем, у нас была вольница или займанщина: тогда каждый волен был занимать земли столько, сколько ему было нужно. Расчисти — и твое». Так говорили крестьяне бывших лаврских имений в Суражском уезде. Ныне Клинцовский район, а Займище (самоговорящее название села) в составе города, как и десяток других деревень. Отводил монах грунт в милях по договору крепости, так Василию по фамилии Клинец от центра указанного места поселения у реки Туросна было разрешено занимать до 2 миль в радиусе (условный диаметр 30 км) с учётом природных границ, как правило, рек. Так же сохранился исторический акт землепользования Ардони, а из воспоминания слобожан при переписи (1710) стали известны границы поселения. У краеведа А. Лазаревского приводится выдержка из универсала 1711 г. архимандрита Афанасия Миславского: «… Никифор Пантелеймонов сын Шаров с товариством, расколницких слобод жителми Стародубовского полку, просячи нас, абысмо позволили им осести слободою на грунте нашом власном обители Святопечерской гулящом, прозиваемом Ардонском, в полку Стародубовском, за миль четире от маетности нашой Лищич и Павлич будучом…». То есть в 1711 году Лыщичи принадлежали Киево-Печерской лавре и монах отводил грунт раскольникам. Второй раскол церкви случился полвека тому назад при патриархе Никоне - во времена царя Тишайшего случилось присоединение Левобережья.

       Лыщичи — село в Унечском районе Брянской области в составе Найтоповичского сельского поселения. Семь курганов диаметром от 11 до 18 м и высотой от 0,5 до 2 м. Курганный могильник Рамона, эпоха бронзы. Центр сотни находился в Стародубе. Около половины территории сотни занимали владения Киево-Печерской лавры, в состав которой входили три волости — Лыщичская, Бобовицкая, Попогорская (ныне райцентр Красная Гора). Территория размером в половину области при минимуме штата. Ими управляли отдельные «городничие» из монахов, которые пользовались огромной властью. Они не только почти бесконтрольно судили и миловали лаврских подданных, но нередко самовластно распоряжались и посторонними людьми, если те, по их мнению, нарушали в чем-либо лаврские интересы. Обиженные «городничими» люди с трудом находили защиту у самого гетмана, который хорошо знал, что у «городничих» отсутствует подобающая чину их кротость и был бессилен перед ними. Само же село Лыщичи при реке Вепринке (возможно сухое урочище ныне) известно с первой половины XVII века. Оно располагалось в 22 верстах от Стародуба. Сохранился акт, в котором упоминается о Лыщичах. «Се аз Афанасий Васильев, сын Кутков, дал надел свой отцовский Уваровщину, Микито Жадуну, сыну Зубову... А запись писал отец наш духовный лыщичский поп Афанасий Иванов сын, лета 7136 году, месяца марта 14 числа» (дата соответствует 1628 году нового летоисчисления).

      Сколько раз проезжал мимо по трассе Гомель-Брянск (в 30 км от Ардони и Клинцов), проезжал мост через речку Днепровку, и вдруг слева завиднелся купол Рождества Богородицы. Заехал, помню, оглядеть её в «руиническом состоянии» в 2018 году, там работало двое рабочих и бульдозер расчищал территорию от мусора. Река Днепровка впадает в нескольких километрах от села в реку Унечу, которая в свою очередь несёт свои воды в Ипуть - приток Сожа - одной из главных водных артерий Днепра. Ближайшие от Лыщич населённые пункты: Брянкустичи, Павличи, Замаранье, Робчик, Песчанки, Лавы, Куровщина, Снежинка. Про названия селений уже писал в статье об Унече, в частности о «куриной слепоте», как слепке (лепо - ср. Алеппо в Сирии) и робчике - сыне робы. В Черниговском архиве хранятся чертежи проекта церкви. В описаниях встречаются названия как храм, так и церковь, хотя это разные понятия. Как свидетельствует документ, в церкви было два престола: во имя Рождества пресвятой Богородицы и святой Великомученицы Параскевы. Точно неизвестно, когда и кем даны были лавре эти волости. Известно лишь то, что в конце XVI века лавра не владела ими. А. Лазаревский в «Описании Старой Малороссии» пишет, что «основанием права на лаврские имения не всегда служили грамоты или универсалы. Случалось, что вовремя открытый крестьянам кредит одним из лаврских «городничих» давал возможность лавре завладеть целой деревней. Значит, возможность для лавры приобретения имений, помимо пожалований и пожертвований – существовала». Считается, что упомянуты указанные волости в первый раз в грамоте 1720 г., выданной лавре после пожара 1718 г., когда «все крепости её на вотчины – погорели». При этом сказано, что грамотой царя Фёдора Алексеевича, выданной 9 мая 1680 г., определено им (лавре) владеть на сей стороне Днепра – в Стародубском полку, маетностями, «да селом Лыщичами да деревнею Павличами и Дубровною».

    Сохранился исторический акт первой половины 17 века, в котором впервые упоминается о Лыщичах: «…Се аз Афанасий Васильев, сын Кутков, дал надел свой отцовский Уваровщину, Микито Жадуну, сыну Зубову... А запись писал отец наш духовный лыщичский поп Афанасий Иванов сын, лета 7136 году, месяца марта 14 числа…». Указанная в тексте дата соответствует 1628 году по новому летоисчислению. Упомянутый акт на вотчину, называвшуюся Уваровщиной, был подтвержден в 1680 году Стародубским полковником Коровкой-Вольским. Впоследствии, по актам Киево-Печерской лавры границы Уваровщины в 1750 году определялись следующим образом: «Уваровщина грунт сумежный Лыщичскому грунту, имеет ограничения з речки Унечи в речку Елню...». Исходя из этого документа мы видим, что в 1628 году Лыщичи уже существовали и представляли собой достаточно обжитое поселение, в котором имелся даже храм. Впрочем, точная дата основания Лыщич с тысячелетней культурой нам неизвестна. Из более давней истории мы знаем, что на месте села было древнее (дотатарское) поселение. Смешное название, как из учебника. В период Северной войны Петром Первым проведена перепись, так речка Орденка и Эрденка (притоки Туросны) стали называться Большой Ардион и Малый, деревня Ардонь получила новые границы землепользования (1710), а старообрядцы двойной налог, сравнимый с содержанием драгуна с лошадью в год. Деревня Дурни на реке Туросне стала именоваться Туросна Казённая, перепись Клинцов состоялась в 1711 году, а дату рождения слободе положили с 1707 года. Автобусная остановка на бугре по маршруту «Единица» в Клинцах так называлась до начала 21 века - "Казённая" (в народе «Дурни» и фабрика на берегу озера Дурняцкая). Вся местность заражена названиями сарматских и скифских времён с дюжиной диалектов. Брянский говор - расхожее выражение, круче него только Стародубский словарь (А.Шерстюк) и др.русский, которого ещё нет.

    Говоря о героическом прошлом села, хочется упомянуть об одном малоизвестном факте: летом 1708 года Стародубщина «готовилась» к встрече с ещё одним неприятелем – шведскими войсками Карла XII. Стародубские казаки соединились с казаками Черниговского, Миргородского, Прилуцкого, Лубенского и двух компанейских полков под командованием стародубского полковника И.И. Скоропадского. Нам ничего не известно о каких-нибудь боях казаков со шведами вне пределов Стародубского полка. Однако о двух боях – 29 сентября у с. Найтоповичи и 9 октября – при урочище Лыщичи – существует несколько свидетельств. Вот как о последнем бое пишет участник тех событий стародубский казак Тимофей Силевич: «…повторне знатную баталию учинили и шведов более 300 положили, а после же с оним же генералом Инфлентом ни мало через сколько дней и недель, ходячи денно и нощно, подъездами шведов били…». В период Гетманщины Лыщичи некоторое время относились к Новоместской сотне, при этом, до 1764 года входили во владения Киево-Печерской лавры. 26 февраля 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель и около 2 млн. душ монастырских крестьян передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами. В процессе секуляризации они получили ту землю, на которой выполняли барщину в пользу монастырей. К началу XIX в. экономические крестьяне слились с общей массой государственных крестьян. В разные годы уровень и конкретное содержание образования складывались по-разному. Простейшие школы при церквах обычно находились в избах дъячков и псаломщиков. Служители церкви, получавшие незначительное подаяние от прихожан, вынуждены были обучать детей за плату. Учёба в таких школах начиналась с 1 декабря - Дня Пророка Наума и растягивалась на несколько лет. Дети сначала изучали букварь-книжку, затем приступали к часослову - усвоению молитв и песнопения. Далее изучались псалтырь - книга псалмов, письмо и счёт. Светские, то есть не церковные учебные заведения, начали организованно открываться после принятия Устава от 5 августа 1786 года. Известно, что в 1896-97 учебном году в Стародубском уезде было 38 земских школ, среди них - в с. Лыщичи. Наряду с земскими школами действовали и церковноприходские школы, которые открывались повсеместно в соответствии с положением, утверждённым императором 11 июня 1884 года. Содержались они в основном на средства прихожан, некоторую помощь им оказывали земства, сельские общества и частные лица. Церковноприходская школа в здании бывшего фабричного склада открылась в д. Дурни-Туросна Казённая (писали через дефис долгое время, так и на военных картах генерал-лейтенанта Ф.Ф. Шуберта). Занятия вёл священник из Ардони (ныне Восьмилетняя школа №1 Клинцов для детей с «ограничениями»). Официально началом учебного года считалось 1 сентября, а его окончанием - 1 мая. 18 декабря 1890 года журнал епархиального совета отмечал: в школах Стародубского уезда занятия оканчиваются очень рано - в половине марта, дети неаккуратно посещают школу... Так что с Днём Пророка Наума вас, ученики и учителя!

     Наум (ивр. ;;;;;;; — «утешённый») — пророк, один из 12-и «малых» пророков, родом из Елкоша, города в северном Израиле; проповедовал в царствование Езекии, то есть между 727 и 698 годами до н. э. Известная под его именем ветхозаветная книга содержит в себе яркую картину религиозно-нравственного и политического состояния Израиля и даёт много указаний на историю Ассирии. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребён в родной земле. Речку в Ардони, кстати, бабушки называли Иорданью (Эрденка). Всё что о нём известно: Пол - мужской. Занятие - пророк. Память пророка Наума отмечается Православной церковью 1 декабря по юлианскому календарю, то есть 14 декабря по григорианскому. Наум или утешение - удобности (серб.), суцяшэнне (белор.), втіха (укр.) - забава (чем бы дитя не тешилось), то есть зАба(ва) произносится, а буквальный перевод: Для добра (белор.), для хорошо (русск.). Сравни сербское "жаба" с тем же значением - для добра. Ну и царь Тишайший в помощь (втіха) - Науму (или утешение). А если 2 пишем, то, сколько на ум пошло..?? Три пишем, два на ум пошло, а помните монолог Аркадия Райкина: «Два пишем, семь на ум пошло». Слушали, хохотали до слёз.

    Сегодня, а именно в этот знаменательный день в память пророка Наума, даёт урок утешения россиянам (по телевизору) Учитель и Наставник, но все даты, события и прозвища - случайным образом совпали. Порой одно невзрачное словцо подобно ключику открывает ларец, а в том кладезе - игла Кощея, Ягушка, свадьба и Хорс лежат "бок о бок" с Конституцией и играют в ладушки... Сегодня, а именно в этот знаменательный день, Учитель и Наставник даёт урок утешения россиянам (по телевизору), но все даты, события и прозвища - случайным образом совпали. Чистая случайность господа, просто надоело о серьёзном писать с юмором. Отсылаю статью на поправку Конституции в части названия, заменить это нерусское слово на нарок или наказ, а ренту за недра - платить россиянам с дня рождения! ... хотя бы овсом. Спасибо.

     Насчёт бивней из "Жизни" (Опять на небе виден Хорс), есть такая притча, один малыш спросил отца татарина, почему по берегам реки кости мамонтов из песка сами выходят наружу? На что отец ответил, мамонты живут под землёй, а умирать выходят на свет. Давным-давно прочёл в книге «Русь и Орда» писателя и потомка Карачевского князя, автора Михаила Каратеева. Рекомендую, роман о любви, как брянский князь стал татарским ханом, но дело кончилось свадьбой. Недалеко от Погара в селе Юдиново существует единственный музей  в мире - Палеолит - улица на глубине 3 метров от уровня дороги и там жилища древних людей. Яранги из костей мамонтов. Возраст поселения - 15 тысяч лет (верхний палеолит), но если учесть, что на территории села восемь археологических памятников: два неополитических памятника, два могильника бронзового века, три раннеславянских поселения, то невольно возникает мысль, что этот уголок нашего края был обетованным во все основные периоды развития человеческого общества. А язык что мамонт, только старше)))

      14.12.2023, Санкт-Петербург.

Орало или этимология от сохи на рыло
http://proza.ru/2023/12/01/1082
Может ли лягушка лягаться?
http://proza.ru/2023/12/13/865