Ушёл создатель культового сериала

Игорь Кутузов
На 61-м году жизни скончался журналист и писатель Андрей Константинов.
Когда говоришь об Андрее Константинове, то сразу вспоминаются его книги и снятый на их основе сериал «Бандитский Петербург», ставший одним из главных фильмов эпохи.
Книги из серии «Бандитский Петербург» уникальны. Константинов создал масштабное литературное произведение об эпохе, которая на тот момент еще не закончилась, вложив в него то, чего нельзя было по многим причинам писать в газете. И снова новый формат! А затем еще и экранизация Владимиром Бортко с топовым актерским составом. Получился сериал о том, что Константинов хорошо знал, но не мог рассказать в журналистском жанре.

Почти у всех героев бесполезно искать прототипы. Если бы такой прием был возможен, то не было бы книги и фильма, а были бы газетные статьи и сюжеты в теленовостях. Он писал не о людях, а о явлении, описывал эпоху. Не зря политолог Сергей Марков сказал, что Константинов придумал целую идеологию — «Бандитский Петербург».
Но как раз произведения Константинова, как и его журналистские работы, были про идеологическую пустоту, которую занял «Бандитский Петербург». Ведь зачастую получалось так, что не разберешь, где добро, а где зло и, как следствие, где бандит, а где тот, кто должен с ним бороться. Поэтому и нет никакого черного и белого, но есть то, что заставляет даже не сочувствовать, а восхищаться злом.

То обаятельное зло, которое на экранах мы видели в исполнении Льва Борисова или Армена Джигарханяна, в реальной жизни убивало. В подъезде застрелили Галину Старовойтову. И в день, когда умер Андрей Константинов, киллер Виталий Акишин отозвал из суда свое прошение об УДО. Ему явно это порекомендовали, передав просьбу, так сказать, из высоких кабинетов. Так же прошение об УДО отозвал пару лет назад и Михаил Глущенко, считающийся организатором преступления. Оба отсидят свои огромные сроки до конца. А еще в Петербурге были убиты вице-губернатор Михаил Маневич или бизнесмен Дмитрий Филиппов, да и вообще, если пройтись по кладбищам Северной столицы, то возьмет оторопь.

Кстати, интересно, что именно убитый в центре Питера бизнесмен Филиппов стал прототипом Антибиотика. Об этом говорил сам Константинов, хотя зрители видели в этом герое черты Владимира Барсукова. И это не случайно, потому что в «Бандитском Петербурге» не было грани между криминалом и бизнесом.
При этом те, кто должен был ее проводить, выглядели еще хуже. Образ прокурора в сериале передал Олег Басилашвили, в котором режиссер Бортко увидел лучшего актера, играющего злодеев. Не зря он исполнил роль Воланда в «Мастере и Маргарите». И, конечно, зритель сочувствовал его бывшему подчиненному Челищеву в исполнении Дмитрия Певцова — хотя он и ушел к бандитам расследовать убийство собственных родителей, так сказать, в новом качестве, подразумевающим уже не раскрытие, а совершение преступлений.

Константинову удалось то, чего, наверное, уже никто не повторит. Закончить работу над книгой и сериалом о целой эпохе вместе с ее окончанием. В последней серии последнего сезона, которую снимал уже не Бортко, журналист Обнорский, сыгранный Александром Домогаровым, на чердаке редакции начинает писать книгу «Бандитский Петербург». На дворе был уже 2003 год…
В образе Обнорского Константинов показал не себя, его книга была к тому времени закончена, а авторов, которые начнут писать об эпохе уже постфактум. Таких будет много. И кто-то даже напишет продолжение сериала, но об этом сейчас без Википедии никто и не вспомнит.