Подкаблучник

Александр Нижников
У свежей могилы сидел старик. Он  очистил холмик от принесённых ветром веток и травинок и, закончив работу, решил передохнуть и собраться с мыслями.
-Ну вот, теперь я буду приходить к тебе почаще,-проговорил он,  вглядываясь в фотографию на   кресте.- Чуть позже  установлю настоящий памятник. Он будет не хуже , чем у других, моя дорогая.
Глаза его наполнились непрошенными слезами. Он  смахнул их рукавом, оглядел осеннее кладбище и, тяжело вздохнув, полез в сумку, что стояла неподалёку. Оттуда извлёк початую бутылку водки, стакан и несколько кусочков сыра.
Выпил и вновь всмотрелся в фотографию на кресте.
_- Прожили мы с тобой почти пятьдесят лет, а вроде как один день. Хотя конечно, всякое бывало. И горе, когда мы ссорились, и когда  сгорел наш дом, и когда нашего  сына чуть не увела  злая женщина, но это оказалось мелочью по сравнению с радостью жизни…
- Ты что, уже начал разговаривать сам с собой?,- вдруг раздался за спиной громкий уверенный голос. -Так , дружище, недолго и сбрендить..
Старик резко обернулся  и  недоумённое выражение лица сменилось радостью.
-Василий,  друг, ты приехал! Сколько лет, сколько зим… Вот радость-то!
Она обнялись и долго похлопывали по спинам друг друга.
- Вот, донеслась до меня  весть о твоём горе и решил я навестить старого друга. Не прогонишь?
    Василий положил на могилу принесённые цветы.  Постояв у могилы ещё несколько минут, они отправились к дому старика.
 Василий был старым другом ещё с Афгана. Они не виделись уже лет двадцать. Изредка перезванивались, но воочию встретится не довелось.
- Представляешь!- говорил по дороге Василий, -приехал я в твой забытый богом посёлок, а найти твой дом сразу не смог. Расспрашиваю  прохожих, а они мне разное…   Сидоров, спрашиваю, где живёт?. А они глаза таращат, мол, какой Сидоров ?…. Только когда я сказал, что ты афганец, инвалид, поселился здесь лет десять назад- тогда , наконец ,начали тебя вспоминать.. Да и то.. Это Катькин мужик, что-ли ?  Вот Катерину твою сразу вспомнили, а тебя  почему-то нет…
  Мне показали твой дом, но со словами, мол, он сейчас на кладбище. Всё убивается по Катерине. Видать, любил её крепко.  А сам так…Ничего  заметного. Ты , похоже, крепко затихорился. Узнаю разведку. 
     Василий захохотал и весело хлопнул старика по плечу.
-Да. Но на этом приключения не кончились… Представляешь, прихожу я к твоему дому, а там какой-то алкаш выкатывает с твоего двора тележку с  дровами. Я ему говорю, ты что ж бессовестный воруешь среди бела дня? А он мне заливает, что ты якобы разрешил взять на время телегу. Ну а он  заодно он ещё и дров прихватил. Я , как бывший мент, заставил я его всё положить на место и на всякий случай заснял всё  на телефон. Чтобы не вякал, если что… Ты не осуждаешь?
-Это Петька Сомов, сосед.  Вот стервец!. После смерти Кати он начал подкатываться ко мне под видом сочувствия… Когда Катя была жива, он не  смел и приблизиться ко двору. Боялся её как огня, потому что она сразу раскусила его гнилую натуру. А тут видишь-ли почуял возможность…  Пора проучить его… А ты всё правильно сделал.
  Они зашли в дом, и старик первым делом отвёл Василия в гостевую комнату, чтобы он уложил свои вещи. Затем они прошлись по участку и старик показал своё хозяйство.
-Да ты просто образцовый хозяин, - похвалил его Василий. - Всё аккуратно, по линеечке. Всё прибрано, ухожено… Признайся, это заслуга твоей Кати. Редкий мужик может так вести хозяйство, а ты, помнится, был склонен не к земле, а к наукам и книгам.
- Да нет… Огород на мне, а вот цветы и всякие украшения-это она.
Старик  вздохнул и повёл гостя показывать баню.
   Вечером, напарившись и разомлев, они сидели за накрытым столом  и предавались воспоминаниям.
-Как у тебя с семьёй, -спросил старик.
-Признаться, не очень. Два раза разводился. Всё  жёны  мне попадаются недовольные, упрекают в недостатке внимания. А у меня работа такая!  Я же после Афгана в милицию опером пошёл. Сам понимаешь, там дежурства , операции ненормированный день… Так  что часто не до семьи. Детей нажил двоих,  уже есть и внуки. Но всё как-то … Часто сидим, как говорили раньше, в  окопах  холодной войны. Вот и старость подошла, а всё как-то неуютно жить… Вот решил поехать к тебе, вспомнить золотые годы, хотя  войну золотым временем назвать трудно.
   -А я  после Афгана прожил жизнь неплохо, -мечтательно сказал старик.
 Работал, потом встретил свою Катю… Женился и мы прожили вместе почти пятьдесят лет. Нет, конечно , не всё идеально. Бывали ссоры, доходившие до грани. Билась посуда…  Она иногда уходила, но к счастью недалеко и не надолго.   Поругаемся, она убежит на реку. сядет ,бывало, на камень  и плачет. Ну вылитая золушка! Но до развода дело не дошло, слава богу.
 Потом поумнели, кое-чему научились и дело пошло на лад. Вырастили детей, пошли внуки. Что ещё надо в жизни? Только здоровье. А вот оно начало подводить…
 Старик замолчал.
- А хочешь анекдот? Ты мне своим рассказом напомнил. Он ,правда, старый. Но мне нравится. И в тему… Так вот мужик тоже прожил с женой пятьдесят лет. Празднует золотую свадьбу. Ресторан. Тосты. Поздравления. Пресса. Корреспондент спрашивает юбиляра -Неужели за пятьдесят лет жизни с одной женщиной вам не хотелось развестись? Юбиляр отвечает: Нет, развестись не хотел, но убить, признаюсь, хотел.
Они посмеялись.
- А если серьёзно. Вот ты скажи, в чём был секрет вашей хорошей семейной жизни? Чему вы научились, как ты сказал?- Ты ведь задумывался об этом.  Колись…
 -Да . есть, пожалуй, такая формула счастья. Во-первых, нужно устроить так, чтобы вам обоим было хорошо…  Вроде  звучит банально, но в этих словах большой смысл… Мы ведь эгоисты по натуре. Стараемся тянуть одеяло на себя. А надо думать о партнёре…
-Действительно банально,- губы Василия искривились в ироничной улыбке.   -Нужно говорить ей комплименты, подхватывать из её рук всякое дело, почаще дарить цветы…Знаем! Это кому делать больше нечего,  кроме как ухаживать.. А жизнь она сложнее… Часто и не до ухаживаний вовсе.  Вот я много лет уходил утром, а то и ночью и приходил поздно. И представь, я нахожусь на месте преступления , гляжу на труп, везде кровь и вдруг поднимаю телефон и говорю: Дорогая, я тебя страшно люблю, скучаю и вот брошу сейчас всё и приеду, чтобы тебя обнять… Ха,ха,ха!
- Не утрируй. Всё не так просто, как ты рисуешь..  Я о том, что  несмотря на все свои проблемы нужно сделать так, чтобы она о тебе помнила целый день и ждала.  Вот я кое-чему научился у своего товарища по рыбалке. Он вроде простой мужик, а  с понятием. Моя Катя его очень ценила,  если не сказать любила. Другим не предлагала, но ему всегда ставила по приходу чай, а то и наливала стопку .  А он купил её простой вещью…  Вот я после рыбалки ей первым делом рассказываю, как нас кусали комары, а он вдруг доставал из-за спины и вручал ей какой-нибудь полевой цветок….  А когда цветов уже не было, он приносил засохшую веточку какого-нибудь красивого кустика.  Она таяла от такого внимания. Я  рядом с ним в этот момент  обычно чувствовал себя грубым эгоистом  Он, выходило, помнил о ней, а я…
Старик вздохнул и влажными глазами посмотрел на портрет , который глядел на них со стены.
 -Так и в другом…А ты знаешь, как мы мучились первый год после свадьбы? И даже в первую брачную ночь у нас ничего не получилось. И я вроде имел кое-какой опыт, но нет, не получилась. Она зажалась и ни в какую я не мог её расслабить… Пришлось наутро перед гостями изображать, что всё нормально.  Смех и грех! Позже, конечно, всё получилось, но опять-таки не сразу.  Но и потом я долго не мог её удовлетворить и всё по незнанию мелочей. Я шёл к ней  обычно с сильным желанием и быстро удовлетворялся, а она , как призналась позже, после этого долго,  иногда всю ночь, не спала. Потом я прочитал, да и сам уже допетрил, что женщина обычно возбуждается не сразу, а   минут через  десять-пятнадцать, когда мужик уже управился и спит-храпит… Прелюдия нужна…
 -Ясно.. Короче. сделай её оргазм и она тебя будет долго помнить.
 А у меня с первой женой  другая история. У нас  в постели сразу всё вроде получалось, но с первым ребёнком не пошло. Случился выкидыш. Её мать ,женщина верующая,  а может ещё кто-то, подсказали жене, что это произошло по причине её грехов и посоветовали ходить в церковь, молиться.
Я отговаривал, но она  упёртая, с характером … Не послушалась и пошла . Потом стала по воскресеньям туда наведываться.
 Когда родился сын, она долго доказывала мне, что это произошло,  потому, что  ходит в церковь и что бог наконец повернулся к ней. Потом дело   завертелось ещё круче. Во всех комнатах появились иконы, она  начала строго выполнять посты. Мне с моей работой от её постной капусты с картошкой не хватало сил и вообще тошнило.  А перед церковными праздниками, а таких оказывается  много,  она часами  стояла перед иконами, уходила в церковь и утром, и вечером, истово молилась и не подпускала меня к себе в кровати, поскольку посты предполагают и воздержание в сексе.
 Я пытался её образумить. Тщетно. В любую непогоду она собиралась и уходила молиться. Я стал перед выбором, а однажды  плюнул на всё и ушёл к другой женщине. С тех пор не люблю святош и фанатов вообще…
    Василий налил себе в стакан и не глядя на старика выпил.

- М-да.. Сочувствую. А у меня тоже была упёртая, мир её праху! . По характеру мы разные. Я, пока не доведут, тихий ,нескандальный, покладистый, а она лидер, любила командовать, везде устанавливать свой порядок.  В принципе я был не против.  Как в армии. Пусть себе командует. Мне меньше забот и она удовлетворяет свою страсть. Лишь бы  меньше меня кантовала… Но нет! Это было не в её натуре! Она считала, что понимает красоту и порядок, и вообще всё по жизни лучше, чем я.  Придёшь бывало к своему столу, а там  всё разложено по красивым стопкам, расставлено и спрятано под предлогом наведения порядка. Потом полдня разбираешь где что теперь лежит и ищешь нужную бумагу или вещь. Я страшно злился требовал, чтобы она ничего не трогала на моём столе., в мастерской, в гараже. После нескольких   скандалов, мы разделили территорию и обязанности…
     Василий посмеиваясь разливал по стаканам томатный сок.
-Люблю деревенскую натуральную еду… Чувствую ,как силы прибывают… А вот скажи мне как вы решали вопросы  с финансами? Они ведь корень многих зол. Заначки делал или как?
- Тоже с боями..  Я поначалу отдавал всё. Она была довольна , и пыталась руководить всеми моими  расходами.  Но я скоро осознал, что негоже взрослому самостоятельному мужику выпрашивать каждый раз на бензин,  на сигареты, а то и на бутылку, чтобы посидеть с  другом. Стыдно стало бывать с ней в магазинах, когда за всё демонстративно расплачивалась она. 
   Меня соседи и знакомые в посёлке  за глаза стали называть подкаблучником и даже потаскуном… В том смысле, что я нужен был ей, чтобы таскать сумки. По всем вопросам  местные друзья и соседи, как ни обидно, стали обращаться  только к ней в расчёте, что она заставит меня сделать всё , что  им нужно.
Но однажды я поднял бунт… Послал подальше тех, кто через неё просил моей помощи , высмеял и нагнал  ту подругу, которая советовала ей, что для нормальной семейной жизни своего мужика нужно обязательно овиноватить… Чувствуешь, слово-то какое!? Что бы ты не сделал, нужно повернуть так, чтобы  муж был виноват и оставался по сравнению с женой недотёпой…
     Я стал оставлять часть зарплаты , а потом и пенсии себе на бытовые нужды. Она ворчала, но всё со временем поняла.  И многие проблемы  отпали…
 Оставалось обуздать её поведение в публичных местах, где она любила показать, что она главная и ,бывало, даже слова не давала вставить.
Для этого на нескольких дружеских застольях, я вставал и демонстративно поднимал тост за свою жену, где иронично   рассказывал в красках, как она руководит мной, нашим хозяйством, как она ласково затыкает мне рот и вьёт из меня верёвки… Все  обычно смеялись. Она, хоть и менялась в лице, но смеялась тоже.
  А ночью я старался сгладить её обиду лаской , поцелуями, чтобы показать, что со мной  лучше дружить, а не ссориться.
 Старик помолчал, вспоминая  памятные моменты своей жизни.
-Вообще постель много раз мирила нас после ссор . Поэтому мы спали вместе до последних дней. Она любила постельные игры, а я научился  кое-чему …  И , как правило, наутро большинство обид отступало, исчезало, становилось мелкими и незначительными.
Это помогло и быту. Теперь она стала держать меня не сзади на поводке, а рядом и кое -где даже выпускать вперёд.
     Василий  похохатывал , не забывая уплетать капусту с солёными огурцами.
- Ну  ты даёшь! Ты оказывается хитрый тихоня. А я-то, как твой командир, помню , долго не мог  уяснить как это мой тихий Сидоров может в одиночку уложить несколько душманов,  достать во враждебном кишлаке водки…
 Ну а что было дальше?
 -То, что я рассказывал больше было в первой половине жизни, а вторая  сложилась намного лучше…
 Она не лезла  наводить порядок в мою зону, а я полностью доверяю ей хозяйничать на кухне, в спальне, и других  общих местах. Досуг и развлечения мы делили пополам. Ездили на природу, за грибами и ягодами, купаться и загорать. Я не мешал ей   иногда ходить в церковь,  часами  болтать с подругами, взамен она не лезла в  мои дела по мастерской, не бранила за охоту и рыбалку,  за встречи с друзьями.
 Я любил по выходным пропустить рюмку-другую, после чего не искал приключений, а ложился на диван и крепко засыпал.  Иногда и она присоединялась к  моим «загулам».
     В дверь постучали. Старик недоумённо пожал плечами и открыл дверь.
В дверях стоял небритый мужичок лет тридцати. Старик отступил, пропуская гостя в комнату.
 - Это ты, сосед? Заходи. Скажи с чем пришёл. Мы вот встретились с другом, вспоминаем старое…
- Я. Я рад.  А зашёл, попросить на время у тебя, дед, тележку.  Ты мне обещал, Нужно дров …добыть, а то зима скоро.
   Он опасливо покосился на Василия и, пробежав быстрым взглядом по столу, сглотнул слюну. Старик внимательно посмотрел на  соседа и вдруг спросил
-Выпить хочешь, сосед?
Видя неопределённое молчание, и не обращая внимания на неодобрительный взгляд Василия, налил стакан водки и подал Петьке Сомову.
 Тот не стал колебаться и поднёс стакан ко рту. Перед тем, как выпить он остановился и произнёс:
-За твою Катю,  дед! Пусть земля её будет пухом!.
И вдруг добавил строчку из уличной поэзии..
-Выпьем, братцы ,пока тут.
 На том свете не дадут…
  Пил он картинно.. Глаза зажмурились, уши прижались, открытый широко рот напрямую соединился с горлом, куда медленно потекла обжигающая влага. Было видно, что удовольствие он получал уже  от процесса пития, а не  только захмелев.
Выпив , не глядя подал стакан  старику, а тот , приняв стакан, вдруг ухватил его за пальцы и повернул  их так, что Петька от боли охнул и рухнул на колени…
-Ты чего, дед , творишь?  Больно же!- заорал он.
- А ты , оказывается ,не в лесу, а по соседям дрова добываешь. А я думаю, почему у меня всё время что-то исчезает. Выходит, у меня сосед шибко хитрый.  Сам не работает, пить любит, детей забросил, жену бьёт, приворовывает…  Мы вот с другом афганцы и хорошо знаем как там воспитывают своих воров.. Знаешь? Первый раз им отрубают правую руку, а если попадётся ещё раз- сажают на кол. Представляешь как это? Штанишки снимают, привязывают  поганым местом к заострённому бревну. А потом медленно поднимают и под  вопли вора закапывают  столб в землю дня на три… Кол  уже к вечеру медленно влезает  в тело по самое горло… Так вот полезешь ко мне ещё раз, я тебе устрою нечто подобное , а участковому покажу фото, где ты тащишь с моего двора…  А сейчас никакой тебе тележки не дам  На руках таскай! Понял, гнида?
     Выпроводив   испуганного соседа , старик повернулся к гостю.
 -Ничего! Так ему и надо. Хоть чуточку образумится… А то жалеют все, жалеют. Даже за несколько убийств не осмелятся приговорить к смертной казни.  А они наглеют…
 Он возмущённо махнул рукой  и вдруг сменил больную тему.
-Впрочем знаешь что? Я  очень рад, что ты приехал… Поживи у  меня, подыши свежим воздухом. И мне веселей и тебе здоровей.
 И они, ударив по рукам ,снова отправились в баню.