Покаяние как воскресение души

Ангелина Кныш
В Евангелии описан эпизод, в котором один из учеников Иисуса Христа, прежде чем последовать за Учителем, попросил у Него разрешения пойти похоронить отца своего, на что получил ответ: «Иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:21-22).

Выходит, Спаситель делит здравствующих людей на «мертвых» и «живых»? Можно предположить, что к «живым» Он относит «Своих», то есть, детей Божьих, в которых Он распознавал заложенную еще при сотворении их душ веру, но почему остальных Он называет «мертвыми»?

Ответ находим у святителя Игнатия Брянчанинова («Слово о смерти»): «Неведение христианства – величайшее бедствие. … Как разлучение души от тела есть СМЕРТЬ ТЕЛА, так и разлучение Бога от души есть СМЕРТЬ ДУШИ. Это душевная смерть, когда человек становится достоянием ада, ЕСЛИ НЕ УВРАЧУЕТСЯ ПОКАЯНИЕМ, действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом. Покаяние в смертном грехе тогда признается действительным, когда человек, РАСКАЯВШИСЬ В ГРЕХЕ И ИСПОВЕДАВ ЕГО, ОСТАВИТ ЕГО. Покаяние – воскресение души. Указывая на смерть души, Спаситель мира называл мертвецами всех людей, современных Его пребыванию на земле, не обращавших внимания на Его всесвятое учение, необходимое для спасения».

Подчеркивая значение покаяния для человека, преподобный Марк Подвижник утверждал: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося… Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу – покаянию… Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться».

Примечательно, что категория покаяния никогда не вызывала споров у служителей церкви относительно его необходимости, разночтений в трактовке и т.д., поскольку к нему призывали все, начиная от Иоанна Крестителя и Иисуса Христа («Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» - Мф. 3:2) и заканчивая современными священнослужителями.
 
Исходя из сказанного: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Петр. 1:16), верующие люди понимают, что они не смогут автоматически достичь святости в результате только искупительной жертвы Христа, а должны также и САМИ приложить к этому усилия, признавая свои грехи, раскаиваясь в них и предпринимая РЕАЛЬНЫЕ шаги для их искоренения.

«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт» (Иезек. 18:21). «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян. 3:19).
 
Каким образом человек должен приносить покаяние Богу?

Во-первых, постоянно каяться в своих грехах (в частности, совершенных за день) необходимо при молитвенном обращении к Богу. «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).

Во-вторых, ссылаясь на слова Христа к Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18), священники по апостольской преемственности отпускают грехи человеку, который кается в них во время таинства ИСПОВЕДИ. При этом считается, что если человек покаялся на исповеди в своих прошлых грехах, и священник их отпустил, то в дальнейшем каяться в них не надо.

Однако здесь есть один немаловажный нюанс. Духовно несведущие люди зачастую считают, что если они озвучили свой грех священнику на исповеди, то это и означает, что они покаялись.

На самом деле это не так.  Иоанн Креститель, обращаясь к фарисеям, говорил: «Сотворите же ДОСТОЙНЫЙ плод покаяния» (Мф. 3:7).

Недостойность их покаяния заключалась в том, что они ЛИЦЕМЕРИЛИ, то есть, внешне каялись, а внутри оставались прежними, самолюбивыми и несмиренными. Такими же, по сути, остаются и большинство современных прихожан – они формально и лицемерно каются перед Богом (в лице священника), от Которого, тем не менее, скрыть ничего нельзя.
 
Получив отпущение грехов, эти люди со спокойной совестью, возвращаются к своей греховной жизни, не понимая, что Господь через покаяние только тогда изглаживает былые грехи, когда человек целенаправленно и упорно начинает сам искоренять в себе греховные страсти, начиная хотя бы с одной из них. Знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, значит, Господь простил тебе его.

В качестве примера истинного покаяния можно привести покаяние в грехах царя Давида.

Он совершил перед Богом два тяжких греха: склонил к  прелюбодеянию с ним жену Урии, воспользовавшись отсутствием ее мужа, находившегося в военном походе против аммонитян, и был виновником смерти самого Урии, приказав своему полководцу поставить его с немногими воинами в самое опасное место во время битвы (2Цар.11:2-4,11:15-17).
 
Как же каялся этот один из самых любимых Божьих избранников?

Искренность и глубину своего раскаяния Давид засвидетельствовал тем, что не только в течение всей своей жизни оплакивал эти свои грехи, имел их всегда перед собою, но и, будучи царем, прославившим Бога в своих бессмертных псалмах, НЕ ВОЗГНУШАЛСЯ обнажить свою греховность перед всем человечеством в знаменитом 50-ом псалме, который всегда будет служить лучшим руководством к излиянию пред Богом покаянных чувств.
 
В этом псалме Давид не только сам лично покаялся, но и призвал к покаянию всех остальных: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50:15).

Понимая, что недостаточно воздерживаться от внешних грехов, но при этом лелеять греховные мысли, которые невозможно скрыть от всеведущего Бога, Давид взывает к Господу помочь ему достичь сердечной чистоты, что не в силах сделать сам человек без благодати Божьей:
 
«Сердце чистое сотвори во мне Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними у меня» (Пс. 50:12-13).

И дает совет, что требуется при этом от человека: «Жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:18-19).

Дух сокрушенный – это и есть покаянная, СЛЕЗНАЯ молитва, обращенная к Богу и идущая из глубин сердца. Ведь слезы для того и даны человеку, чтобы служить мерой его покаяния и взывания о помощи при обращении к Господу (все другие предполагаемые функции обильных слез у человека являются надуманными).

Св. Иоанн Лествичник предупреждает: «Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения дадим Богу ответ за то, что НЕ ПЛАКАЛИ НЕПРЕСТАННО О ГРЕХАХ СВОИХ».

Преподобный Марк Подвижник утверждал:  «И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа».
 
Это означает, что великое дело – завершая земную жизнь, в которой как можно чаще нужно каяться во грехах, иметь возможность покаяться священнику на смертном одре, или, если нет священника, то – самостоятельно, со слезами в молитве к Господу. А вот внезапная и «легкая» смерть (например, во сне), о которой мечтают многие, на самом деле ничего хорошего не сулит за чертой жизни человеку, имеющему немалый груз нераскаянных грехов.

Истинное покаяние во грехах перед Богом имеет РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ для спасения души человека.

Во-первых, оно означает, что человек является верующим (неверующий не видит необходимости каяться перед Богом) и смиренным;

Во-вторых, оно показывает, что человек сознает свои грехи и искренне сожалеет о них;

В-третьих, оно способно кардинально изменить участь явно идущей в погибель души в результате Божьего помилования, как это произошло с библейским городом Ниневия, которому уже вынесенный Богом вердикт о сожжении за грехи был ОТМЕНЕН в результате строгого трехдневного покаянного поста всех жителей города.

В Евангелии сказано: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7). Это значит, что именно искреннее покаяние, в отличие от каких-то других просьб, всегда доходит до небес, и оно вызывает там радость, поскольку открывает путь к спасению души человека.
 
Исходя из нашей неизбывной греховности, имеет смысл, проходя каждый раз дома мимо иконостаса, не лениться, перекрестившись, прочесть краткую молитву: «Господи, прости и помилуй меня, грешного».
 
Можно не сомневаться, что, сколько бы мы ни повторяли за день эти слова, они никогда не станут избыточными, а только принесут пользу, умягчив сердце Господне по отношению к нам.