Киев. Женская гимназия А. Т. Дучинской

Влад Каганов
КИЕВСКАЯ ЧАСТНАЯ  ЖЕНСКАЯ  ГИМНАЗИЯ
АЛЕКСАНДРЫ ТИМОФЕЕВНЫ ДУЧИНСКОЙ

2 августа 1895 года ушла из жизни  - основательница гимназии , возглавлявшая её на протяжении 17 лет - Вера Николаевна Ващенко-Захарченко.
( смотрите очерк: http://www.proza.ru/2014/05/26/209)

         28 августа 1895 года преемницей В.Н.Ващенко-Захарченко на посту директора заведения стала - педагог АЛЕКСАНДРА ТИМОФЕЕВНА ДУЧИНСКАЯ (1858-1934), которая с 1889 года работала в гимназии классной дамой. 10 марта 1896 года – это решение единогласно подтвердил Попечительный совет, а 6 апреля – кандидатуру А.Т. Дучинской утвердил Министр народного просвещения.

        А.Т. Дучинская окончила Киевские высшие женские курсы. В середине 1880-х годах принимала активное участие в молодёжных общественных объединениях города, входила в кружок «молодых политиков», возглавляемый П. Яценко и Н. Дьяконенко, а также в первый украинский женский кружок на ВЖК в Киеве, который в 1884 году организовала украинская общественная деятельница Елена Алексеевна Доброграева(1864-1888).Кружок действовал тайно в течение года и ставил целью-борьбу против дискриминации женщин.
       Кроме того, А.Т. Дучинская – являлась автором украинской читанки и хрестоматии для воскресных школ и школ для взрослых.

        Было у новой начальницы гимназии ещё одно немаловажное качество - она прекрасно разбиралась в служебном положении родителей своих учениц и , между прочим, всегда умело этим пользовалась, создавая репутацию одной из лучших киевских гимназий.
        Например, о гимназии Александры Тимофеевны говорили, что здесь «оценки относились в зависимости от богатства и чина родителей», потому сановные родители недалеких паненок щедро платили за приличные аттестаты своих дочерей.

         Вот какую историю описывает в биографической книге «Далекие годы» Константин Георгиевич Паустовский.
  В гимназии училась дочка некоего генерала Казанского – Маруся- девица довольно тупая. Однако, времена уже были такие, что кроме приданного, невеста должна была предьявить документ об образовании,потому её отдали в престижную гимназию.  « Когда Марусю вызывали к доске, она злобно молчала, крепко стиснув губы, и теребила край черного передника.  На следующий день генерал надевал парадный сюртук и все ордена и ехал объясняться к начальнице гимназии Дучинской.
      Дело кончалось тем, что Марусе переправляли двойку на тройку с минусом. Дучинская не хотела терять ученицу из сановной семьи. Это могло бы бросить тень на ее безупречное заведение. А семейство Казанских успокаивалось до новой двойки.»
      Впрочем, возможно, все это лишь слухи.

К чести, Александры Тимофеевны необходимо отметить, что ей пришлось возглавить педагогический коллектив в самый тяжелый период его деятельности. С одной стороны, так получилось, что В. Н.Ващенко-Захарченко хотя была талантливым  педагогом и организатором, удивительно добрым, великодушным и терпеливым человеком, однако не очень рациональной предпринимательницей, что  не могло не привести к существенным финансовым проблемам.
С другой стороны, после смерти Веры Николаевны ,  многие родители из-за неуверенности в будущем гимназии, стали переводить своих дочерей в другие школы.
В результате катастрофического сокращения бюджета,  существенно уменьшилась заработная плата сотрудников, однако,  НИКТО из преподавательско - воспитательного персонала не уволился, и , в результате их стараний, в течение двух лет доверие к гимназии было возобновлено. Так, если в начале 1896-1897 учебного года – в гимназии было 132  ученицы, то к концу года их уже было 222.

       И хотя, как мы только что отметили,  и педагогический коллектив остался прежний, и продолжали придерживаться сложившихся в гимназии традиций, но весь стиль отношений в гимназии стал шаг за шагом меняться. Трудно представить, чтобы  и теперь, в учительской, как это было при Вере Николаевне, «свободно, бойко и не без юмора обсуждались не только педагогические проблемы, но и государственная, общественная, научная, литературная жизнь в стране и событии за рубежом.».Особенно существенные изменения произошли в гимназии через несколько лет, когда она переехала в новое помещение. 
                               
         Вот почему мы, с полным основанием говорим, что это уже была гимназия АЛЕКСАНДРЫ ТИМОФЕЕВНЫ ДУЧИНСКОЙ.

В СОСТАВ ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО СОВЕТА ГИМНАЗИИ ВХОДИЛИ:

          предводитель дворянства Киевской губернии - Князь НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РЕПНИН (ВОЛКОНСКИЙ); управляющий Киевской конторой Госбанка, доктор исторических наук, педагог, журналист, общественный деятель- ГЕОРГИЙ ЕМЕЛЬЯНОВИЧ АФАНАСЬЕВ 1848-1925);профессора киевского университета - ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ ИКОННИКОВ и МИХАИЛ ЕГОРОВИЧ ВАЩЕНКО-ЗАХАРЧЕНКО; инженер и учёный в области строительной механики и мостостроения  НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ БЕЛЕЛЮБСКИЙ; преподавательница гимназии АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА ИКОННИКОВА, управляющий Киево-Полтавской железной дорогой - НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ПОГОРЕЛКО  и другие.
         С 1896/97 учебного года в Попечительный совет дополнительно вошли: доктор общей истории,  ректор университета - ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ ФОРТИНСКИЙ  и заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии, киевский городской голова - СТЕФАН (СТЕПАН) МИХАЙЛОВИЧ СОЛЬСКИЙ .
         
 Почетной попечительницей гимназии стала  - А.Н.НЕСТЕРОВА

        А.Н.НЕСТЕРОВА  была уроженкой Кавказа. После окончания керченского института благородных девиц, А.Нестерова приехала в Киев. Тут она активно занялась благотворительной деятельностью: стала секретарём общества помощи Высшим женским курсам, принимала участие в деятельности обшества помощи детским приютам, работала в Игнатьевской больнице.
В 1896 году  именно А.Нестерова одолжила на льготных условиях значительную сумму денег гимназии А.Дучинской, для разрешения возникших финансовых проблем.

       ПРЕДСЕДАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ГИМНАЗИИ
 в разные годы состояли директора киевских мужских гимназий:
  Первой - АЛЕКСЕЙ ФОМИЧ АНДРИЯШЕВ, ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПОСАДСКИЙ-ДУХОВСКИЙ, ЕВГЕНИЙ АДРИАНОВИЧ БЕЗСМЕРТНЫЙ,
 Второй - ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ САМОЙЛОВИЧ и
 Третьей - ЮЛИАН ИВАНОВИЧ СЕНИНСКИЙ.

          В 1878-1903 годы преподаватель истории, географии, древних языков, русского языка и словесности, а также Председатель педсовета гимназии - историк, публицист, писатель, педагог, статский советник ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КИВЛИЦКИЙ(1861–1921)
   Родился в Санкт-Петербурге в семье помещика Черниговской губернии, учителя
в уездном училище Александра Евдокимовича Кивлицкого(1861-1921).
          В 1877–1880 годы учился в Новозыбковском реальном училище. В 1881 году поступил на естественный факультет, но в 1883 году перешел на историко-филологический факультет Киевского университета, который в 1889 году окончил со степенью кандидата.
После окончания университета, жил в Киеве, совмещая работу в нескольких заведениях: служил в Киевском дворянском собрании, секретарем (1889–1890), исполняющим обязанности редактора (1890 – первая половина 1893 г.) в журнале «Киевская старина» (безвозмездно); в канцелярии Киевского дворянского депутатского собрания (1891–1916), редактором и издателем газеты «Киевские отзывы» (1904–1906), в которой много внимания уделялось украинской проблематике; помощником библиотекаря университета (1891-1898), сотрудником редакции «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона (1892-1907)
          Преподавал в киевских учебных заведениях: в 4-й мужской гимназии (1891–1914), Владимирском кадетском корпусе (1891–1917).
         С 1906 года- в Нежинском историко-филологическом институте князя Безбородко.
          В октябре-ноябре 1917 года- окружной инспектор Киевского учебного округа; в 1917-1918 годы- заведующий по делам русской школы в департаменте народного образования УНР.
Е.А.Кивлицкий приложил много усилий для создания Всенародной библиотеки Украины, где работал сначала как старший библиотекарь, затем - руководителем отдела, председателем Совета библиотекарей, а в 1919- 1920 годы- первый директор Всенародной библиотекой Украины, один из составителей историко-географического словаря Украины.
       Принимал участие в общественной жизни, являлся членом научных и просветительских обществ: Киевского литературно-артистическое общества(КЛАО); Киевского исторического общества Нестора- летописца.
Е.А.Кивлицкий внес немало предложений, касавшихся улучшения устройства и программ женских гимназий. В частности, он разработал проект расширения восьмого класса гимназии и добавления ещё одного года для введения таких предметов, как частно-хозяйственная экономическая деятельность, с тем, чтобы давать сведения о формах ведения сельскохозяйственной, промышленной и торговой деятельности, знакомить с экономическими, юридическими и другими сторонами деятельности, включая статистику и так далее.
        Награжден орденами св. Станислава 2-й и 3-й ст.,св. Анны 2-й и 3-й ст.

НОВОЕ ЗДАНИЕ ДЛЯ ГИМНАЗИИ

         Поскольку, с одной стороны, стало неуклонно расти число гимназисток,  с другой- обустройство гимназии в доме, строившемся для частных квартир, уже не могло удовлетворять гигиеническим требованиям, встал вопрос о новом здании. После просчета различных вариантов, предпочтение было отдано строительству собственного здания.
        В первую очередь, А.Т.Дучинской удалось,  располагая небольшими наличными средствами,  приобрести усадьбу по улице Тимофеевской, 7 ( теперь  М.Коцюбинского, 7) , принадлежавшую дворянам Ходецким, которые дали согласие оставить значительную сумму под вторую закладную, а Почетная попечительница гимназии - А.Нестерова - содействовала получению банковского кредита.

        За разработкой проекта здания для гимназии обратились к молодым архитекторам -ФЕДОРУ ФЕДОРОВИЧУ ЭССЕНУ(1862-1919) и ВАСИЛИЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ОСЬМАКУ(1870-1942).
         Кроме того, к участию в проекте был приглашен санитарный врач Киева, доктор медицины, профессор  Киевского университета,действительный член Всеукраинской академии наук(1921) АВКСЕНТИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КОРЧАК-ЧЕПУРКОВСКИЙ(1857-1947).

         Благодаря слаженной работе архитекторов и врача, в проекте были учтены все, существовавшие на тот период, новейшие архитектурные достижения: респектабельный вид и благородное достоинство фасада здания соединились с гигиенично совершенными условиями для обучения: большие окна, высокие потолки, просторные классы и рекреационные помещения, в  которых много света и воздуха .
Своими  указаниями и поддержкой значительно помог делу член Попечительного совета, управляющий Киевской конторой Госбанка -  Георгий Емельянович Афанасьев , который взялся просмотреть строительные сметы.
Не обошлось, в самом начале строительства, без некоторых  затруднений, возникших с выбором подрядчика, который взялся бы за строительство в условиях наступившего финансового кризиса. Но и тут А.Т.Дучинской удалось договориться с одним из киевских строителей, владевшим в окрестностях Киева пятью кирпичными заводами,  Лазарем Павловичем Чернояровым, который согласился начать строительство, не требуя никаких гарантий и ручательств.

       Само же строительство велось под непосредственным наблюдением авторов проекта, которые, как потом говорили, «не щадили ни труда, ни времени по надзору за производством работ».
В целом все строительство  обошлось в 84 тыс. рублей.

К концу октября 1901 года, трехэтажное с цокольным этажом здание было подведено под крышу. Весной  следующего - приступили к внутренней отделке, а уже в первых числах сентября 1902 года - гимназия праздновала новоселье. При этом школьное оборудование далеко возить не пришлось, поскольку новое помещение было в одном квартале от старого.
22 октября новое здание было торжественно освящено.

         В 1919—1920 гг., после установления в Киеве советской власти, была реорганизована система народного образования и высшей школы. Гимназию Дучинской ликвидировали, ее здание занял Киевский государственный ветеринарно-зоотехнический институт.
Сегодня в этом здании располагается Счетная палата Верховной Рады Украины.

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

         В гимназию принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Полный курс обучения составлял шесть лет. Для девочек, поступавших без необходимой подготовки, был предусмотрен подготовительный класс.

         В гимназию принимались девочки различных вероисповеданий:православного, римско-католического, лютеранского и иудейского. Стоит отметить, что в гимназии доля учениц-евреек составляла 15 %, что было значительно выше установленной тогда нормы в 5 %.

      Хотя процесс обучения в гимназии соответствовал нормам и правилам,установленным
Министерством просвещения, однако поскольку их порядок позволялось варьировать, то есть что-то сокращать, а что-то дополнять, в программу обучения в гимназии
были введены изучение всеобщей истории литературы и искусства.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
В гимназии большое внимание уделялось изучению иностанных языков. «Изучение французского и немецкого языков, – говорилось в учебном плане, – способствуя умственному развитию девиц, должно, вместе с тем, открыть им возможности знакомиться с литературными произведениями других образованных народов»
Ученицы старших классов гимназии упражнялись также в написании сочинений на иностанном языке по темам из окружающего быта.

БИБЛИОТЕКА

         В гимназии большое внимание уделялось пополнению фондов наглядных пособий и библиотеки, расходы на которые достигали 900-1200 рублей в год.
        В 1901 году по ценности книжного фонда гимназия А.Дучинской уступала только Киевской министерской Ольгинской гимназии (6929,24 руб. и 13139,9 руб. соответственно).
      Гимназия А. Дучинской занимала первые места и в таких показателях, как обеспеченность физическими, естественно-историческими, географическими пособиями.

ПАМЯТНЫЕ СОБЫТИЯ
Александра  Тимофеевна стала не только административной наследницей В. Н.Ващенко-Захарченко, но и продолжательницей заведенных ею традиций и приоритетов.
Продолжались в гимназии и поиски в области форм и методов обучения.

        Среди наиболее значительный событий в жизни коллектива гимназии, стало проведение 26 мая 1899 года совместного с Первой мужской гимназией торжественного собрания, посвященного столетию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, а также празднование 20-23 октября 1903 года - двадцатипятилетнего юбилея гимназии.
       
          Этим событиям были посвящены не только статьи в местной прессе, но и специальные издания. В частности, торжественное собрание, посвященное памяти А. С. Пушкина, как указывалось в очерке, не ограничилось просто традиционными юбилейными выступлениями, но как по объему, так и по содержанию - фактически превратились в публичные лекции. Подобные акции скорее всего имели целью не только обогатить определенными знаниями и слушателей в зале, но, в первую очередь, продемонстрировать широкой общественности высокий профессиональный уровень преподавателей этих учебных заведений.
        Завершилось собрание вручением воспитанникам гимназий, которые завершили курс учебы, аттестатов, медалей и жетонов, в память А. С.Пушкина.

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА

Ученицы гимназии носили темно-зеленое платье и черный передник. Касательно верхней одежды и головных уборов ученицы были свободнее учеников: на этот счет регламент не вводился.

Также как ученицы, женщины-педагоги носили форму-платья синего цвета.

ВОСЬМОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС

        В 1899 году, в гимназии  был открыт  дополнительный, Восьмой (педагогический) класс.  Ученицы этого класса изучали: курс нравственных поучений и начала методики (Закон Божий); краткую методику обучения грамоте, объяснительного чтения и элементарной грамматики с практическими занятиями (один урок в неделю); дидактику и историю педагогики; методику обучению начальному счету (арифметика) с практическими занятиями . Кроме названных предметов каждая ученица могла выбрать для специального изучения русский язык, математику, историю, географию.
       Во втором полугодии каждая ученица должна была провести пробный урок начального изучения русского языка и счета (в присутствии своих одноклассниц в одном из трех низших классов гимназии). Благодаря этому курс гимназии должен был обеспечить выполнение требования положения об этих учреждениях по подготовке учительниц и домашних воспитательниц.

          В первый же год, этот класс окончили 25 девушек, из них 5 выпускниц  получили аттестаты домашней наставницы и 20 — домашней учительницы.
 
         Среди выпускниц этого класса были: дочка украинского писателя, педагога и языковеда, автора  первого фундаментального «Словаря украинского языка» (1907—1909, Киев)-  Бориса Дмитриевича Гринченко - Анастасия и дочка композитора, музыкального и общественного деятеля, основоположника  украинской классической музыки - Николая Витальевича Лысенко - Екатерина.

        АНАСТАСИЯ БОРИСОВНА ГРИНЧЕНКО (1884–1909) окончила гимназию с серебряной медалью, имея  почти все пятёрки, за исключением двух четвёрок: по математике и рукоделию.  В начале июня  1902 года, семья Гринченко   поселяется в Киеве и Настя поступает  в гимназию  Дучинской в педагогический класс. В аттестате, который был выдан  Анастасии  Гринченко  было записано: «Пробыв в 8 м классе при поведении отличном по 1 июня 1903 года, она согласно с учебным планом…занималась теоретическими и практическими упражнениями в преподавании; при чем пробные уроки по избранному предмету прочитала отлично»
         Анастасия  Гринченко – прожила короткую, но яркую жизнь. Она свободно владела как украинским так и русским языками, знала немецкий и французкий,  писала стихи, басни, рассказы, публицистические статьи, переводила  на украинский язык  произведения  М.Твена, Т.Ибсена, А.Франса.
          В  1905 году, как активная участница социал-демократического движения, Гринченко  подверглась аресту по делу «Крестьянского союза», после чего у неё развилась чахотка.

             Ещё одной ученицей педагогического класса, куда она была принята в 1914 году  после окончания киевской Фундуклеевской гимназии  - была ИРИНА ЯКОВЛЕВНА ГОРУНОВИЧ (1896 - ?)    
         В 1922 году  И.Я.Горунович окончила Киевский институт народного образования и работала библиотекарем.
         В декабре 1922 года  вместе с семьёй  переехала в Петроград, и поступила библиотекарем в Центральную коммунальную библиотеку. В 1923 - 1926 годы - в городской центральной  библиотеке. В ноябре 1925 года , поступает на Высшие библиотечные курсы (ВБК) и работает в библиотеке.Губсовета профсоюзов.
С 1935 года - в качестве ассистента преподает- курс на ВБК.
         В апреле 1937 года назначена главным библиотекарем.                В годы Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде и продолжала работать в библиотеке, а также участвовала в строительстве оборонительных сооружений.
В августе 1942 года  в заявлении писала «.В Ленинграде я одна и едва ли смогу выдержать вторую зиму». В  марте 1942 года ,из -за тяжелой болезни сердца, 
вышла на пенсию по инвалидности 1-й группы. Затем жила в Вильнюсе, потом вернулась в Ленинград.
       В сентябре 1956 года обращалась с просьбой о перерасчете пенсии.

         Начинала учебу в гимназии В.Н.Ващенко-Захарченко, а восьмой (педагогический) класс уже оканчивала в гимназии А.Т.Дучинской- пианистка, аккомпаниаторша, основательница и сотрудница нотного отдела Центральной научной библиотеки -ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА МАСЛЯННИКОВА (урожденная Лысенко; 1880-1948)
Дочь композитора Николая Лысенко и пианистки Ольги Антоновны Липской; жена художника-пейзажиста Виктора Леонидовича Маслянникова(1877-1944).
Училась в Киеве на Высших женских курсах и в Музыкально-драматической школе Н.В.Лысенко по классу фортепианной игры, а в 1912 году после смерти отца - возглавила его школу.
После 1917 года- одна из основательниц Нотного отдела Библиотеки АН Украины, в 1922-1934 годы- старший библиотекарь нотного отдела Центральной научной библиотеки, в 1938-1940 годы - главный библиотекарь музыкального отдела библиотеки.


ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.Хмелівська Світлана Іванівна «Розвиток іншомовної освіти у середніх навчальних закладах київської учбової округи» http://eprints.zu.edu.ua/17806/1/dis.pdf
2.«Наукові записки Тернопільського національного педагогічного університету.» Серія: «Педагогіка». 3.Меїр Натан. «Євреї в Києві, 1859-1914»