14 декабря. Нюрнбергский процесс

Константин Клюшкин
14 декабря 1961 года в Конгресс-холле Западного Берлина состоялась премьера фильма Стэнли Крамера "Нюрнбергский процесс".  На премьере присутствовали 300 журналистов из 22 стран, для которых был обеспечен синхронный перевод на немецкий, испанский, итальянский и французский языки. На русский язык перевода не было.

Предыстория создания этого фильма такова. На американском телевидении, а точнее, на телеканале CBS с 1956 по 1960 год с большим успехом демонстрировался своеобразный телесериал "Театр 90". Этот телесериал включал в себя телеспектакли, посвященные самым разным темам и в самых разных жанрах. Режиссёром этого телесериала был Джордж Рой Хилл, а автором сценариев Эбби Манн. Всего за 5 лет в рамках этого телесериала на телеэкраны вышло 133 телеспектакля, и все пользовались успехом у телезрителей, какие-то - с большим, какие-то с меньшим.

Именно Эбби Манну пришла в голову идея один из телеспектаклей, или эпизодов, посвятить Нюрнбергскому процессу. За советами и консультациями он обратился к Телфорду Тейлору, который был одним из главных обвинителей от США в Нюрнберге. Тот сказал, что на его взгляд было бы очень полезно и интересно для зрителей осветить так называемый Суд над судьями. Возможно, не всем известно, что после основного суда в Нюрнберге, где рассматривались дела самых главных нацистских преступников, состоялось ещё 12 так называемых "последующих, или малых Нюрнбергских процессов". На них в качестве подсудимых были фигуранты помельче. На одном из таких процессов подсудимыми были судьи. Т.е., те, кто, формально, не отдавал преступных приказов и, тем более, не исполнял их. Те, кто был убежден в том, что действовал строго в рамках законов и, следовательно, ответственности за злодеяния нацистского режима нести не должен.

Предложенная Тейлором тема, вкупе с поведанными сведениями об этом процессе, причем, сведениями из самых, что ни на есть, первых рук, чрезвычайно заинтересовали Эбби Манна, и он отправился в Германию, что собрать как можно больше деталей об этом процессе. Итогом поездки явился сценарий телеспектакля. А 16 апреля 1959 года соответствующий эпизод телесериала "Театр 90" вышел на экраны телевизоров. Эпизод был встречен телезрителями с гораздо большим энтузиазмом, чем многие другие эпизоды телесериала, и это воодушевило Стэнли Крамера на создание полнометражного художественного кинофильма на основе этого телеспектакля.

Стэнли Крамер на тот момент, после фильмов "Скованные одной цепью" (1958), "На берегу" (1959) и, особенно, "Пожнёшь бурю" (1960) находился в зените славы. Многие кинозвёзды, узнав о том, что Крамер собирается ставить фильм по успешному телеспектаклю, бросились предлагать себя на ту или иную роль. Монтгомери Клифт заявил, что согласен сниматься бесплатно. Марлен Дитрих специально для выбранной роли сделала пластическую операцию (далеко не первую), хотя потом, посмотрев окончательную версию фильма, страшно жалела об этом. Марлон Брандо рвался сыграть роль Ханса Рольфе, адвоката подсудимых. На мой взгляд, Стэнли Крамер проявил гениальное чутье режиссёра, когда сверхпопулярному Марлону Брандо предпочёл ещё мало известного американскому кинозрителю швейцарского актёра Максимилиана Шелла (который играл эту роль в телеспектакле). Никакой Брандо не смог бы превзойти Шелла в этой роли. Главная роль, понятное дело, была предложена Спенсеру Трэйси, недавнему триумфатору в фильме "Пожнёшь бурю".

Интересно появление в этом фильме и в абсолютно несвойственной ей роли Джуди Гарлэнд.  Агенты звезды Фредди Филдс и Дэвид Бегельман, узнавшие о предстоящей постановке от другой своей клиентке, Марлен Дитрих, обратились к Стэнли Крамеру, но он, зная репутацию актрисы, как ненадёжной, да к тому же имеющей пристрастие к наркотикам, особой заинтересованности не проявил. И тогда  они продолжили разрабатывать планы обширного концертного тура для певицы-актрисы.  Но случилось так, что Крамер попал на концерт Гарлэнд в Далласе, где был поражен не только "огромным эмоциональным диапазоном" ее выступления, но и тем буквально неистовым обожанием, которое она вызывала у своих зрителей. В итоге он решил рискнуть, предложив Актрисе 18-минутную роль, которая должна была занять на съемках не более восьми дней, и гонорар в размере 50 000 долларов (примерно 500 тысяч долларов сегодня). Сущие копейки для звезды такого уровня! Но Гарлэнд, у которой к тому времени 7 лет не было киноролей, согласилась. И на протяжении всей съемки проявляла пунктуальность, готовность к сотрудничеству и профессионализм. На мой взгляд, роль Ирен Хоффман в этом фильме является лучшей ролью Джуди Гарлэнд.

В начале 1962 года фильм "Нюрнбергский процесс" получил 6 номинаций на американскую премию Золотой Глобус и победил в двух из них: Лучший режиссёр и Лучший актёр (Максимилиан Шелл). В номинации Лучший драматический фильм Голливудская ассоциация иностранной прессы отдала предпочтение картине "Пушки острова Наварон" режиссёра Дж.Ли Томпсона. Джуди Гарлэнд тоже была в числе номинанток на эту премию в категории Лучшая женская роль второго план, но уступила Рите Морено из "Вестсайдской истории". Чуть позже "Нюрнбергский процесс" получил 11 номинаций на премию Оскар и победил в двух из них: снова Максимилиан Шелл и в этот раз Эбби Манн. В номинациях Лучший фильм и Лучший режиссёр "Нюрнбергский процесс" и Стэнли Крамер уступили "Вестсайдской истории" и её режиссёрам Роберту Уайзу и Джерому Роббинсу.

Успешным было участие фильма Стэнли Крамера "Нюрнбергский процесс" и на европейских кинофорумах. Итальянская киноакадемия присудила картине три своих премии Давид ди Донателло: Стэнли Крамеру как Лучшему иностранному продюсеру, Спенсеру Трэйси и Марлен Дитрих как Лучшим иностранным актёрам. Датская национальная ассоциация кинокритиков наградила картину своей премией Бодиль как Лучший неевропейский фильм. Британская киноакадемия номинировала картину на премию БАФТА как Лучший фильм любого происхождения, но присудила эту премию советскому фильму "Баллада о солдате" Григория Чухрая и американскому "Бильярдисту" Роберта Россена. "Нюрнбергский процесс" оказался в одной компании с такими фильмами, как "Рокко и его братья" Лукино Висконти, "Дыра" Жака Беккера, "Мир Апу" Сатьяджита Рая и др.

Что касается отзывов профессиональных кинокритиков, то наиболее интересной мне показалась рецензия Босли Кроузера из The New York Times. Этот кинокритик, ищущий, как правило, в любом кинопроизведении, к чему бы придраться, в данном случае обошёлся без своих обычных шпилек и колкостей. В своей рецензии Босли Кроузер отметил: "Этот вопрос, обманчиво простой в основных моральных терминах, но весьма запутанный и вызывающий недоумение, если сопоставить его с суровыми реалиями, - это вопрос о том, какую степень ответственности и вины должен нести индивид за преступления, совершенные им по приказу и в интересах государства. Рассматриваемый, как это показано на этой картине, с мощными аргументами и сочувствием на стороне немцев, которые заявляли о невиновности в нацистских преступлениях по незнанию и национальной целесообразности, он предстает как обоюдоострый вопрос, когда затрагиваются интересы тех, кто стремится к справедливости, их призывают к компромиссу свои собственные моральные принципы и уклоняются от ответственности.. ...Они (Стэнли Крамер и Эбби Манн - КК) преодолели надуманные аргументы, призывы к милосердию и доводы в пользу компромисса и создали прекрасное драматическое заявление о моральной честности. Они использовали кинофильм, чтобы прояснить ситуацию и донести до мира волнующее, отрезвляющее послание....В рамках масштаба и глубины этой картины, которая длится чуть более трех часов, есть много тревожных намеков и показательных выступлений. Здесь есть вопросы моральной ответственности политических и религиозных властей, размышления о слабостях людей и некоторые шокирующие взгляды на фильмы о концентрационных лагерях." - К словам Кроузера я бы ещё добавил, что фильм является назиданием для судей, обслуживающих преступные режимы и обеспечивающих своего рода легализацию злодеяний таких режимов, о том, что ответственность таких судей ничуть не меньше, чем ответственность палачей или истопников газовых камер.

Об оценке фильма его современниками - кинозрителями 60-х годов говорят его финансовые показатели, которые были вполне приличными: при бюджете в 3 миллиона долларов фильм собрал 16 миллионов долларов. В 1965 году фильм демонстрировался в кинотеатрах Советского Союза. Современные кинозрители, несмотря на то, что с момента его выхода на экраны.прошло более 60 лет, оценили фильм Стэнли Крамера "Нюрнбергский процесс", как минимум, не ниже, чем в 60-е годы прошлого века. 74% пользователей IMDB и Кинопоиска по всему миру поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого и перечисленных выше показателей успеха картины её рейтинг (см. Предисловие) составил 9,455, благодаря чему она заняла 92-е место в Золотой Тысяче.