Жертвоприношение. Кровавые жертвы. Зачем они БОГУ?

Славен Любомиров
1. С первобытных времён люди приносят жертвы силам природы, богам, идолам (суть бесам), БОГУ.

В Библии описано, как первые сыновья Адама – Каин и Авель, совершают жертвоприношение БОГУ. (1)

Господь принял жертву Авеля, а жертву Каина отверг, ибо «не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множеством жертв не умилостивляется о грехах их». (Сир.34:18 -21)

Причина жертвоприношения - в желании выразить своё почитание, преклонение, благоговение перед БОГОМ или перед высшими силами (богами, идолами и т.п.), приблизиться к ним; отблагодарить за дарованные блага, за исполнение просьб; умилостивить высшие силы во избежание наказания за совершенные грехи либо  для  получения благословения на последующие деяния и пр. 

В жертву приносили плоды своего труда – овощи, фрукты, крупы, хлеба, вино и пр., а также мелких и крупных животных, птиц.

В некоторых религиях, в основном, в язычестве,  в жертву приносили людей, часто детей и пленников, членов семьи усопшего.

Скажем сразу, что БОГ отвергает и запрещает человеческие  жертвы. И в Библии об этом ясно и многократно говорится. (2)

БОГ предостерегает людей от жертв бесам – языческим богам, идолам и «неизвестным новым богам»  (3) и предупреждает:
 "Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен". (Исх.22:20)

2. Но зачем жертвоприношения  БОГУ? ОН самодостаточен и ни в чём не нуждается. Тем не менее, БОГ поощряет и принимает жертвы одних и отвергает жертвы других. Почему?

1) Одна из причин – нравственная.
Дело в том, что жизнь – это время воспитания и испытания души.
Любостяжание, жадность, скупость, алчность, эгоизм, неблагодарность  – одни из самых отвратительных человеческих пороков.

Жертвуя самым лучшим, самым чистым, самым для него дорогим и ценным, человек учится жертвенности, нестяжанию, милосердию, щедрости, благодарности Своему Творцу, почитанию Его, преклонению перед Ним, установлению с Ним более близких отношений.

И это необходимо для совершенствования человека, очищения его души от пороков, от привязанности ко всему суетному и тленному, для приобщения к духовным и нравственным ценностям ангельского и Божественного мира. 

2). Жертвоприношение в иудаизме являлось одним из важных обрядов поклонения Всевышнему, укреплению веры в единого Бога, осознанию своей греховности и необходимости помощи Божией для своего спасения, способствовало единению общества, а также являлось прообразом грядущей Великой Жертвы – Сына Божьего во спасение всех людей.(4)

3) Но обычай жертвоприношений преследует не только установлению связи с Богом, воспитательные, прообразовательные цели и следование традиции, существуют сакральные (мистические) причины этого   действа. Об этом отдельный разговор.

3. Виды жертвоприношений.

1) Жертва благотворения. 

«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу». (Евр.;13,;16)

Это - пожертвования неимущим и нуждающимся, многодетным семьям и т.п., здесь имеется ввиду не только материальная помощь, но и помощь по хозяйству,  забота, время, проведённое с нуждающимся.
 
«И Царь скажет им: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». ((Мф. 25,40)

Пожертвования на Храм: на строительство, реставрацию и приобретение новых икон, на коммунальные услуги, чтобы верующим всегда было тепло и светло, на оплату трудящимся в храме – всё это благие дела во славу Божию. Ибо Церковь – Благодатное Тело Христово, в которое входят все православные христиане.

2). Очень важны и необходимы жертвы духовные. 
Сказано: «Жертва Богу дух сокрушенный: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Пс.;50,;19). 
Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя его (Евр.;13,;15).  (5)

3) Жертва кровавая (ритуальное убийство животных, птиц).
Эти жертвоприношения очень подробно и досконально описаны в Пятикнижии Моисеевом, в Танахе.

Их порядок, какой должна быть жертва, кто, где и когда её может приносить, с какой целью - всё жёстко регламентировано, отклонения не допускаются, нарушения сурово караются.

С заключением Нового Завета кровавые жертвы, практиковавшиеся в среде Израильского народа во времена Ветхого Завета, были отменены по разным причинам (среди иудеев - по причине разрушения Иерусалимского Храма), в Православии их не было никогда.

Напоминаем, что все ветхозаветные жертвы были лишь прообразами Величайшей Спасительной Жертвы Сына Божьего, которая навсегда изменила мир и судьбу человечества.

После Неё кровавые жертвы животных перестали иметь сакральное значение. В Православии  кровавые жертвоприношения отсутствуют.

4) Ни с какой жертвой по своей значимости  не сравнится Жертва, которую принёс Богочеловек Иисус Христос за грехи людей, добровольно принявший страшные муки и Крестную смерть во имя спасения человечества.

Добровольную жертву приносит Богочеловек Христос. Жертва – Он Сам. БОГ Отец благословил Сына на этот жертвенный подвиг.

 «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В этой жертве – любовь к людям Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13)

Победив ад, диавола и смерть, Иисус Христос открыл для людей двери Рая и показал Путь в Вечную жизнь.

5) Перед Крестной смертью на Тайной Вечери Иисус Христос приносит бескровную жертву – своё Святое Тело и Свою Святую Кровь в образе хлеба и вина.

По Заповеди Иисуса Христа, в воспоминание о Нём и Его Крестной жертве в Православных церквях ежедневно совершается Литургия и приношение бескровной жертвы -  Тела и Крови Христовых в образе хлеба и вина.

Это - Богочеловеческое  Жертвоприношение в Православии, в результате которого, после принятия Святых Даров верующими, происходит оБОжение человеческого естества и возрастание в нём Христа, Святости и Вечной жизни.

4. Но почему иудеям Господь повелел приносить  кровавые жертвы? Убивать животных, сжигать их и кропить их кровью жертвенник и алтарь? Какое отношение их смерть имеет к очищению от греха жертвователя?  Если бы это было возмещение, расплата за грехи человека, то он мог бы просто расплатиться деньгами. Но, нет, нужно убить животное, чаще всего самому, да ещё на глазах у всех тех, за кого приносится жертва. Зачем такая жестокость?

Чтобы понять сакральный смысл Ветхозаветного кровавого жертвоприношения придётся вернуться ко времени сотворения  Первого Человека до грехопадения Адама и Евы. Но, это другая большая тема.

Примечание
(1) И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт.4, 2-7).

(2) Возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души,
– Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. (Прем.12:4-7)

В обличение сказано иудеям, что они :
«смешались с язычниками и научились делам их;
служили истуканам их, которые были для них сетью,
и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью;
оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими».
(Пс.105:38 -41)

(3) Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями [своими] разгневали Его:
приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши.
А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя.
Вар.4:7 -9
  Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.Исх.22:20

(4) Смысл жертвоприношений во времена Ветхого Завета:
1) Во-первых, жертвуя что-либо Единому Богу, люди приучались к мысли о существовании Единого Бога;
2) во-вторых, жертвоприношения (в частности “мирные” жертвы) приобщали людей к мысли о близости Бога к людям;
3) в третьих, принося жертвы (в частности “жертвы благодарения”) люди приучались благодарить Бога за оказанные им благодеяния;
4) в четвертых, люди приучались к мысли о собственной греховности (“жертвы повинности”, “жертвы за грех”) и о том, что освобождение от греховности возможно не иначе как при помощи Божией;
5) в пятых, совершение жертвоприношений в едином месте  (при скинии, затем — при Иерусалимском Храме) способствовало единению Израильского народа, и пр.
6) Наконец, жертвоприношения служили прообразами Крестной Жертвы, способствуя подготовке людей к Пришествию Мессии и правильному принятию Искупления. (Азбука веры. Жертва)

(5) «Как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
1Пет.2:5
«Итак, призываю вас, братья, милосердием Божиим предать тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу: духовное служение ваше».
Рим.12:1