А в памяти моей так много теплоты

Светлана Крылова
А В ПАМЯТИ МОЕЙ ТАК МНОГО ТЕПЛОТЫ…

воспоминания о музыкальном образовании в РФ в 1970-80 годах,
в частности – в посёлке Одоев Тульской области.

В двухэтажном особнячке по улице Октябрьской, рядом с теперешним детским реабилитационным центром (а ранее – там был детский сад «Солнышко) располагалась наша музыкальная школа!
Мы не воспринимали музыкальное образование как что-то тяжёлое и необходимое, как занятия в общеобразовательной школе, поход в «музыкалку» - всегда был праздник! Сольфеджио, хор, уроки фортепиано преподавала Галина Константиновна Носкова (Головина), женщина невероятного обаяния и чуткости к детям. Её доброжелательность и улыбка при любых обстоятельствах ободряла нас, радовала и… двигала к высотам!
Выступить при Галине Константиновне не на «отлично» мы просто не могли себе позволить из уважения к ней.
…Уже в раздевалке встречала нас тётя Шура Клеймёнова, которую никто из ребят даже по отчеству-то просто не знал. «Тёть Шур» да «тёть Шур»… А от Алескандры – свет и доброта, глаза её светятся, морщинки – словно лучики от Солнца!
… А слова, которыми она нас встречала!?! «Милый», «Милая», « Мы уже заждались тебя!» Словно королевских особ встречала.
Так мы себя и чувствовали там – прямо с порога – королями и королевами (в свои семь – четырнадцать лет).
Фортепиано, аккордеон, баян – вот три основных предмета, которые могли выбрать мы тогда.
Я выбрала аккордеон. Мне этот инструмент нравился больше лишь потому, что он (с правой руки) клавишный, как и фортепиано, но! Он лёгкий, его можно увезти с собой в деревню к бабушке, в гости в любой город и там играть! А пианино или рояль с собой не дотащишь же!?
Аккордеон преподавала Людмила Александровна Сахарова. Она научила играть меня, а спустя годы – и моего сына. «Полонез Огинского» (программа 5-го класса) мы выучили уже во втором, ну а дальше… подбирали репертуар сами, импровизировали, ведь основные уроки (гаммы и ноты) были заучены на «ура» уже в первом классе обучения.
Аккордеон-то аккордеоном, а вот урок «общее фортепиано» никто не отменял! До сих пор помню, как неловко было перед утончённой и ухоженной преподавательницей Г.К. Носковой играть пальцами, на фалангах которых вечная «зелёнка» после уличных «игр» с мальчишками, да ещё и прийти с невыученными уроками…
Но я старалась, как могла, а учительница улыбалась мне и… чуть-чуть завышала мне оценки, потому что в хоре!... в хоре я, Ира Жирова и Гена Дудов были основными запевалами, голосистыми солистами, и ни один концерт не мог без нас обойтись!

Прошло много лет. У меня где-то лежит-хранится документ о получении музыкального образования. Но. Он-то как раз мне ни разу в жизни не пригодился.
А вот знания, приобретённые в музыкальной школе, чувство ритма и такта, умение слышать музыку даже в дожде, в водосточных трубах, в порывах ветра…. Это – навечно, и эти ощущения не передать словами.
Плюс та доброжелательная атмосфера, которую нам дарили наши учителя. Упоительную веру в себя, веру, что ты талантлив и всё сможешь преодолеть, и возьмёшь в жизни самые высокие звуки – от самых низких – своим! голосом, все две-три октавы… сам!
Сам и несомненнно.
«Молодец. Ты – лучше всех. Ты – мой лучший ученик. У тебя всегда и всё получится. »
 Вот эти уроки, эти слова никогда не забудутся нами.
Низкий поклон вам, дорогие Учителя.
Светлая память любимой Галине Константиновне Носковой, нашему дорогому директору и преподавателю музыкальной школы, которая, как выяснялось со временем – была ещё и школой жизни.