Вася

Инесса Ильина Фёдорова
 
Бывают люди, от которых одни напасти. Не только при жизни, но и после смерти. Был у нас в деревне сосед Василий. В 90-е, когда можно было задёшево приобрести у колхоза 15 соток земли, под дом и огород, он взял землю, граничащую с нашей дачей, и стал выращивать на ней картошку.  В первую очередь он построил деревянный туалет и вырыл компостную яму. За дело взялся рьяно, подключив сына, жену и дочь. Трактором вспахал землю под  картошку.  Какая муха его укусила, неизвестно, но не понравились ему столбы, на которых крепились доски от нашего забора. Взял он их и спилил.
"Ты что сделал?!"  - удивился муж.
"Да они всё равно сгнили."- отвечает сосед.
"Поставь свой  забор, а мой не трогай!"
"Поставлю."
Сказал и не сделал. Муж человек не конфликтный, да и не захочется конфликтовать, когда сосед  местный, а мы - дачники, приезжаем на два месяца в году! Тем временем, наступила  осень. Вася всем семейством дружно собирал урожай. Через пару лет соседский пыл убавился. В помощниках оставался только сын-старшеклассник. Прошло ещё несколько лет, и сосед остался один на один с огородом. А ещё через некоторое время вовсе забросил огородничество. Соседский участок порос сорняками, от грядок ничего не осталось. Только деревянный туалет маячил посередине, уродуя природный ландшафт. Долго Вася  не появлялся в деревне. Со временем выяснилось, что он развёлся с женой и пристрастился к выпивке. Жена его выгнала, и чтобы где-то жить, он решил  взять ссуду в банке  на  строительство дома. Дом Василий задумал  большой, выше и шире нашей избушки. Строил один, без помощников, жаловался, что сын не помогает. Стены и крыша  уже стояли, надо было приступать к внутренней отделке. За это время он успел вновь  жениться и стал жить у жены в другой области. Строительство дома почти остановилось. Василий  приезжал редко, а приехав, разводил бурную деятельность на своём участке. Однажды весной позвонил сосед  по даче и сказал, что у Василия загорелась трава, которую он сжигал прямо на территории и огонь начал перекидываться к нам. Как назло, соседи из ближайшего к  нему дома в этот день были в отъезде и не могли принять срочные меры по тушению пожара. А другие наблюдали со стороны, в надежде, что сосед справится сам.  Вначале, пламя уменьшилось, но ветер поменялся, и огонь вспыхнул с новой силой по направлению к нашему дому.
"Пора вызывать пожарных" -  предложил  кто-то.
"Но  его ведь могут оштрафовать!" - пожалел Васю  сердобольный   "доброжелатель". Только когда сгорела часть нашего забора и деревьев, приехали пожарные. Спасибо соседу из ближнего к нам дома, это он вызвал пожарных и позвонил нам в Москву. Мы примчались в деревню, но Васи  уже и след простыл. Пришлось ремонтировать сгоревшую часть забора и сломанную пожарными калитку. Связываться с Василием и выставлять ему счёт не стали. Денег у него нет, где живёт, не известно, а в суд подавать - себе дороже! А он даже не извинился, просто пропал.
2  года от соседа не было ни слуха, ни духа. Но вдруг, звонит соседка по даче и сообщает, что Вася умер.  Остался недостроенный дом и не выплаченный долг банку. Банкиры пытались выставить дом на продажу. Но при оформлении документов выяснилось, что земельный участок, на котором сосед строил дом, принадлежит его бывшей жене. А кому нужен дом без земли. Предприимчивая бывшая жена попыталась продать  землю и не принадлежащий ей дом молодой паре из Ташкента, но вмешались банкиры, и сделка не состоялась.
С той поры прошло ещё несколько лет. Стоит не достроенный соседом дом, никому не нужный,  скоро начнет ветшать, ведь внутри-то ничего нет, одни стены, да чердак. Зато для всех настала, как казалось, спокойная жизнь .
Да не тут-то было!  Этой зимой  выпал обильный снег. Вдруг, вскоре после Новогодних праздников, звонит соседка по даче  и сообщает:
"С крыши Васиного  дома  снег свалился на ваш забор и повалил его. "
И фотографию прилагает. Просто нет слов, что за  человек этот Вася: жил - людям вредил, а помер - и тут ухитрился досадить!
Весной, на майские  праздники, мы приехали на дачу, поднимать и, в который раз, ремонтировать упавший по милости соседа забор. Только сейчас стало видно, что  дом его стоит  слишком близко к нам. Подвёл Васю  глазомер. Но скорее всего, он и не думал об этом. Тем временем, весна была в разгаре, природа радовала глаз нежными юными красками. Птицы,  с утра до ночи и с ночи до утра,  щебетали  и строили гнезда. Однажды утром, ласточки разлетались над грядками, подхватывая травинки и прутики.
Невозможно было оторвать от них глаз. И тут мы заметили, что они тащат эти прутики под крышу Васиного дома. Муж приставил лестницу, чтобы осторожно посмотреть на гнездо, и залез на чердак. Внутри помещения была рабочая обстановка: наваленные доски для внутренней отделки, лежанка для отдыха, ящики, рубанок. Всё выглядело так, словно хозяин вот-вот вернётся. Ласточкино гнездо было высоко-высоко под крышей. Птички носились туда и обратно, не боясь человека, таскали  прутики и травинки, строили домик-мазанку для будущих птенцов, жизнь продолжалась.
И вдруг  муж поймал себя на мысли, что ему жалко Васю. Исчезла досада, которую вызывал своими поступками непутёвый сосед.
"Ладно, что было, то прошло. Кто старое помянет - тому глаз вон."
На душе стало как-то безмятежно хорошо. Все-таки приятно прощать. С прощением, словно камень с души падает.