Как запросто научиться читать ноты. Дополнено

Владимир Дунин
У каждого,  кто даже впервые подошел к роялю и одним пальцем сыграл несколько нот,  возникает ощущение, что  в нем пробудился доселе неизвестный талант, и он этим простым и легким действием создал что-то ценное и важное в плане музыки.

Рояль (пианино) создает такую же иллюзию,  как  и автомашина с автоматической коробкой передач: не то что младенец, а даже собака может нажать газ и поехать. И вот - ты уже водитель.

Над  этой иллюзией нужно не смеяться,  а эффективно использовать ее.  Пока этот начинающий не превратился в хронического   «слухача», убежденного в том, что ему музыкальная грамота не по зубам,  да и вообще в принципе не нужна,  можно запросто обучить его (или научиться) чтению нот.

Мне довелось готовить к выступлениям с оркестрами дочь богатых родителей, совершенно не умеющую читать ноты, но гастролирующую (на мамины деньги)  с концертами по заграницам.  Все ею выучено со слуха,  скопировано с чьих-то записей.  Вот тут уже было поздно.  Такую не переубедишь.   А  вот поначалу - тут с наивными новичками нет проблем.

И всего-то нужно восхититься возникшей под пальцами новичка «композицией»  и порекомендовать непременно записать ее нотами на бумаге или отпечатать на компьютере.  Это необходимо для того,  чтобы человечество не лишилось возможности наслаждаться прекрасными, только что произведенными начинающим звуками.  Ну а затем  уже остается только подсказывать, как именно записывать эти небесные звуки нотами, и не переставать восхищаться и нумеровать вновь и вновь создаваемые композиции новой  звезды, взошедшей на музыкальном небосклоне.

На это ведутся практически все и в любом возрасте, от мала до велика. А после создания примерно так 50-го или там 60-го шедевра все обычно приходят к неожиданной мысли,  что играть-то чужую хорошую музыку намного легче и приятнее, чем создавать свою собственную в поте лица, да еще и с сомнительными результатами.

Но уже поздно.  Написав полсотни музыкальных шедевров ты уже невольно выучился читать любые ноты, написанные другими.  Не быть тебе «слухачом».


Подход к делу «с другого конца» в данном случае  чрезвычайно эффективен.

Этим «композиторским» способом обучение идет в сто раз быстрее и легче,  чем традиционным путем. Потому что ты уже знаешь заранее,  как именно должны зазвучать все эти ноты,  которые ты пишешь, не говоря уже о благотворном влиянии вдохновения на весь организм автора.

Известно, что у композиторов не бывает профессиональных заболеваний рук и пальцев, которыми страдают пианисты.  А у писателей - тех,  которыми страдают их переписчики, секретари, машинистки.

Кстати, и просто чтению так же учить нужно.  Вместо мучений со складыванием букв в слоги, а затем слогов в слова, и т.д., гораздо лучше попросить ребенка придумать сказку, про кого он сам захочет. Затем восхититься сказкой и попросить ее записать,  чтобы все на свете могли эту сказку прочесть или в журнале напечатать. И никаких двоек или палки при таком обучении не потребуется.

Начать со слова «СКАЗКА» в заглавии. Это слово пишется или печатается вот так. Теперь напечатай (лучше) или напиши (труднее) его сам. А там дело пошло. По абзацу в день - и затем на Интернет эту сказку.  Первый шедевр создан и передан человечеству. Теперь можно и перед друзьями похвастаться.И т.д.