У каждого, кто даже впервые подошел к роялю и одним пальцем сыграл несколько нот, возникает ощущение, что в нем пробудился доселе неизвестный талант, и он этим простым и легким действием создал что-то ценное и важное в плане музыки.
Рояль (пианино) создает такую же иллюзию, как и автомашина с автоматической коробкой передач: не то что младенец, а даже собака может нажать газ и поехать. И вот - ты уже водитель.
Над этой иллюзией нужно не смеяться, а эффективно использовать ее. Пока этот начинающий не превратился в хронического «слухача», убежденного в том, что ему музыкальная грамота не по зубам, да и вообще в принципе не нужна, можно запросто обучить его (или научиться) чтению нот.
Мне довелось готовить к выступлениям с оркестрами дочь богатых родителей, совершенно не умеющую читать ноты, но гастролирующую (на мамины деньги) с концертами по заграницам. Все ею выучено со слуха, скопировано с чьих-то записей. Вот тут уже было поздно. Такую не переубедишь. А вот поначалу - тут с наивными новичками нет проблем.
И всего-то нужно восхититься возникшей под пальцами новичка «композицией» и порекомендовать непременно записать ее нотами на бумаге или отпечатать на компьютере. Это необходимо для того, чтобы человечество не лишилось возможности наслаждаться прекрасными, только что произведенными начинающим звуками. Ну а затем уже остается только подсказывать, как именно записывать эти небесные звуки нотами, и не переставать восхищаться и нумеровать вновь и вновь создаваемые композиции новой звезды, взошедшей на музыкальном небосклоне.
На это ведутся практически все и в любом возрасте, от мала до велика. А после создания примерно так 50-го или там 60-го шедевра все обычно приходят к неожиданной мысли, что играть-то чужую хорошую музыку намного легче и приятнее, чем создавать свою собственную в поте лица, да еще и с сомнительными результатами.
Но уже поздно. Написав полсотни музыкальных шедевров ты уже невольно выучился читать любые ноты, написанные другими. Не быть тебе «слухачом».
Подход к делу «с другого конца» в данном случае чрезвычайно эффективен.
Этим «композиторским» способом обучение идет в сто раз быстрее и легче, чем традиционным путем. Потому что ты уже знаешь заранее, как именно должны зазвучать все эти ноты, которые ты пишешь, не говоря уже о благотворном влиянии вдохновения на весь организм автора.
Известно, что у композиторов не бывает профессиональных заболеваний рук и пальцев, которыми страдают пианисты. А у писателей - тех, которыми страдают их переписчики, секретари, машинистки.
Кстати, и просто чтению так же учить нужно. Вместо мучений со складыванием букв в слоги, а затем слогов в слова, и т.д., гораздо лучше попросить ребенка придумать сказку, про кого он сам захочет. Затем восхититься сказкой и попросить ее записать, чтобы все на свете могли эту сказку прочесть или в журнале напечатать. И никаких двоек или палки при таком обучении не потребуется.
Начать со слова «СКАЗКА» в заглавии. Это слово пишется или печатается вот так. Теперь напечатай (лучше) или напиши (труднее) его сам. А там дело пошло. По абзацу в день - и затем на Интернет эту сказку. Первый шедевр создан и передан человечеству. Теперь можно и перед друзьями похвастаться.И т.д.