Таёжными Тропами Глава 1

Ирина Пестрикова
 После церковного  Раскола в середине семнадцатого века, противники нового  закона,  подверглись гонениям и пыткам . Во времена правления царицы Софьи(1682-1689) только по судебному приказу было сожжено семь тысяч человек, не считая людей погибших  за  старую веру добровольно. Старообрядцы - стали подвергаться жесточайшим преследованиям властей. Рост цен, экономический упадок, низкий уровень жизни, всё это спровоцировало реформаторскую деятельность  патриарха Никона. Он пытался внести изменения в богослужебные книги, и церковные обряды. Было введено множество изменений, крестится стали тремя перстами, крест должен  был только четырёх конечный, а не восьми, кланяться  Богу требовалось по пояс, а не в пол как ранее. Лютовал Никон, кто ослушался,  наказывал даже своих друзей и сподвижников. Людей, кто не принимал  новую веру, бросали  в тюрьмы, гноили  в ямах.  Бежали Раскольники деревням, семьями,  а кто и  в одиночку. Далеко в глушь, в лес в тайгу не проходимую подальше от торговых дорог и больших городов, селились   большими   общинами.
               
   Село, в котором жили наши герои, располагалось в  глухом Бухтарминском краю Сибири, он тогда только нейтрально считалась территорией Российской  империи, а так его делили Цинская  империя и Российская. В основном были выходцы из Новгородских областей и центральной России. Но и немало плохого люда под видом Раскола прибивалось к общине. Поди,  разбери кто варнак (разбойник), а кто старовер. Полно всякого сброду,  шаталось в те времена по полям, дорогам, и лесным тропам.   

 Ульянка  первая красавица в общине  была, глаза как зеркала, заглянешь, а под ресницами густыми  и длинными  синь небесную увидишь. Коса русая ниже пояса, а умница, не обидел  Исус  умом  и смекалкой. Расторопная и работящая, а рукодельница дара редкого.  За,  её расписными платками всегда очередь становилась. Так баска она их вывязывала, а кайму вплетала, только по своему,  ей знамаву  рецепту. Многие к ней  в женихи набивались, и видные и богатые,  да не променяет она своего суженного Еремея ни на купца ни на царя.
 
 Долго Ульяна  уговаривала батюшку не отправлять её в самый дальний скит. Но батенька даже слухать не хотел.  Жёсткого нрава был Демид, чтобы всё всегда было, как он казал, и не как иначе. Спорить ни ни , а то вожжами промеж спины легко перепасть могёт. Валялась Уля  и в ногах у маменьки, но наказ был один поедешь, от греха подальше. Маменька была ниже травы, тише воды. Любое батюшкино поручение выполняла с большой охотой. Тоже опасалась его крутого нрава. Да и не принято у староверов мужу перечить.
-Маменька, от какого греха?
-Мы с ним даже за руку не прошлись, просто гуляли, о  жизни ворковали.
-Ты же знаешь что он пришлый,- молвила матушка.
-Пришлый,  тоже  могут   нашу старую веру принять. И жениться на девице из нашего рода  им не возбраняется.
-Не спорь с матерью.
-Вот от греха и увезёт тебя батька, далече глядишь пройдёт год, другой и забудешь его. А мы тутася тебе нового  жениха сыщем.

 Маменька не губи родная! Пожалей,  кровинушку  грешную! Не мила мне жизнь  аки нет, суженного. На погибель мою повезёте меня, не выдержу я без любимого.
 -А ну замолчь  девка! Как отец скажет, так и будет, и не перечь, а то до поездки в яме  просидишь. А ты мать от греха быстрей сбери её, пока Еремей с ярмарки не возвернулся.

 Вся община наблюдала эту картину. Кто-то жалостливо сочувствовал, близкая подруженька Дуняша слезами изошла, кто – то, наоборот,    радовался чужому горю.
-Ульянка с Еремеем почитай с мальства  вместе, как ниточка с иголочкой друг за другом. Куда одна  туда и другой бегёт. Только вот Ульянкины родители сторонились такой дружбы, пока детки были  малые,  ешо терпели, а когда начали женихаться, тут прямо на дыбы и встали. Нет и весь сказ.

 Ни кто в деревне не мог понять, чем им Еремей не угодил. Парень видный, чернявый только как смоль, всё в его руках горит. И лошадь подкуёт, и силой Исус не обидел, косая сажень в плечах, и охотник бравый  враз, белке в глаз попадает. Вот только говорят пришлый он. Ведунье в лесную сторожку мальцом  подкинули. Так он у неё и прижился. Тайна какая-то имеется в его рождении, но об этом только ведунья и знает, но под клятвой смерти ни кому не скажет. Отговаривается, что время еще не пришло. А когда придёт только ей одной это и ведомо.