Вспышка

Эль Ка 3
               
Что было, то в Лету кануло,
следы заметут метели,
когда старики и ангелы
склонятся у колыбели
с надеждой на милосердие
во веки веков отныне,
распятие и бессмертие
приносят в одной корзине.*

***

Не люблю ноябрь. Весь он чёрный и беззвучный. Почти беззвучный. Птиц не слышно. Нет, звуки конечно есть, но в основном такие...мокрые. И прежде всего дождь выводит соло и выдаёт он мелодии свои, как умеет. То как стук пишущей машинки, то сипло захлёбывается рыданиями, когда злясь и нервничая кидает в оконное стекло пригоршни ледяной воды, то заунывно подвывает, то монотонно шепчет молитву злобному ветру. Солнце виновато прячется, филонит и не показывает своё личико, закутавшись в облака. Почивая отъезжает в своей карете за горизонт. Эх, Гюльчатай! Гюльчатай...
Поскорее бы выпал снег. Что-то этот чёрный квадрат ноября слишком давит. Жестокий поглотитель энергии.
А белый снег это белый свет, белый цвет и вся радуга в нём, особенно если солнце лучами коснётся  - и засверкает снег как стенгазета школьная, обсыпанная осколками битых ёлочных игрушек.
 

Возможно в этом году, когда лето растянулось и отодвинуло осень почти на месяц, это белое сияние оказалось неожиданным, но, без сомнения, очень приятным. Не случилось мерзкого слякотного ноября. А огненно-рыжая осень лёгким движением накинула шаль из снегов на город и радуется. И нас радует. И сразу настроение искрящееся. И от искр - радость.
Вот под этим белым покровом уже и декабрь пробежал декаду, а это значит скоро зимнее солнцестояние, Новый год и Рождество.
Рождество… Ну вот вспомнила про Рождество и про недописанное "Факсимиле", а там в черновиках столько было заметок и реперных крючочков. Впрочем, кто мне мешает об одном из них написать сейчас? Пока волшебство ещё не пришло?


***
Однажды... во время моей персональной выставки позвонила Светлана -одна из  добрых молодых знакомых. Не знаю, как так получилось, но после  тридцати у меня в приятельницах стали появляться женщины намного моложе меня. И в какой-то момент получилось, что они все оказались ровесницами моих детей. С тех пор этот поколенческий разрыв так и держится. Я их не выбираю.:) Они сами приходят. Правда.

Буквально недавно - в сентябре - отдыхала на скамейке в парке, рядом присела девушка в белом воздушном платье миди и чёрных берцах (ах, мои любимые грубые берцы!), сделала  комплимент по поводу моих украшений, разговорились. И как-то само собой разговор перешёл на музыку, на академическую классику, на старый добрый рок, и на современную и не очень. Поговорили о джазе. А джаз для меня прежде всего это саксофон и значит…
В общем беседа получилась интересная, вспомнили и Луи Армстронга с Эллой Фицджеральд, Дюка Эллингтона, Чарли Паркера, Бенни Гудмена, ну а так как я человек советской эпохи, то конечно не обошли и нашего Игоря Бутмана, без этого саксофониста не состоялись бы многие фестивали у нас. Вечерело и, как обычно осенью с заходом солнца, резко похолодало. Я уже поёживаться стала, а девушка всё меня не отпускает, и несмотря на взаимный интерес, попрощаться всё же пришлось. Но я не о музыке сейчас. А об эмпатии или о волшебстве милосердия.
***

Вернусь к Светлане. В 90-е меня с ней познакомила одна журналистка, тогда начинающая писательница-сказочница. Света работала продавцом в сувенирной лавке, контакт состоялся и мы сотрудничали много лет, и конечно любили посекретничать о своём, о девичьем. Сложности в воспитании со старшим сыном сподвигли Свету  выучиться на психолога, а потом и уйти из торговли. Несмотря на прервавшиеся деловые отношения приятельские мы сохранили. Света стала работать в интернате с особенными детками. В подробности она не вдавалась, я знала только то, что это младший школьный возраст. Видеться мы стали редко, но конечно созванивались. И вот Света позвонила и попросила провести экскурсию с её воспитанниками по моей выставке.
*

За окном шумела и плескалась нежной зеленью весна, чирикали воробьи, распевали брачные песни вернувшиеся из Африки птицы. Жизнь звенела, щёлкала и стрекотала, а я, согласившись на проведение экскурсии, составляла план - на что обратить внимание - тут ангелочки, тут цветуёчки, тут архитектурная графика из путешествий. Путешествий … во времени и бесконечности бытия.
Накануне экскурсии Светлана ещё раз позвонила: " Вы не бойтесь, Любовь Васильевна, они хорошие у меня и группа небольшая". А я в то время вела изостудию с детьми именно 7-9 лет, так что Света не сомневалась во мне.
В назначенный час она привезла их на выставку. Десять ребят.


Надо сказать, что раньше я никогда близко не сталкивалась с детьми с ограниченными возможностями, может быть потому что в обществе вообще игнорировались люди с особенностями интеллектуального развития.



И первый шок я испытала, когда вышла в фойе встречать группу. Потому что я никак не ожидала увидеть детей, которые были выше меня на голову, не все конечно, только трое, но и остальные никак на младших школьников не тянули... Ну что ж, дух перевела и вперёд! Всё равно ж дети. Слушали внимательно, вопросов они не задавали, руками ничего не трогали, а потрогать, особенно барельефы им очень хотелось - буквально носами упирались, разглядывая мелкую пластику, но Света их строила шёпотом.
В заключительной части экспозиции у меня висели работы на библейские сюжеты. И тут мы застряли надолго. Вроде бы не хотела усложнять свой монолог, но работы были скомпонованы не по хронологии библейской, а по цвету и размеру, и в середине - “Рождество”. Открытый неподдельный интерес этих деток меня взволновал так, что я забыла про их возраст и особенности развития, про то, что за  стенами бушует весна. В моей голове искрился снег, мело, как только может зимой мести…. Что называется Любовь Васильевна села на своего конька.  Нет, конечно весь "Рождественский цикл" Бродского я им не прочитала. Только три стихотворения, соответствовавшие моим работам. Ах, как они слушали!

Младенец, Мария, Иосиф, цари,
скотина, верблюды, их поводыри,
в овчине до пят пастухи-исполины
- все стало набором игрушек из глины.
В усыпанном блестками ватном снегу
пылает костер. И потрогать фольгу
звезды пальцем хочется; собственно, всеми
пятью - как младенцу тогда в Вифлееме.**

Я закончила, а они окружили меня и не отпускают. То, что после занятий "мои детки" иногда позволяли себе обнимашки, меня никогда не смущало, маленькие котятки всегда котятки. А тут тактильный контакт потребовался физически большим детям. Это было моим вторым потрясением. Им так важно было подержать меня руку, заглянуть в глаза и попытаться поблагодарить. Света им помогала высказать мысль. А они всё трогали и гладили мои руки. Я старалась ответить каждому.
 Вот поди ж ты, прошло 12 лет, а я помню, как будто вчера было. От них такая тёплая энергетика шла. Волна радости.

В самом начале текста, где я писала о реперных крючках, я не написала самого слова-маячка, а оно стояло - МИЛОСЕРДИЕ. - Именно об этом мне и хотелось написать в преддверии Рождества.. О сопереживании, не о жалости, а о радости и милости.


***

Ну и добавлю наверно самое главное. Чего уж тут, сентиментальная стала… ужас. Что-то прочитаю, растрогаюсь, слёзы бегут, не остановить. Вот попалось в ленте новостей видео - музыкант Ярослав Дронов (SHAMAN) впервые в рамках своего сольного тура сделал исключение в Красноярске и исполнил свою чудесную песню "Моя Россия" с детьми из инклюзивной вокальной студии "Право на счастье". Зрительный зал встал и со слезами на глазах аплодировал исполнителям. Показали нам и кадры репетиции, и кадры перед самим выступлением,и после концерта. Как тянутся к Артисту дети! Как он внимателен и нежен с ними, со всеми, не только с детьми, которые находятся в непростой жизненной ситуации. Да, это дети с ограниченными возможностями, но от нас и нашего отношения к ним так много зависит.

 А Ярослава дети обожают, они чувствуют его чистую вдохновляющую энергию любви.


Возможно не будь такого предрождественского ослепительного дня, не посмотри я  выступление SHAMANа с детьми, я и не вспомнила бы случай на моей выставке. Произошла моментальная вспышка и так... потянулась ниточка к деткам, к Светлане,
к старикам и ангелам, склонившимся у колыбели с надеждой на милосердие.






*отрывок из стихотворения Владимира Скобцова В ту пору, когда всё напрасное 

**отрывок из стихотворения И. Бродского  Presepio.


фото выступления Ярослава Дронова (SHAMAN) в Красноярске с детьми из инклюзивной вокальной студии "Право на счастье".