Есенин и колонии

Николай Рукмитд-Дмитрук
Крупская невзлюбила педагога Макаренко
Русская семерка

Его обвиняли в увлечении дореволюционной педагогикой, авторитаризме, жестокости и даже рукоприкладстве. Его систему называли «несоветской», а самому педагогу даже грозил арест. Основатель советской школы – супруга Ленина Надежда Крупская жестко критиковала его, мол, не место такой политике воспитания в советской системе.


И все же в 1988 году Антон Макаренко был признан ЮНЕСКО величайшим педагогом мира. А педагогические принципы Крупской, во главе которых ставилось служение коммунизму, сейчас считаются как минимум обузой прошлого...



Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей
Кудимов А.Ф., НИИ МВД, подполковник.

Борьба с преступностью несовершеннолетних - дело исключительной государственной важности и всегда представляло одну из острых социальных проблем, решавшихся по-разному в различные исторические периоды.

В дореволюционной России осужденные несовершеннолетние в большинстве своем отбывали наказание в тюрьмах, арестных домах, колониях и приютах часто совместно со взрослыми преступниками. Например, для арестных домов это было общим правилом, а в тюрьмах около 43% содержалось вместе со взрослыми. Пользовались обучением в арестных домах менее 3% несовершеннолетних <1>.

<1> См.: Люблинский И.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М., 1923. С. 46.
Рост преступности в царской России при отсутствии единой педагогической системы воспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей порождал неуверенность в целесообразности существования детских исправительных заведений. В них подростки нравственно портились больше, чем до осуждения.

С первых лет своего существования Советское государство начало проводить гуманную политику правовой и социальной защиты детства. Об этом свидетельствует изданный Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. "О комиссиях для несовершеннолетних", упразднявший суды и тюремное заключение для подростков. Все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, стали проводиться мероприятия по коренной реорганизации и созданию принципиально новых воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих в них уголовное наказание. Этим же Декретом исключалась уголовная ответственность несовершеннолетних до 17-летнего возраста.

В то же время почти все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривались в комиссиях по делам несовершеннолетних, которые определяли им различные меры наказания, но, как правило, не связанные с лишением свободы. И только в исключительных случаях комиссии передавали дела в народные суды. Но необходимо отметить, что комиссии этим не злоупотребляли, о чем свидетельствуют их отчеты. Так, например, за период с октября 1922 г. по февраль 1923 г. в суд было направлено в среднем 10% всех дел несовершеннолетних правонарушителей <2>.

<2> ЦГАОР. Ф. 1575. Оп. 6. Ед. хр. 169. Л. 50.
Через суд проходили, как правило, дела о несовершеннолетних правонарушителях-рецидивистах или совершивших тяжкие преступления, слабо поддающихся мерам медико-педагогического характера. За кражу и другие преступления против собственности осуждалось 83 процента всех несовершеннолетних (для взрослых этот процент был иным: 22,3 процента - для мужчин, 64,5 процента - для женщин). В отчете управления местами заключения НКВД за 1922 г. называется количество заключенных несовершеннолетних 1200 человек <3>.

<3> См.: Люблинский И.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М., 1923. С. 31.
Такие несовершеннолетние направлялись в закрытые воспитательные учреждения системы НКЮ - реформатории и земледельческие колонии, предусмотренные Временной инструкцией "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового".

Первый реформаторий был открыт в Москве в декабре 1918 г. Здесь содержались лица в основном 18-летнего возраста и как исключение - до 21 года. Срок пребывания в реформатории определен не был. Суды выносили неопределенные приговоры, и в дальнейшем судьбу воспитанника коллегиально решало правление учреждения.

Организаторы реформаториев ставили перед собой задачу: "Изъять из тюрьмы молодых людей в возрасте от 17 до 21 года и поместить последних в учебно-воспитательное заведение в целях обучения, воспитания и подготовки их к трудовой жизни путем преподавания практических знаний и путем расширения общего их интеллектуального развития" <4>.

<4> Материалы НКЮ. Вып. 8. 1920. С. 71.
Одной из особенностей правового регулирования деятельности мест лишения свободы в 20-е гг. являлось широкое нормотворчество местных органов власти. Так, например, в 1918 г. съездом комиссаров юстиции Сибири, Урала и Туркестана было принято региональное Положение о колониях для несовершеннолетних, содеявших преступное деяние. Таким образом, в ряде мест наряду с реформаториями открывались и колонии для несовершеннолетних правонарушителей.

Однако к концу 1919 г. реформатории стали закрываться. В основном из-за тяжелых экономических условий в стране и отсутствия педагогических кадров.

Рост подростковой преступности и изменение ее в сторону увеличения процента наиболее общественно опасных преступлений побудили законодателя ограничить применение к несовершеннолетним медико-педагогических мер и стать на путь передачи дел о "неподдающихся" подростках на рассмотрение судебных органов. Так, СНК РСФСР принял Декрет от 4 марта 1920 г. "О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях". В нем говорилось: "...если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, дело передается комиссией в народный суд" <5>. Таких подростков по решению суда помещали в трудовые дома.

<5> СУ. 1920. N 13.
В 1921 г. было принято Положение о трудовых домах для несовершеннолетних. В § 1 указывалось: "Цель помещения несовершеннолетних в труддом - обучить их квалифицированным видам труда, привить им нравственные устои, развить в них высшие духовные интересы, расширить их умственный горизонт путем общего и профессионального образования и создать из них самодеятельных и сознающих свои права и обязанности граждан Советской республики, а также дать им физическое воспитание и оздоровление их посредством гимнастики, спорта и гигиены тела". В этих целях в трудовых домах функционировали общеобразовательные школы и учебно-производственные мастерские. Воспитанники делились на категории в соответствии со степенью нравственно-педагогической запущенности, возрастом. Кроме того, из воспитанников формировали группы по 10 - 20 человек, каждая из которых находилась в ведении двух воспитателей, выполнявших свои обязанности поочередно.

Содержание несовершеннолетних в трудовом доме продолжалось до истечения назначенного судебным приговором срока, а в случае необходимости - до исправления, но не дольше достижения ими 20-летнего возраста <6>.

<6> СУ. 1920. N 13.
В 1922 г. в ведении ГУМЗ НКВД РСФСР <7> находилось четыре трудовых дома для несовершеннолетних (в Москве, Петрограде, Саратове и Иркутске) с общим лимитом 531 место. В этой связи в отчете ГУМЗ НКВД РСФСР за 1922 г. говорилось: "Дело принудительного воспитания несовершеннолетних правонарушителей пока еще также не стоит на должной высоте, т.к. большинство несовершеннолетних заключенных за недостатком специальных учреждений (трудовых домов) находится в особых отделениях исправдомов в условиях, не удовлетворяющих тем задачам, какие ставятся специальным учреждениям по перевоспитанию подростков" <8>.

<7> В 1922 г. все места лишения свободы из НКЮ перешли в ведение НКВД (см.: Постановление НКЮ и НКВД от 12 октября 1922 г. // Еженедельник советской юстиции. 1922. С. 37 - 38).
<8> Пенитенциарное дело в 1922 г. Изд. ГУМЗ НКВД РСФСР. С. 7, 19.
В 1925 - 1926 гг. на территории РСФСР числилось уже 9 труддомов: 7 - с числом штатных мест 946 для несовершеннолетних в возрасте 14 - 16 лет, а 2 - для молодежи в возрасте 16 - 20 лет (такое деление труддомов произошло в 1924 г.).

В основе исправления и перевоспитания несовершеннолетних в трудовых домах должен был лежать труд, трудовое воспитание подростков. Однако в тех условиях, в которых они работали, труддома оказались не в состоянии обеспечить надлежащее трудовое воспитание правонарушителей. Мелкое производство труддомов давало воспитанникам лишь элементарные трудовые навыки, готовя из них кустарей. Возникла необходимость реорганизации труддомов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1930 г. начался этот процесс.

При реорганизации трудовых домов широко был использован опыт работы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей системы Наркомпроса, и особенно трудовых коммун ОГПУ (например, таких как трудовая коммуна на ст. Болшево Московской области, трудовая коммуна имени Ф.Э. Дзержинского, которой руководил А.С. Макаренко).

К марту 1931 г. по существу была закончена работа по перестройке всех трудовых домов в школы ФЗУ НКЮ <9>.

<9> В декабре 1930 г. все места лишения свободы были переданы из НКВД в ведение НКЮ.
В школы ФЗУ НКЮ помещались несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 15 до 18 лет на основании приговоров суда, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, постановлений других уполномоченных на то органов. Для дифференцированной организации процесса исправления и перевоспитания различных категорий правонарушителей Положение предусматривало несколько видов школ ФЗУ НКЮ: закрытые, полуоткрытые, открытые.

Работа школ ФЗУ строилась в органической связи со всей общественно-политической жизнью страны. Непосредственная связь с промышленными предприятиями, с коллективами трудящихся позволяла лучше осуществлять трудовое воспитание. Шефство рабочих коллективов, участие комсомола в работе школ как по линии культурного шефства, так и путем выделения лучших молодых рабочих на постоянную работу в школы и другие формы участия общественности в деятельности школ ФЗУ НКЮ помогали успешно решать их задачи.

Фабрики и заводы заключали со школами ФЗУ специальные договоры о подготовке высококвалифицированных рабочих требуемых специальностей. Уже в 1931 г. из них было выпущено 500 молодых рабочих. По окончании школы ФЗУ бывшие правонарушители сразу попадали в здоровую среду заводских рабочих. Курс обучения в школах ФЗУ устанавливался в 2 - 2,5 года. Помимо занятий в школе подростки ежедневно работали на производстве от 4 до 6 часов, с учетом их возраста и состояния здоровья. В школах ФЗУ с сельскохозяйственным уклоном подростки приобретали профессии механиков, животноводов, садоводов, полеводов.

Школы ФЗУ получили всеобщее признание, они довольно быстро и повсеместно открывались. Так, в 1934 г. в РСФСР их было 19, в УССР - 5, в БССР - 2 <10>. Однако в связи с принятием Закона от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних", который устанавливал уголовную ответственность несовершеннолетних за определенную категорию преступлений с 12-летнего возраста, судебная практика пошла по линии более широкого применения к ним уголовного наказания, особенно лишения свободы. Возникла необходимость в расширении сети специальных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Между тем дальнейшее расширение сети школ ФЗУ было связано с большими трудностями, так как по своему характеру они требовали высокой технической оснащенности и высококвалифицированных кадров специалистов. Встал вопрос о новом типе учреждений, которые можно было бы открыть во всех областях и республиках, и в которых можно было бы содержать большее число осужденных.

<10> См.: От тюрем к воспитательным учреждениям. М., 1934. С. 340.
Постановление СНК СССР от 31 мая 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" установило типы учреждений для несовершеннолетних правонарушителей, это: изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители.

До 1935 г. несовершеннолетние правонарушители содержались в воспитательно-исправительных учреждениях различных типов: специальных детских домах, школах-коммунах, находившихся в ведении органов просвещения; трудовых домах и школах ФЗО особого типа в системе органов юстиции; трудовых коммунах и колониях в системе органов внутренних дел.

В этом же году было принято Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних.

До 1935 г. деятельность исправительных учреждений регламентировалась исправительным законодательством (ИТК РСФСР 1924 года и ИТК РСФСР 1933 г.).

Согласно этому положению в трудовых колониях содержались несовершеннолетние преступники в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные в возрасте от 14 до 16 лет (п. 1). Несовершеннолетние же старшего возраста (16 - 18 лет), осужденные к лишению свободы, подлежали направлению в общие места заключения для взрослых преступников. Такая практика продолжалась до 1948 г. (с перерывом с 1940 по 1942 г., когда в эти колонии направлялись все правонарушители в возрасте до 18 лет, подвергнутые лишению свободы).

Срок содержания в колонии не всегда зависел от срока, назначенного судебным приговором. Пребывание в этих колониях осужденных определялось не столько сроками наказания по приговору, сколько фактическим достижением цели перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя и обучения его определенной рабочей специальности. Поэтому практиковалось оставление несовершеннолетних в колонии до тех пор, пока они не будут подготовлены к самостоятельной трудовой жизни и не возникнет уверенность, что они не вернутся на путь преступлений.

Для руководства трудовыми колониями в системе НКВД был создан в 1935 г. отдел трудовых колоний.

В период Великой Отечественной войны СНК СССР 15 июня 1943 г. издал Постановление "Об усилении борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством".

Их создание позволило более дифференцированно организовать содержание и воспитание разных категорий несовершеннолетних правонарушителей, способствовало улучшению деятельности трудовых колоний для несовершеннолетних, куда стали определять лишь несовершеннолетних, лишенных свободы по приговорам суда. В 1948 г. в трудовые колонии направляли всех несовершеннолетних до 18-летнего возраста, осужденных к лишению свободы.

В 1956 г. были разработаны и приняты новые положения о детских трудовых колониях и детских воспитательных колониях. Трудовые колонии являлись исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В трудовые колонии со строгим режимом направлялись несовершеннолетние, которые злостно нарушали режим или совершали преступления в местах лишения свободы.

Деятельность детских приемников-распределителей, детских воспитательных и трудовых колоний регламентировалась Положением о них, которое утверждалось НКВД - МВД СССР. В 1968 г. оно было впервые утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР, и ему был придан законодательный характер (Указ ПВС от 3 июля 1968 г.).

Таким образом, была создана стройная система управления воспитательно-трудовыми колониями для несовершеннолетних.

Образование такой системы сделало руководство этими учреждениями более оперативным, обеспечило условия для непосредственного контакта с управляемыми объектами, повысило ответственность за состояние дел в этих учреждениях, позволило сосредоточить внимание на наиболее важных проблемах, более правильно организовать процесс исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, придать этому процессу большую психолого-педагогическую направленность.

Вся деятельность колоний основывалась на идее гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного воздействия.

В колониях были созданы учебно-производственные мастерские, профессионально-технические училища, средние образовательные школы, необходимые условия для проведения политико-воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

Они были открытыми учреждениями для посещения общественностью, шефами, родителями. В колониях были созданы попечительские советы и родительские комитеты. Ежегодно проводились общественные смотры, родительские конференции, совместные вечера отдыха воспитанников с шефами, спортивные соревнования, в том числе и за пределами колонии. Воспитанники выезжали на экскурсии, с концертами, с докладами рапортов о трудовых делах в другие колонии, принимали участие в оказании помощи совхозам и колхозам в посевной и уборочной кампании, работали на подсобном хозяйстве колонии по уходу за животными. Воспитанникам, успешно окончившим среднюю школу, твердо вставшим на путь исправления, разрешалось обучение на заочных отделениях в институтах и техникумах, выдавались золотые и серебряные медали. Хорошо было развито самоуправление воспитанников, детская символика.

Воспитательная работа с воспитанниками строилась на глубоком изучении и творческом использовании наследия А. Макаренко, достижений педагогической, психологической, криминологической и других наук. Именно в этот период в колониях был накоплен значительный потенциал интересных и содержательных форм воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями, которые заслуживают изучения и использования в современных ВК.

В июле 1969 г. в связи с принятием Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик воспитательно-трудовые колонии вошли в систему исправительно-трудовых учреждений. Отдел ВТК МВД СССР был лишен самостоятельности и стал в рамках ГУИТУ МВД СССР на правах структурного отдела. Из его ведения были изъяты такие важные для деятельности ВТК функции, как производственная и планово-финансовая деятельность, материально-техническое обеспечение, вопросы капитального строительства, оперативная работа и др. Эти функции были переданы в ведение других отделов Главка, интересы которых нередко обусловливали иной подход к решению того или иного общего для ВТК и ИТК вопроса.

Ликвидированы были соответствующие отделы (отделения) по руководству воспитательно-трудовыми колониями и в МВД - УВД.

Практика деятельности воспитательных колоний за период после их включения в общую уголовно-исполнительную систему показала, что такая структура управления исправительными учреждениями для несовершеннолетних страдала серьезными изъянами и не обеспечивала выполнение стоящих перед ними задач по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей.

Многие воспитательные колонии стали напоминать учреждения для взрослых, откуда были перенесены в их деятельности многие формы и методы работы. Произошло выхолащивание педагогической сути работы этих учреждений. Приоритет стал отдаваться производственной деятельности и ее результатам, которая отодвинула личность несовершеннолетнего на второй план. Эффективность работы воспитательно-трудовых колоний резко снизилась.

Такое положение сложилось в ВТК потому, что при существовавшей структуре управления они превратились во второстепенные учреждения, своего рода пасынков, которым всегда все доставалось в последнюю очередь - деньги, фонды, кадры и т.п. На местах их деятельность замыкалась на одном - двух инспекторах, многие из которых работу этих учреждений знали слабо. Что касается отделов и служб УИТУ, ОИТУ МВД, УВД, то они, как правило, "руководили" соответствующими линиями работы ВТК без учета их специфических особенностей, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, что крайне отрицательно сказывалось на их деятельности.

Влияние ОВТК ГУИД на эти отделы было опосредованным, поскольку они ему не были подчинены. Вследствие этих и других причин он не в состоянии был обеспечить высокий организационный и идейный уровень руководства деятельностью воспитательно-трудовыми колониями, оказания конкретной методической помощи их работникам.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение системы Министерства юстиции Российской Федерации" отдел воспитательных колоний в составе ГУИН также перешел в ведение Минюста России. При пересмотре структуры Главка его численность определена в количестве шести сотрудников. В результате своей малочисленности отдел не в состоянии обеспечить в полном объеме руководство и контроль над этими воспитательными учреждениями.

Следовательно, проблема управления воспитательными колониями является и на сегодня одной из самых злободневных, требует своего творческого переосмысления, с тем чтобы сделать ее более оптимальной и действенной. Речь, однако, должна идти не о проведении каких-либо волевых преобразований: история учит нас, насколько чревата негативными последствиями поспешная, порой ничем не обоснованная перестройка управления в той или иной отрасли хозяйствования. Но имеется твердое убеждение, что с учетом сложившегося положительного опыта систему управления деятельностью воспитательных колоний следует унифицировать и сделать более мобильной и эффективной.

На наш взгляд, суть перестройки работы ВК состоит в том, чтобы целенаправленная воспитательная работа и обучение в них приобрели доминирующее положение:

производство, режим, оперативно-розыскная деятельность должны быть подчинены этой главной задаче. Разумеется, производственные аспекты ни в коем случае не должны игнорироваться, поскольку перевоспитание происходит и в труде;
раскрепощение отношений с осужденными, изменение сути этих отношений, переход из системы бездумного подчинения в систему сотрудничества и взаимного доверия, преодоление отчуждения от позитивной среды и ценностей общества, в том числе закрепленных в законе. Личность осужденного должна быть в центре внимания;
чрезвычайно важно обеспечить открытость ВК, гласность в их деятельности и постоянное участие в ней общественности и общественных организаций в качестве стабильных факторов развития этих учреждений;
гуманизация исполнения наказания должна сочетаться с созданием оптимальных условий его отбывания на основе дифференциации осужденных не по признакам их пригодности к тому или иному виду труда, а с учетом их нравственной запущенности, общественной опасности, степени исправления и перевоспитания;
создание в ВК психологической службы, роль которой не может быть сведена к отдельным консультациям. Она обязана будет принимать участие в планировании и осуществлении воспитательной и индивидуальной работы с конкретными осужденными, с их участием должны составляться планы такой работы и вноситься в них изменения, разработка критериев оценки деятельности ВК;
обеспечение постпенитенциарной опеки и помощи освобожденным от наказания, поскольку возможность повторных преступлений зависит не только от эффективности деятельности работы ВК, но и от всех субъективных и объективных трудностей, с которыми сталкивается освобожденный по выходе на свободу;
создание в составе ГУИН Минюста России полноценного отдела ВК, способного обеспечить действенный контроль и руководство воспитательно-трудовыми колониями, оказание им конкретной методической и практической помощи, что, несомненно, положительно скажется на эффективности деятельности этих учреждений.