Отменили занятия

Юрий Михеев 2
               

                Посвящаю моей
                первой учительнице
                Татьяне Васильевне Пушкарёвой


Зимнее утро.  Родители ушли на работу. Уходя, мама сказала: «Слушай радио, если отменят занятия, сиди дома, поддерживай в печке огонь, обед разогреешь».
Но радио молчало. Что делать мне, второкласснику? Решил собираться в школу,  ведь там интереснее, чем быть дома одному. Надел маленький зипун, стёганые штаны,  кроличью шапку, валенки и меховые варежки, повязал спереди шарф.  Вышел из дома в темноту и почувствовал обжигающий холод, нос сразу укутал в шарф и пошёл в школу.
Сельская дорога после снегопада была труднопроходимой. Старался идти по чьим-то следам в снегу, но это были шаги взрослого человека и мне приходилось  торить путь. Было очень холодно и встречный ветер бросал снег мне в глаза и на веках образовались сосульки.
Подходя по неосвещенной улице к нашей старой школе, которую построили сельским миром ещё в 19 веке, увидел свет в оконном проёме. Обмёл веником валенки, зашёл в коридор, снял верхнюю одежду, повесил её на крюк на стене и зашёл в класс, а там никого. Сел за свою парту, достал принадлежности и стал ждать.
 Хлопнула входная дверь и зашла наша учительница Татьяна Васильевна с охапкой дров, которые она положила у печи.
 Я вышел навстречу и поздоровался.
- Здравствуй, Юра! Разве ты не знал, что занятия отменили?
- У нас радио не работает, Татьяна Васильевна!
- Понятно, подождём, может и другие придут.
Она открыла заслонку и подбросила в печь несколько поленьев.
- Юра, твоя мама сказала, что ты любишь читать стихи и даже сам пишешь?
- Ну так, иногда.
- Прочтёшь?
- Пушкин писал лучше, Татьяна Васильевна, - буркнул я.
- Но стихи Пушкина мы читали, а вот твои нет.
- Хорошо, прочту, - и я забубнил: «Кошка, кошка, у ворот поджидает тебя кот. Ждёт он, дожидается, а позвать стесняется».
- А, знаешь, ты сочинил хороший стишок! Ты продолжай сочинять.
- Спасибо, Татьяна Васильевна! А вы тоже сочиняете?
- В юности сочиняла, а теперь ваши сочинения читаю и оцениваю, - улыбнувшись, сказала она.
- Оценивать очень трудно, - тихо сказал я.
- Сейчас поставлю самовар и мы будем пить чай, - сказала учительница.
Я оделся, вышел во двор и увидел её следы в дровяник по сугробам.  Взял лопату и стал разгребать снег к дровянику. Снег был свежевыпавший и мне это удалось сделать. Я взял поленья, сколько смог, занёс их и положил у печи.
- Юра, чай готов, подходи.
Только это она сказала, как открылась дверь и морозный воздух ворвался с улицы, а с ним и моя одноклассница Ира.
- Здравствуйте, - обратилась она к нам.
Поздоровались и мы.
- Ира, ты тоже не знала, что отменили занятия?
- Мы с бабушкой слушали, но радио молчало, может провода замёрзли.
- Раздевайся, проходи, будем пить чай.
Мы уселись за стол у буфета, Татьяна Васильевна разлила чай по стаканам и достала маленькие пирожки.
- Это с сушёными черёмухой и клубникой, - сказала учительница:"Угощайтесь!"
И мы пили чай с пирожками, о как это было вкусно!
- Ира, ты хорошо рисуешь, а кем ты хочешь стать, когда вырастешь? - спросила наша учительница.
- Моя мама медсестра и я тоже хочу лечить людей.
- Похвально, Ира! А ты, Юра?
- Хочу, как мой папа, стать инженером и придумывать новые изделия.
- Молодцы! А что вы сейчас читаете?
- Я читаю сказку «Царевна-лягушка»,- сказала Ира.
- Справочник машиностроителя, - выпалил я.
- Понятно и хорошо, что читаете, - задумчиво произнесла Татьяна Васильевна и спросила: «А стихи Сергея Есенина читали?»
- Нет! - ответили мы с Ирой.
- Дети, я прочту стихотворение Сергея Александровича Есенина.
И мы услышали: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...».
 Мы с Ирой, как зачарованные, слушали и смотрели на свою учительницу, которая  почему-то взволнованно рассказывала это стихотворение.
- А мы будем это учить? - спросила Ира.
- Нет, программой не предусмотрено, но вы можете прочитать сами. 
- А у вас есть стихи Есенина? - спросил я.
- Да и ты можешь их прочитать.
А потом мы разговаривали, о как это было душевно!
Было около полудня, когда мы собрались, закрыли школу и проводили Иру до её дома, потом зашли к Татьяне Васильевне и домой я принёс сборник стихов.
Когда родители пришли с работы в доме было уже натоплено, прибрано и на столе в тарелке лежали кусочки сотового мёда, что я достал из подпола.
- Как прошёл день? - спросила мама.
- Чудесно! - ответил я.
- Что читаешь? - спросил отец.
- Стихи Есенина, папа.
- Сынок, он самый народный поэт.
- Это как, папа?
- Его стихи близки и понятны русскому человеку.
- А для тебя, мама?
- Сын, стихи Сергея Есенина читают даже те, кто стихи не читал. Под его стихи пробуждается душа, она грустит, плачет и смеётся.
И она начала: «Белая берёза под моим окном», - а дальше мы продолжили все вместе: «Принакрылась снегом, точно серебром...».
Потом мы ужинали, пили чай с мёдом и говорили о поэзии Сергея Есенина.
Папа починил радиоприёмник и мы могли слушать сообщения для школьников.
Засыпая, я подумал, как будет хорошо, если завтра отменят занятия.
А я пойду в школу!

11.12.2023

P.S. У нас сейчас сильный мороз и мне вспомнилось то, что отразил выше. Теплота из детства, от тех людей, греет мне душу.