Героизм и трагедия

Олег Каминский
На снимке: Лейтенант Я. И. Крицев.

Представляя к очередной награде летчика 486-го истребительного авиационного полка ПВО младшего лейтенанта  Я. И. Крицева, командир полка майор Пелипец и начальник штаба полка майор Цветков, кроме обычных слов о самоотверженности летчика, проявленной в борьбе с немецкими захватчиками и его личной отваге, отметили также особенный эпизод из его боевой биографии:
 
«14.10.42 года во время патрулирования над участком ж/д ОСТАШКОВ-СОБЛАГО встретил одного ДО-215, произвел по нему две атаки на высоте 150-200 метро и боясь, чтобы противник не ушел в облака нанес ему таранный удар по хвостовому оперению, самолет упал в районе ст. ПЕНО.
Свой самолет ЛАГГ-3 тов. КРИЦЕВ посадил на фюзеляж в районе деревни КАРПОВШИНА, самолет ЛАГГ-3 после ремонта в авиамастерских войдет в строй».

Да, действительно, было такое – и героизм, и таранный удар, и упавший самолет. Вот только в списках потерь вражеской авиации этот самолет не отмечен. Очень странно! В чем же дело?

Разгадка оказалось ужасающей. Дело в том, что под таранный удар попал свой же самолет Пе-2 из 2-го авиационного полка дальней разведки Главнокомандования Красной Армии. Самолет по ошибке был принят нашим летчиком за немецкий До-215, такой же двухкилевой самолет, как и Пе-2. А опознавательные красные звёзды летчик, судя по всему, не смог заметить.

В результате трагической ошибки экипаж нашего самолета, в составе командира звена старшего лейтенанта Ивана Эрастовича Гахария (награжден двумя орденами Красного Знамени), штурмана лейтенанта Александра Андреевича Мартынова и авиамеханика старшего сержанта Василия Васильевича Перехрамова, погиб на месте падения самолета.

Однако в то время об этом никто ещё не знал. Поэтому наградной документ на Я. И. Крицева был подписан вышестоящим начальством и 14 февраля 1943 года летчика наградили орденом Ленина. Продолжая воевать, командир звена лейтенант Крицев не вернулся с боевого задания в район Поныри 5 июля 1943 года. Позже выяснилось, что он попал в плен, из которого был освобожден в конце войны. В ноябре 1945 года он уволился в запас. Жил и работал в городе Фрунзе. Умер 18 апреля 1958 года. О своей трагической ошибке он, наверняка, так и не узнал.   

А безвестная могила экипажа Пе-2 была найдена в 2017 году поисковиками отряда «Истина». Летом того же года останки лётчиков были перезахоронены как неизвестные в братскую могилу деревни Слаутино Рунского с/п Пеновского района Тверской области. В следующем году на месте падения самолета нашли номер мотора 222-207, по которому смогли, наконец-то, идентифицировать погибших членов экипажа. 
 
Такая вот печальная история…