Пушкин о мести
И не ради чести
Просто такая мечта
Хочется по-человечески
кого-нибудь
Убить
А чо он...
И не фиг
Потому что
Творения Пушкина с местью:
Война (1821)
Война! Подъяты наконец,
Шумят знамена бранной чести!
Увижу кровь, увижу праздник мести;
Засвищет вкруг меня губительный свинец
Кинжал (1821)
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.
Все в жертву памяти твоей (1825)
Все в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
Мстительность (1826)
Пчела ужалила медведя в лоб.
Она за соты мстить обидчику желала;
Но что же? Умерла сама, лишившись жала.
Какой удел того, кто жаждет мести? — Гроб
«Тазит» (1829)
...Поди ты прочь — ты мне не сын,
Ты не чеченец — ты старуха,
Ты трус, ты раб, ты армянин!
Превосходно о мести в двух строках – стихах:
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
Жертвой на алтаре памяти о Неизвестной становятся всё и вся: лира, слезы, ревность, слава, изгнанье, мысли и в финале всего этого над жертвенником возвышается Месть. Она – бурная мечта ожесточенного страданья! То есть как только в памяти поэта в глуши изгнания воскресает некто N , то она яростно сжирает всё и остается одна жажда мести
Памяти …твоей. Не о тебе, а твоей памяти. То есть поэт готов бросить в топку всё свое достояние в изгнаии только за то одно, что он живет в чьей то памяти. И готов за это (такую ее память отказаться от бурной своей мечты, его сжирающей изнутри – от мести N/
П. А. Плетнев, близко знавший Пушкина и его творчество, писал, что «без биографии Пушкина, как без ключа, нельзя проникнуть в таинство самой поэзии» (см. Плетнев П. А. Соч. и переписка. СПб., 1885, Виноградов В. В. Стиль Пушкина. М., 1941)
На тему адресата мести С.М. Громбах писал в 1989-ом:
«… было бы художественной бестактностью искать биографический коррелят каждой пушкинской строки. У поэзии свои законы. Вместе с тем нельзя не отметить, что насколько все строки стихотворения «Все в жертву памяти твоей» упорно сопротивляются отнесению его к Воронцовой, настолько легко и естественно они выстраиваются при соотнесении его с Керн.»
Кто-то отнял у Пушкина N и наставил, загодя тренируя и готовя , ему рога . Судьба.
Месть у Пушкина выстраивается в цепочку: - деяние – справедливость – месть – возмездие
А его метафабула имеет формулу: встреча со злом - обаяние и сила зла – соблазн - деяние - возмездие
Отметим:
месть не предполагает дуэль, ибо последняя суть сатисфакция противников уравненных в правах и шансах перед Богом на поле ордалии :
«Дуэль — это не месть, а «сатисфакция» — удовлетворение за обиду. В дуэли оба противника в равной мере подвергаются опасности, «мщенье» же — это казнь, где может и должен погибнуть только один. Месть — в противоположность дуэли — исключает возможность примирения; это уничтожение врага, и не обязательно физическое, а скорее нравственное. Когда много лет спустя Пушкин снова жаждал мести, которая, по его словам, должна была быть «полной и совершенной», бросить его врага в грязь то речь шла совсем не о дуэли, а об ином способе мести — об уничтожении противника в общественном мнении.»
//см. Громбах С.М. Все в жертву памяти твоей – Временник Пушкинской комиссии / АН СССР.ОЛЯ.Пушкин.комис.— Л.: Наука.Ленингр.отд-ние, 1989.— Вып.23.— С.98—102//
И зависть (здоровую), и месть (даже обесточенную) Пушкин находил вполне нужными, оправданными и даже необходимыми и неизбежными в его концепте Порядка вещей