105 лет тренеру Анатолию Тарасову

Александр Щербаков 5
Девятикратный чемпион мира (1963 — 1971) и трехкратный олимпийский чемпион (1964, 1968, 1972) в тандеме с Аркадием Чернышевым. 18-кратный чемпион СССР с ЦСКА. Великий мотиватор, победитель по натуре, «отец русского хоккея». Все это — легендарный Анатолий Тарасов. И недавно мэтру исполнилось бы 105 лет.

В 1995-м Анатолий Владимирович скончался. Но его помнят. И как человека, убивавшего страх с помощью бросков по «голому» вратарю. И как художника, превращавшего игроков в фокусников. И как гения, создавшего уникальную методику. А его не менее легендарная дочь уверена, что лучше отца тренера нет. До сих пор.

О методах: «Шлема нет. Никакой маски. Сразу пропало желание уворачиваться!»
Александр Смолин, экс-нападающий ЦСКА 1960-х:
«Как-то в двусторонке я взял и от шайбы увернулся. Тарасов заметил. Сразу свисточек, игру останавливает. На меня указывает: «Молодой человек! Почему вы отворачиваетесь? Может, боитесь?». Так получилось, отвечаю. Тарасов глубоко вздохнул. Видимо, мои слова удручили его еще сильнее. Задумался — и вынес решение: «Так, Владик [Третьяк]! Снимай перчатки — отдавай молодому человеку…» Я напялил. Взял вратарскую клюшку. Шлема нет. Никакой маски. Тарасов ставит на синюю линию тех, кто с щелчком — Фирсова, еще кого-то: «Бросайте! А вы ловите — и попробуйте только отвернуться!» Сразу пропало желание уворачиваться! Если человек боится — как еще лечить? А то он и в игре отвернется!».

Роман Ротенберг, главный тренер СКА:
«Третьяк мне рассказывал, как Тарасов лично занимался подготовкой голкиперов. Однако тогда были другие времена. Я тоже готов заниматься этим, но понимаю, что сам не настолько хорошо в этом разбираюсь. Современный подход состоит в том, что мы делегируем полномочия. Если честно, в прошлом сезоне я полностью доверился тренерам вратарей, и в этом тоже полностью им доверяю».

Татьяна Тарасова, заслуженный тренер СССР по фигурному катанию:
«В чем величие отца? В том, что он видел хоккей будущего. Он же был великий. Он писал, знал эти упражнения. Иногда даже на мне какие-то упражнения летом проверял, видимо. Я не догадывалась, но давал какие-то упражнения, когда я занималась. Мне кажется, все знали, кто такой Тарасов. Но никто хорошего слова не сказал. И это было очень обидно, нам было до слез. Всегда его старались ущемить, наказать за какие-то его неординарные поступки».

О наследии: «Изучил методы и Тарасова, и сэра Алекса. Берем лучшее отовсюду»
Владимир Юрзинов, заслуженный тренер СССР и России:
«Ларионов пришел к тренерской профессии после 60 лет. Но вы учитывайте, что у него совершенно уникальный опыт игрока. Помимо всего прочего, у Игоря высокая человеческая культура, она позволяла ему изучать какие-то вещи, заимствовать опыт учителей. Он прошел школу Анатолия Тарасова, Виктора Тихонова, Скотти Боумэна. Такие подарки судьбы редко выпадают, их надо заслужить».

Роман Ротенберг (после победы СКА в «регулярке» 2022/23):
«Включая то, что я читал и изучил – и Тарасова методы, и сэра Алекса Фергюсона – мы берем лучшее отовсюду с точки зрения подготовки. Тарасов тренировал вообще всех, включая вратарей. Это очень серьезный подход. Нам удалось собрать этот пазл воедино, и за счет этой подготовки мы установили рекорды в регулярном чемпионате. Весь сезон шли на этом фундаменте».

Олег Матыцин, министр спорта РФ:
«Место хоккея в российском спорте, не побоюсь этого слова, основополагающее, прежде всего потому, что это командный вид спорта, а команда – это система. Но и, конечно, мы гордимся успехами отечественной школы хоккея, советской и российской, победами на Олимпийских играх, на чемпионатах мира. Поэтому важно эти ценности хранить, беречь, помнить о том фундаменте, который создан благодаря хоккейной школе Тарасова, школам Чернышева, Тихонова, Знарка, Юрзинова».

О воспитании: «Ну-ка, пропишите ему боевой листок!»
Александр Смолин:
«Прыгали с 10-метровой вышки! Тарасов заставлял! Хорошо, не настаивал, чтобы вниз головой сигали. Допускалось «солдатиком». Еще Рагулина освободил от этой экзекуции. А молодых гнал под потолок! Чтобы в ЦСКА кто-то решился отказаться? Невозможно представить! Или в зале штанги взгляд Тарасова вдруг на перила упал. Наверное, с метр высотой. Указывает: «Кульбиты через них! Покажите-ка нам, как умеете!» Вот там даже Рагулин не отвертелся».

Владислав Третьяк, легендарный советский вратарь:
«В жизни он мог воспитывать меня. Я первый раз в Швецию приехал – купил себе клетчатый, такой красивый пиджак. Модный был! И перстень себе купил – модно было, такой красивый перстень. Он меня увидал: «Это что за стиляга такой у нас появился?» И Ромишевскому – он у нас комсорг был: «Ну-ка пропишите ему боевой листок!» Нарисовали меня с этим перстнем, с галстуком каким-то петушиным. Мне так стыдно было – я больше пиджак этот не надевал».
«Конечно, боялся его, уважал. Я даже слова не мог сказать. Я начал хорошо играть, Озеров стал меня хвалить: вот появился молодой вратарь, 17-летний. А Тарасов мне все время замечания делает: это неправильно здесь было, неправильно здесь, неправильно здесь. Я говорю: «Почему вы мне все время замечания делаете?» А он знаете, что сказал? Он говорит: «Если я вам, молодой человек, делаю замечание – значит вы еще живой».

О тренерском гении: «Вы как артисты цирка. Шайба должна играть, а ноги – плясать»
Юрий Новиков, заслуженный тренер России:
«Артюхин сказал, что тренерское образование не нужно? Безусловно, Евгений – уважаемый игрок. Но учиться для того, чтобы тренером, надо. Чем ниже опустишься, тем больше узнаешь. Говорят, что великий Тарасов советовался с болельщицей Машей, которая ходила на все матчи ЦСКА, насчет состава. Как он говорил: «Тренер должен поработать в шахте». Он пообщается с детскими тренерами. Это очень важный социальный момент. Тренер – это разговорный жанр, он должен любить разговаривать, говорить так, чтобы его слушали».

Вячеслав Фетисов, двукратный олимпийский чемпион:
«Я в ЦСКА с 10 лет, благодарен Тарасову, который заложил во мне все то, что мне сегодня помогает быть успешным. Тарасов приходил к нам на собрания детско-юношеской спортивной школы, проводил с нами время, беседовал, приводил великих спортсменов, чтобы они могли с нами общаться. Приглашал родителей, чтобы они понимали смысл, воспитывал в нас честь флага, чувство локтя, товарищество. Говорил нам, что ваше преимущество не в вашем мастерстве, а в командном взаимодействии. Это все то, что, на самом деле, изучается до сих пор канадцами, американцами».

Владимир Плющев, заслуженный тренер России:
«Он разработал уникальную систему подготовки игроков, хоккеисты ЦСКА фактически превращались в фокусников на льду. Насколько помню, Тарасов говорил: «Вы должны быть как артисты цирка: у вас шайба должна играть, а ноги – плясать». Думаю, он предвидел, как будет развиваться хоккей, и создал такую базу, что многие поколения наших специалистов потом ее проедали, проедали и проедали. Но, к сожалению, не сумели внести что-то кардинально новое в эту игру. У Тарасова было чутье на игроков, это тренер от Бога, но и не без изъянов, конечно».

Татьяна Тарасова:
«Главное качество тренера? Профессионализм. Главное качество Тарасовой тренера кроме профессионализма? Терпение. Кого считаю лучшим тренером современности? Своего отца».

P.S: все комментарии про Анатолия Тарасова, упомянутые в статье — за 2023 год.
Автор Дмитрий Темников

Я увидел эту заметку в СМИ в день, когда великому тренеру Анатолию Владимировичу Тарасову исполнилось бы 105 лет. Хотя некоторые недоброжелатели пишут, что Тарасов сам себя назначил великим тренером, что заслуги других тренеров первого поколения не меньше, чем в Анатолия Владимировича. Но посмотрите, сколько титулов собрали команды при тренере Тарасове. У кого столько есть? А что он популяризировал хоккей и себя, правильно. Кто еще из хоккейных тренеров написал столько книг и пособий? Никто. Вот баскетбольный тренер Александр Гомельский писал о своей игре, и тоже привел сборную СССР к победе на Олимпиаде 1988 года. Это игроки любовно называли «папа». Тарасова так не называли, но благодаря ему рождались настоящие звезды хоккея.  Увы, нынешнее поколение тренеров ни в какое сравнение не идет с  Великим Тарасовым, отсюда и не побед на международной арене у наших хоккеистов.

На заставке фото заслуженного тренера СССР по фигурному катанию Татьяны Анатольевны Тарасовой с отцом, заслуженным тренером СССР по хоккею Анатолием Владимировичем Тарасовым. По числу золотых олимпийских наград их воспитанников этой семье Тарасовых нет равных.