О социальной справедливости и не только

Надежда Дьяченко
          В социальных сетях бытует мнение о том, что в советское время у нас народ был добрее,  честнее, мораль, нравственность на высоте, а социальная справедливость - постоянная забота советских властей. Не было бандитизма, коррупции, люди доверяли друг другу  и оставляли ключики под ковриком перед дверью. Квартиры давали бесплатно, медицина и образование - бесплатные. А пенсии такие что на одну можно было из Владивостока в Москву слетать! Причём, так пишут не только молодёжь, изучающая жизнь по роликам на Ютубе, но и люди, пожившие при советской власти. Наверное, у них так и было. Но у меня хорошая память и я решила вспомнить некоторые эпизоды из моей жизни и жизни моих знакомых, живущих в то прекрасное время.

1)  Про мораль и нравственность. Я учусь в девятом классе. Однажды в осенний день нас, старшеклассников, собрали во дворе школы на линейку. Повод - беременность десятиклассницы. Её выставили перед коллективом, отчитали, пристыдили и исключили из школы. Что творилось в интернате, котором я жила в этот год, у меня описано в миниатюре "Как Настя не стала плохой девочкой". Довелось мне в 1986 г. работать в поселковой средней школе. На уроки ходила десятиклассница, прикрывая портфелем растущий живот. Какая ей физика! Когда мой сын, первоклассник, пробегал в лаборантскую, оставляя мокрые следы от валеночек, девушка умилялась таким маленьким следкам. Слышала, что теперь рожают школьницы и продолжают учиться. Не знаю, правильно это или нет.

2) Не оценив весёлую интернатскую жизнь, я запросилась на квартиру. Жила у бабушки-пенсионерки в 1962-1963 гг. Пенсия - 12 рублей. За квартиру родители платили пять рублей и привозили продукты: мясо, молоко, овощи.  Бабушка мне готовила и питалась вместе со мной.  Пенсии бабе Лизе не хватало. Подспорьем был маленький огород и квартирантка, которая жила с ней в одной комнате. Другая комната служила кухней и прихожей одновременно.  Её избёнку собирались снести,  на этом месте построить мастерские для школы, а ей обещали однокомнатную квартиру со всеми удобствами. Ей не нужны были удобства, нужен был   огород! Бабушка страдала от своей нищеты. Рассказывала мне, что она с мужем жили в Тофаларии и работали в колхозе. Занимались охотой и рыбной ловлей.Все сбережения отдали на постройку самолёта.  Единственного восемнадцатилетнего сына мобилизовали на войну, он погиб  в первый же месяц. Всё отдала стране, а взамен - ничего, хоть бы за сына платили. Я при своём советском воспитании, молча её осуждала. Бабушке повезло: у государства не было денег, построили мастерскую и огромный спортзал при проклятом капитализме.

3) После окончания университета мне год довелось работать в средней школе в Братске, где я столкнулась с обманом в государственном масштабе. Так как рисовать тройки вместо заслуженной двойки я не могла, из школы уволилась. Об этом у меня в главе "Молодой специалист" в "СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ" .  В своих мемуарах я описала жизнь нашей семьи до революции, при советской власти и сейчас. В рецензиях читатели отмечают, что так или даже хуже при советской власти жили многие.

4) В 1970 г. с мужем переехали в Гомель. Меня поразило изобилие мяса, колбасы с магазинах. Но рай в течение 4-5 лет закончился. По воскресеньям не отдыхаем, а добываем продукты. В ближнем магазине стою в очереди за говядиной. Мясо рубят не в подсобке, а за прилавком, чтобы покупатели не обвиняли в том, что продавцы забирают лучшие куски. Как-то пришлось рубщице мяса отлучиться и очередь зароптала: пошла в подсобку для своих рубить. Вернувшись рубщица, женщина грубая и без комплексов, прикрикнула:"Ну что?! Я не могу облегчиться сходить!"
     Не было проблем со снабжением у тех, кто стоял у власти: своё снабжение, свои лечебницы, санатории и дома отдыха. Прочитала статью в Википедии, где уверяли, что дефицит и блат - порождение социализма.

5) В славные брежневские времена, когда всё было прекрасно и стабильно, появились льготы у ветеранов, моя свекровь собралась на пенсию. Назначили ей пенсию 43,5 рубля. Зарабатывала она её вместе со своей сестрой. По тем нормам и расценкам, что были, пенсия её была бы в пределах 20-25 рублей  С весны до глубокой осени работа она на свекольном поле. Осенью надо выдернуть свеклу, погрузить на машину- 5 тонн в день. Машиной должна обеспечить себя сама.  Шофера - народ ушлый, молодой работнице всегда готовы предоставить свои услуги, а бабушке с бутылкой водки приходиться бегать по полю и хорошо попросить доброго молодца. Это я о высоких пенсиях у колхозников и нравственности.

6) О  социальной справедливости. Только похвасталась свекровь хорошей пенсией, как тут  опять радость. Вышел указ, по которому вдовы участников  Второй Отечественной войны будут получать  пенсию в 45 рублей. Она осталась вдовой с двумя малыми сыновьями, младшему - год, старшему - три. Получала пенсию на детей. Говорила, что хватало на две булки в день. Учитывая, что при Сталине работали в колхозе за палочки, пенсия была неплохая. Малообеспеченным ещё ведь и фуфайки, ботинки, школьную форму давали.  Старший бросил школу в 12 лет. Работал подпаском, помогал матери. Младшему повезло, закончил десять классов. Но это уже при Хрущёве, когда колхозникам начали частично платить на трудодни деньгами и жить стали лучше. 
        Вернусь к пенсии вдовам. Старший сын пошёл в соответствующий госорган, чтобы матери как вдове погибшего на ВОВ дали эту пенсию. Ему ответили, что не положено, потому что она себе сама заработала пенсию. Ну да и бог с ними, этими полутора рублями!
     Очень старенькой бабушке в моём подъезде было обидно. Она начала работать в колхозе со дня его основания,  на заслуженный отдых вышла с пенсией в 20 рублей. Вдовой она не была, пенсию заработала. А сватья её, вдова участника ВОВ, ни дня не работала, жила безбедно, вырастила двоих детей, но стала получать пенсию 45 рублей. Сватья бабушке рассказала, как она жила после войны:
- Я с подругами ходила каждый день в пригородный колхоз, ляжем на травку возле дороги и ждем, когда придут колхозницы. Приходят эти дуры, проститутки колхозные и продают нам молоко, творог, сметану, мясо, овощи подешёвке. Торговаться им некогда, на работу торопятся. А мы потом на рынке в три дорога продаём. Хорошо я без мужа жила!

7) О бесплатных квартирах. Мой муж - офицер в отставке, уволен из вооружённых сил по состоянию здоровья. Согласно действующим тогда законам он должен был получить квартиру в течение трёх месяцев. Мы ждали её почти три года. И больше бы ждали, если бы отставники не отправили представителей к Брежневу.  Их принял какой-то   сотрудник ЦК. На вопрос:"Для кого вы пишете законы, для иностранной прессы, что ли?" -  получили ответ:"Если хотите, то - да!"
        На производстве с квартирами было хуже.  Если человеку повезло устроиться на вновь открывшееся предприятия, получить ему квартиру было реально в течение нескольких лет. Я работала на таком предприятии в лаборатории.  Несколько работниц нашей лаборатории были среди счастливцев. Коллега, украинка инженер-химик Антонина мне рассказала о своей жизни. Родилась в 1941г в семье колхозников, отец - инвалид. Жили всё время в нищете. Она окончила десять классов , уехала в город. С четвёртой попытки поступила в пединститут. На летних каникулах подрабатывала на химическом заводе, заболела ангиной, заработала порок сердца. Встретила хорошего парня, после окончания института поженились. Мать у Коли тоже колхозница, вдова участника ВОВ, растила одна двоих детей так же в нищете. Помощь молодой семье - продукты от матери колхозницы.  Голым и босым молодожёнам съёмная квартира с удобствами была не по средствам. Арендовали какую-то кладовку, где помещалась только широкая кровать. Заболела у Тони мать туберкулёзом в тяжёлой форме. В колхозе нет врачей, просмотрели. Тоня положила её в больницу, лечение не в прок, она забрала её. Спали втроём на одной кровати. Дочку вынуждена была отдать в круглосуточный садик. Так года два и жили пока мать не умерла. Квартиру ждали лет десять.

8) О членах КПСС.   Коля недолго был рядовым инженером. Очень быстро его назначили начальником отдела, Антонину повысили до старшего инженера. В помощь ей приняли рядового инженера -химика, Галину. Она была членом КПСС. Единственная в лаборатории.
     В производственных нуждах на нашем предприятии использовался спирт. Нормы были такие, что хватало на всё:и на производство, и на украсть, и на выпить. Пили так, что после смены некоторые весёлые товарищи на проходной через турникет   проходили с трудом.
       Антонину назначили в комиссию, которая ежемесячно проводила ревизию расхода спирта. Прошло время и она мне шёпотом говорит: "Не знаю, что делать. После ревизии все разбирают себе остатки спирта. Я отказываюсь, так они сами мне в сумку незаметно суют. Два раза было - прихожу домой, а в сумке бутылка спирта. Попадусь на проходной - позор! Коля - коммунист, начальник отдела, очередь на квартиру. Всё потеряем! Галина хочет в эту комиссию, а я не знаю как отказаться".
         Посоветовала я ей вспомнить про свой порок сердца, гипертонию и вред паров алкоголя. Совет оказался дельным, все были удовлетворены. Галина не спорила с коллективом проверяющих и вскоре попалась на проходной со своей долей счастья. Надо сказать, что эту Галину не любили у нас в коллективе:сплетница, безграмотная, прилипчивая со своими пустыми разговорами. Народ зашептался: какой позор, уволят, ведь член партии. Один разумный человек нашёлся, электрик. Он огорчил наивных:"Не мечтайте, её красная книжечка спасёт". И оказался прав.

       В ожидании квартиры мы снимали угол у супругов. Люди тихие, двое детей. Работают рядом в вечерней школе. Она - уборщица, он - рабочий, ремонтирует всё что надо. В войну потерял глаз -термический ожёг. Рассказал мне, что ни разу не выстрелил. Им и ружья не успели дать. Попал в плен, так в чистом поле за колючей проволокой и провоевал. Немцам танки ремонтировал. Пришли наши, в том же лагере просидел шесть лет как изменник Родины.
      Однажды супруги вернулись с работы в большом волнении. Выпускник их школы попался на взятке. Работал в исполкоме, торговал с компанией квартирами. Начали проверять документы - аттестат об окончании школы есть, но в списках учеников его нет! А ведь этот гений ещё и ВУЗ закончил! Вот вам и партийный билет.

9) Ещё о взятках. Смешных.  Надо было нам дочь в ясли устроить. В нашем новом районе этих заведений не было. Я приглядела садик в центре города, где удобно было делать пересадку с троллейбуса от нашего района на троллейбус, идущий к нашему заводу. До троллейбуса от дома идти 15 минут, от другого троллейбуса до завода тоже 15-20 ещё и в горку.  Садик ведомственный для детей строителей. Мы же со строительством никак не связаны.  Сама я из тех, кто ни взять, ни покараулить. Отправила мужа с подарком для заведующей. Подарок на сорок рублей. Ребёнок был принят в ясли очень недорого!
        Позже коллега пожаловалась, что ходила к какому-то городскому начальнику, просила слёзно путёвку в ясли для сынишки, а он отказал. Я уже, получив некоторый опыт, посоветовала ей не плакать, а улыбаться и купить подарок. да  приодеться получше и  подкраситься. Совет помог. Рассказывает:
- Я надела синее пальто, розовую шляпу, накрасила  яркой помадой губы, состроила глазки и приклеила улыбку. Всё - Сережа мой идёт завтра в ясли.

   О преступлениях в СССР среди советской элиты и о прочих мелких товарищах рассказывают нам по телеканалу "Звезда" в передаче "Легенды советского сыска" и  по НТВ в передаче "Следствие вели..." 

 10) Эпоха перемен. "Не дай вам бог жить в эпоху перемен" - говорят аналитики на политических шоу в ответ на жалобы о малых пенсиях тех кто в своё время получал зарплату в конвертах, или потерявших документы в связи с ликвидацией предприятий. Да, время было тяжёлое, выживали кто как мог. Я знаю тех, кто сумел обзавестись техникой и только наступил пенсионный возраст уволился, организовал ИП. Некоторые сдают комнату квартирантам, встретился дедушка, который прописал у себя узбеков на время пока те получат гражданство и устроятся. Они хорошо ему платили. Дочь присматривала, чтобы старика не обидели. Кому совсем не повезло, те получают дотации. 
        Но немало есть тех, кому бог дал жить в эпоху перемен. Это бывшие партийные, комсомольские работники деятели, руководители предприятий, сумевшие вовремя сориентироваться и наловить рыбки в мутной воде. Они же засели в Думе и придумали для себя законы.
           Как-то Егору Лигачёву указали, что он на посту секретаря обкома партии имеет зарплату 600 рублей, а уборщица всего 60.  Он ответил, что уборщица два часа в смену помахала тряпкой и домой, а у него ненормированный рабочий день, зачастую и двадцать часов работает.  Потом Егор Кузьмич стал депутатом Государственной Думы  и опять работа на износ. А значит высокая зарплата, особый расчёт пенсии и те же льготы, за которых критиковали коммунистов, положены. Моя пенсия в 2001 г. была 832 рубля. На хлеб-воду хватило бы на полмесяца. Оказывается нас очень и очень обманули. Хорошо не сократили, ещё 10 лет проработала. И пенсию как-то по другому пересчитали.
           "Нет правды на земле. Но правды нет — и выше" - давно подметил А.С. Пушкин. Равенство недостижимо. Но и огромный разрыв между зарплатами работающих недопустим. Что делать - не знаю. Сейчас очень подорожали продукты, яйца и те уже чуть ли не роскошь. Понимаю - СВО. Нам всем остаётся молиться всем силам небесным, чтобы наши воины  живыми и невредимыми вернулись  с победой домой. И всё тогда у нас наладиться.