13 декабря. Игры разума

Константин Клюшкин
13 декабря 2001 года в Беверли-Хиллс, Калифорния, состоялась премьера фильма Рона Ховарда "Игры разума".

Перевод английского названия этого фильма (A Beautiful Mind) на русский язык представляет, на мой взгляд, тот редкий случай, когда перевод оказывается лучше оригинала. В самом деле, словосочетание "прекрасный ум" можно, наверное, применить к подавляющему числу учёных. Да и не только учёных. Но вот редкую коллизию, когда в одном мозгу соединились гениальность и шизофрения, как раз наиболее адекватно отражает словосочетание "игра разума".

Впрочем, к создателям картины по этому поводу предъявлять претензии не стоит, поскольку фильм представляет собой экранизацию одноимённого литературного произведения. А именно биографической книги Сильвии Назар «Прекрасный ум. Жизнь математического гения и нобелевского лауреата Джона Нэша».

Несколько слов об авторе этой книги. Сильвия (Зульфия) Назар родилась в Германии. Её отец, Рузи Назар, уйгур по национальности, родился в Советском Узбекистане. Во время Великой Отечественной войны попал в плен к немцам и принял предложение служить в рядах вермахта. После войны женился на немке и от этого брака в 1947 году родилась дочь Зульфия. В 1951 году семья Назар перебралась в США, где Рузи Назар стал работать в ЦРУ, а имя Зульфии сменилось на Сильвию.

В 1970 году Сильвия Назар закончила колледж с дипломом бакалавра литературы, а в 1976 году - закончила университет со степенью магистра экономики. После этого Сильвия Назар в течение 4-х лет работала под началом выдающегося учёного, эмигранта из Советской России, Василия Леонтьева, незадолго до этого удостоенного Нобелевской премии по экономике. В начале 80-х годов Сильвия Назар полностью переключилась на литературную деятельность, посвятив себя журналистике. Естественно, что тематикой статей Сильвии Назар была экономика.

Работа под началом Нобелевского лауреата сказалась на литературном творчестве Сильвии Назар: когда в 1994 году Нобелевская премия по экономике была присуждена Джону Форбсу Нэшу-младшему, она решила написать книгу об этом учёном. Книга была опубликована в 1998 году и моментально стала бестселлером. Правда, некоторые особо внимательные и придирчивые литературоведы обращали внимание на некоторое сходство книги Назар с рассказом американского психолога Роберта Линднера "Реактивный диван", опубликованным в 1954 году в журнале Harper's Bazaar, а в 1955-м - в составе книги этого психолога "Пятидесятиминутный час". В рассказе описывался пациент этого доктора, который был крупным учёным и работал на правительство. Имя этого пациента было Кёрк Аллен.

В силу чрезвычайной популярности книги Сильвии Назар, переведённой на 30 языков мира, на неё, что называется, "глаз положил" продюсер Брайан Грейзер, у которого к тому моменту было уже более 20 спродюсированных фильмов и две номинации на Оскар. Грейзер выкупил права на экранизацию, причём сделать это было довольно непросто, поскольку Джон и Алисия Нэши запретили использовать их личную жизнь в качестве основы фильма. К тому же, у Грейзера в этом начинании был довольно серьёзный конкурент - продюсер Скотт Рудин, у которого к этому моменту на счету было более 30  фильмов, среди которых - "Шоу Трумана" Питера Уира.

Каким-то образом Грейзеру удалось уговорить Нэшей снять их запрет на экранизацию. Возможно, причиной нежелания Джона и Алисии Нэшей делать их жизнь основой экранизации было то обстоятельство, что в тот момент они находились в состоянии развода, хотя и жили в одном доме. Но зато во время съёмок фильма они вновь сочетались узами брака. Любопытно, что во время съемок фильма сформировалась ещё одна семейная пара: поженились Дженнифер Коннелли и Пол Беттани.

Став обладателем прав на экранизацию, Грейзер начал немедленно формировать команду по претворению своего очередного кинопроекта в жизнь. И первым кандидатом на позицию режиссёра картины стал Рон Ховард, с которым у Грейзера к тому времени уже сложились хорошие отношения за время работы над несколькими фильмами. Правда, по началу у Грейзера и Ховарда возникли разногласия по поводу графика реализации проекта. Грейзер даже подумывал предложить позицию режиссёра другому, достаточно именитому режиссёру. Например, Роберту Редфорду. Но все оказались заняты. И лишь Ховард свободен. Пришлось пойти на уступки и согласиться с его предложениями о графике работ.

Вследствие достигнутого компромисса подготовительный период, включающий создание сценария, подбор актёров и прочее, продолжался более 2-х лет. На роль Джона Нэша претендовали более 20 звезд американского кино. Среди кандидатов на роль Джона Нэша был Джаред Лето, которому в ходе кастинга помогала, подавая реплики, Дженнифер Коннелли. Эта пара сдружилась во время предыдущей их работы в фильме "Реквием по мечте" Даррена Аронофски. Однако, дружеская поддержка в данном случае привела к неожиданным результатам. Джаред Лето роль не получил, роль досталась Расселу Кроу. А Коннелли, которая даже не рассматривалась в качестве кандидатки на роль в этом фильме (а их тоже было около двух десятков, и всё звезды), получила предложение сыграть Алисию. И эта роль принесла актрисе Золотой Глобус, премию Британской киноакадемии БАФТА, а также единственную на сегодняшний день в её копилке номинацию на премию Оскар.

Сам съемочный процесс начался 26 марта 2001 года, буквально на следующий день после того, как Рассел Кроу получил премию Оскар за роль в фильме "Гладиатор". А буквально через несколько недель после выхода фильма "Игры разума" Рассел Кроу был удостоен премии Золотой Глобус как Лучший актёр драматического фильма. Кроме победы в этой номинации, фильм Рона Ховарда получил Золотой Глобус ещё в трёх номинациях, в том числе в номинации Лучший драматический фильм. А вот в номинации Лучший режиссёр драматического фильма Рон Ховард уступил Роберту Олтмену, режиссёру фильма "Госфорд-парк". Компанию "проигравших" Ховарду составили Дэвид Линч ("Малхолланд-Драйв"), Питер Джексон ("Властелин колец: Братство Кольца"), Стивен Спилберг ("Искусственный разум") и Баз Лурман ("Мулен Руж!").

Второй раз подряд премировать Рассела Кроу своей золочёной статуэткой Американская киноакадемия не стала, хотя соответствующую номинацию присудила. Всего Американская киноакадемия присудила 8 номинаций фильму Рона Ховарда "Игры разума", из которых в 4-х признала победителем. В том числе, в важнейших - Лучший фильм и Лучший режиссёр.

Из престижных кинофорумов за пределами США только Британская киноакадемия отметила фильм Рона Ховарда "Игры разума" своими номинациями. На премию БАФТА фильм "Игры разума" получил 5 номинаций, но победил только в двух актёрских. В важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучший режиссёр - британские киноакадемики отдали пальму первенства фильму "Властелин колец: Братство Кольца" и его режиссёру Питеру Джексону.

Оценку фильма Рона Ховарда "Игры разума" со стороны профессиональных кинокритиков нельзя назвать однозначной. Фильм получил немало негативных отзывов, причём, чаще всего негативные отзывы были вызваны серьёзными расхождениями между фильмом и реальной биографией нобелевского лауреата. В самом деле, авторы картины опустили ряд моментов из биографии Джона Нэша, в частности, его бисексуализм в молодые годы, наличие у него незаконнорожденного сына, на которого он отказывался платить алименты, некоторые другие детали. Авторы фильма изобразили практически идиллическую семейную жизнь Джона и Алисии Нэшей, хотя на самом деле более 30 лет они прожили, будучи разведёнными. Но если большую часть жизни Джон и Алисия прожили врозь, умерли они вместе, в один день и, можно сказать, в одну минуту. Джон и Алисия Нэш погибли в автокатастрофе 23 мая 2015 года, когда водитель такси, в котором они ехали, не справился с управлением и столкнулся с ограждением и второй машиной на автомагистрали в Нью-Джерси. The New York Times сообщила, что, хотя два водителя получили лишь легкие травмы, Нэшей «выбросило из кабины, и была констатирована смерть обоих на месте». Джону было 86, а Алисии 82.

Впрочем, авторы фильма не только убрали кое-что из биографии героя, но также кое-что и добавили. Так, например, были добавлены зрительные галлюцинации Нэша, хотя известно, что он страдал только слуховыми галлюцинациями. Была также добавлена пафосная нобелевская речь, наполненная высокопарной благодарностью жене. На самом деле, Нобелевский комитет не приглашал Джона Нэша на вручение премии, опасаясь нестабильности его поведения. Вместо речи в Нобелевском комитете Джон Нэш произнёс краткую речь в Принстоне. Основными пунктами этой речи были выражение благодарности Нобелевскому комитету, поскольку премия повысит его, Нэша, кредитный рейтинг, в чём он сильно нуждался. А также - сожаление по поводу того, что премию присудили четверым, а не ему одному. В адрес жены не было сказано ни слова.

Некоторые особо рьяные критики фильма даже обратились к Сильвии Назар с вопросом, как она оценивает искажение её литературного произведения, произведённое в фильме. Назар ответила, что создатели фильма «изобрели повествование, которое, хотя и далеко не буквально, но соответствует духу истории Нэша». - Возможно, именно поэтому гуру американской кинокритики Роджер Эберт оценил фильм Рона Ховарда "Игры разума" максимальными в его системе 4-мя звёздами и включил его в свой список "Великих фильмов".

Об оценке фильма Рона Ховарда "Игры разума" рядовыми кинозрителями говорят следующие цифры. При совокупном бюджете на производство и маркетинг картины в 88 миллионов долларов его кассовые сборы превысили 313 миллионов долларов. 79% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. При этом 22% пользователей оценили фильм высшим баллом - "десяткой".

С учётом сказанного, рейтинг фильма Рона Ховарда "Игры разума" (см. Предисловие) составил 9,073, благодаря чему он занял 148-е место в Золотой Тысяче.