И Основы новой науки, заложенные Рерихами

Влад Лесной
И Основы новой науки, заложенные Рерихами в Институте «Урусвати» в 1930-е годы...


Друзья!
НОВОСТИ МЦР
Знамя Мира - символ гуманности человечества. Посвящается 90-летию III-й Международной конференции по Пакту Рериха

Николай Константинович Рерих считал, что Культура является самым прочным фундаментом существования человеческого сообщества. Уже в начале ХХ века он выдвинул идею о необходимости систематической охраны памятников культуры, призывал правительства и общественность разных стран помнить свою историю и сохранять культуру. С его утверждением, что спасение Культуры есть спасение цивилизации, были солидарны многие выдающиеся современники.
Проявленный многими странами интерес к Пакту Рериха привел к созданию в Брюгге (Бельгия) Международного Союза за Пакт Рериха для продвижения идей Знамени Мира. В 1931 и 1932 годах в Брюгге прошли две первые конференции в поддержку Пакта Рериха и Знамени Мира, организованные по инициативе Европейского центра обществ Рериха в Париже. Эти конференции стали доказательством того, что поддержка идей Пакта Рериха в цивилизованном обществе всего мира очень велика. Однако напряженная международная атмосфера 1930-х годов Европы замедляла развитие великой гуманистической идеи.
Огромный шаг вперед был сделан в 1933 году, когда 17-18 ноября в Вашингтоне состоялась Третья международная Конференция Пакта Рериха, в которой участвовали дипломатические представители 33 государств Северной и Южной Америк, Европы, Азии. Участники Конференции единогласно приняли Резолюцию, предлагающую США и правительствам других стран официально признать и подписать этот договор, обеспечивающий защиту культурных ценностей и учреждений культуры в военное и мирное время. Эту конференцию один из директоров Панамериканского Союза назвал «одной из самых удачных конференций, когда-либо состоявшихся в Вашингтоне».
Президент США Ф.Д.Рузвельт при подписании Пакта Рериха 15 апреля 1935 года сказал, что «этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
Пакт Рериха призван осуществлять защиту культурных достижений во время войн, однако не менее важным является тот факт, что записанные в нем принципы могут помочь предотвратить военные конфликты. Он вполне соответствует новым подходам к решению мировых проблем и может стать новым идеалом в международных отношениях.
https://icr.su/
************

13 декабря 2023 года в 12:00 (московское время) Международный Центр Рерихов проводит Круглый стол «Проблемы сохранения и изучения наследия Н.К.Рериха в России».
Н.К.Рерих - великий русский художник, мыслитель, ученый, миротворец, общественный деятель международного уровня. Все его творчество и деятельность были пронизаны гуманистическими и философскими идеями Живой Этики. Положения этого Учения дают представление о процессе эволюции, который охватывает не только нашу планету и человечество, но и всю систему мироздания в целом. Человек рассматривается как важнейшая часть этой системы, в связи с чем определяются цель его земного бытия и задачи, связанные с дальнейшим восхождением по лестнице космической эволюции. Все это нашло отражение в многочисленных трудах Н.К.Рериха, его живописном и литературном творчестве, научных изысканиях, широкой международной культурно-просветительской и общественной деятельности.
Возвращение на родину наследия Н.К.Рериха было сопряжено со многими трудностями и трагическими последствиями. Первая часть наследия Николая Константиновича Рериха привезена в СССР в 1957 году его старшим сыном Ю.Н.Рерихом, выдающимся ученым с мировым именем, и передана Министерству культуры с условием создания музея. Наследие было принято, обещание дано, но не выполнено. После внезапной смерти Ю.Н.Рериха в 1960 году значительная часть привезенного им наследия, оставшегося в его московской квартире, была разграблена. Мечта Н.К.Рериха о создании на родине музея, который вел бы работу по популяризации его творчества и сохранению наследия, была осуществлена младшим сыном, С.Н.Рерихом, выдающимся художником, мыслителем, ученым и общественным деятелем. С помощью своего доверенного лица, ученого, индолога, общественного деятеля Л.В.Шапошниковой (1926-2015), в Москве в 1993 году он создал общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов. Более 25 лет в Музее успешно проводилась многоплановая работа по сохранению, популяризации и изучению творческого наследия семьи Рерихов. Тем не менее в 2017 году экспозиция Музея был варварски разрушена руководством государственного Музея искусств народов Востока при активной поддержке Министерства культуры, а наследие незаконно изъято у МЦР. Эти два акта вандализма, совершенные во второй половине ХХ и начале XXI века по отношению к наследию Н.К.Рериха, завещанному им России, нанесли серьезный удар по культуре страны.
На сегодняшний день существует несколько тысяч публикаций, посвященных Н.К.Рериху и Учению Живой Этики, что является доказательством огромного интереса к этому уникальному наследию человечества, однако многие из публикаций дают неадекватную оценку и анализ жизненной деятельности и творческого наследия Н.К.Рериха. Это связано с тем, что в обществе еще недостаточно осознано значение наследия, его мировоззренческая, гуманистическая и нравственная составляющая. Наконец не осознана его предназначенность, прежде всего, для России, для осмысления ее прошлого, настоящего и будущего, ее истории и культуры.
На круглом столе предполагается рассмотреть ряд вопросов, связанных с насущными проблемами сохранения и изучения наследия Н.К.Рериха.
Круглый стол будет проходить в режиме онлайн.
Участники:
• Александр Витальевич Стеценко, вице-президент МЦР;
• Виктор Васильевич Фролов, доктор философских наук, профессор;
• Любовь Владиславовна Хоменюк, кандидат педагогических наук, руководитель отдела развития Музея имени Н.К.Рериха;
• Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель ОНЦ КМ МЦР.
https://icr.su/
...Други!
Надо сделать так, чтобы  силы тьмы никак не помешали празднованию  Рериховской юбилйной даты в 2024 году.
Вл.Назаров
******
1.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР РЕРИХОВ
ЦЕНТР-МУЗЕЙ ИМЕНИ Н.К. РЕРИХА

Дорогие друзья!
Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России».
26 ноября 2023 года (воскресенье) в 16:00 в рамках программы состоялась лекция «Институт "Урусвати" - прообраз научных учреждений будущего», которая прошла в онлайн-формате.
Все члены семьи Рерихов считали, что именно наука должна прийти на помощь человечеству в познании реальности и доказать научно многие пока не изученные явления. Эта деятельность во многом возлагалась на новые методы познания, которые осуществлялись Рерихами в Гималайском институте научных исследований «Урусвати» как прообразе научных учреждений будущего.
В Институте закладывалась новая методология, в основе которой было космическое мировоззрение. Своими исследованиями, трудами и всей деятельностью Институт закладывал синтез знаний, показывал пути развития физики (теории относительности), квантовой механики, биоэнергетики, в целом, представлял комплексный подход к изучению многих научных вопросов.
Основы новой науки, заложенные Рерихами в Институте «Урусвати» в 1930-е годы, дают свои ростки. Магнит новых исследований окружающего мира и человека действует. Все больше современных ученых направляют свои усилия на изучение внутреннего человека, его психических возможностей, на взаимосвязь духовного развития и физиологического здоровья. Появляются новые приборы и методики, позволяющие фиксировать энергию мысли и сердца человека, изучаются космо-биосферные связи и влияние космоса на деятельность человека. В науку постепенно входит понятие психической энергии, также научно изучается мысль как энергия, сознание человека, его тонкий мир.
Сотрудничество западных, восточных и российских ученых, успешно осуществленное в «Урусвати» - это залог будущего расцвета науки, нового космического мышления, обогащенного мудростью и знаниями Востока, экспериментальными методами Запада.
Лектор: Елена Ильинична Ануфриева,
кандидат физико-математических наук,
доцент Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (Екатеринбург).
https://icr.su/rus/news/icr/index.php
*****************
2.Открытие выставки «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” - прообраз научных учреждений будущего» в усадьбе П.К.Ваулина (п.г.т. Кикерино, Ленинградская область)

12 ноября 2023 года в старинной усадьбе выдающегося керамиста П.К.Ваулина состоялось торжественное открытие выставки Международного Центра Рерихов «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” - прообраз научных учреждений будущего».
Петр Кузьмич Ваулин (1870-1943) - руководитель керамической мастерской в Абрамцево и керамического завода в Кикерино, создавший совместно с М.А.Врубелем, В.М.Васнецовым, К.А.Коровиным и Н.К.Рерихом признанные шедевры в Москве и Санкт-Петербурге. П.К.Ваулин поставил для себя задачу «возрождения русской майолики со всей присущей ей красотой русской экзотики».
Благодаря сотрудничеству Николая Константиновича Рериха и Петра Кузмича Ваулина на фасаде здания Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге на Большой Морской появился «Богатырский фриз», выполненный по эскизам Николая Константиновича в 1906 году.
Составители каталога завода Гельдвейн-Ваулина в Кикерино оставили интересное свидетельство об особенностях технологического процесса при изготовлении вышеназванного фриза. Они отмечали: «Весьма трудной задачей было передать сложную гамму серовато-белых тонов и сохранить отношение этих тонов на большой высоте. Главный фриз расположен под венчающим карнизом дома, а на такой высоте тона настолько меняются, что требовалось сделать большое количество моделей, пока удалось достичь на расстоянии такой гаммы, которая бы отвечала тонам оригинала». Эта работа с самой лучшей стороны зарекомендовала мастерскую. Первоначальный фриз был полностью утрачен во время войны и восстановлен только в 2008 году.
На открытии выставки «Гималайский институт научных исследований “Урусвати” - прообраз научных учреждений будущего» перед собравшимися выступила директор АНО «Усадьба П.К.Ваулина» Елена Кузнецова. Она поблагодарила всех соорганизаторов за сотрудничество и отметила, что экспозиция Международного Центра Рерихов стала первым выставочным проектом в усадьбе, возрождаемой для культурной жизни гостей и жителей Кикерино, Волосово и Ленинградской области. Также посетители усадьбы имеют возможность ознакомиться с фотографиями, посвященными творениям П.К.Ваулина, размещенными в одном из залов.
Руководитель отдела выставок Дмитрий Ревякин от имени руководства Международного Центра Рерихов поздравил гостей выставки с открытием и пожелал новому культурному начинанию успешной работы. Он отметил, что сотрудничество Н.К.Рериха и П.К.Ваулина подарило Санкт-Петербургу замечательный богатырский фриз на здании Страхового общества «Россия» на Морской улице. Без прекрасных ваулинских творений, выполненных по эскизам выдающихся художников России, сложно представить русский модерн. Его лучшие архитектурные творения украшены майоликами, выполненными под руководством П.К.Ваулина. Для созданных в Кикерино мастерских рериховский фриз стал первой крупной работой. Н.К.Рерих с большим интересом относился к возрождению интереса соотечественников к русской истории, связях родной культуры с Индией и Центральной Азией, куда он направился в 1923 году. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции художник и члены его семьи обосновались в Западных Гималаях, где был создан Гималайский институт научных исследований «Урусвати». Все научные достижения этого института Н.К.Рерих и члены его семьи завещали Родине, надеясь, что соотечественники совместно с индийскими учеными смогут продолжить начатую работу. Выставка открывается в преддверии 150-летия со дня рождения Н.К.Рериха, юбилей которого культурное сообщество отметит в следующем году.
Директор АНО культурно-образовательный центр «Извара 15» Ирина Арутюнова в своем выступлении подчеркнула, что сегодня все присутствующие являются участниками важного и яркого события в культурной жизни Волосовского района, т.к. выставка Международного Центра Рерихов открыла двери нового очага культуры, связанного с П.К.Ваулиным. «Египтяне называли
художников, ваятелей - “сеенех”, т.е. “оживитель”, “воскреситель”. В этом наименовании явлено глубокое понятие сущности искусства. Как же безмерно расширяется оно, когда мы перенесем его во все проявления жизни, когда признаем в каждом украшателе обихоДа “хуДожника жизни”», - процитировала она строки Н.К.Рериха из его статьи «Художники жизни» (1931). И Н.К.Рерих и П.К.Ваулин были именно такими «художниками жизни», стремившимися внести через свое творчество красоту высокого стиля в серый обиход. Ирина Арутюнова пожелала «Усадьбе П.К.Ваулина» новых успешных проектов.
Скульптор и преподаватель кафедры монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица Иван Казаков, выступая на открытии, отметил, что сохранение исторического и культурного наследия керамиста П.К.Ваулина имеет важное значение для будущего. Он пожелал руководству АНО «Усадьба П.К.Ваулина» успешного восстановления усадьбы и ее территории, а также создания в ее стенах интересной экспозиции.
Перед собравшимися выступил волонтер АНО «Усадьба П.К.Ваулина» Армен Сагинян, рассказавший о ходе ремонтновосстановительных работ, которые были осуществлены друзьями усадьбы, и призвал всех желающих объединиться для дальнейшей помощи новому культурному начинанию.
Украшением мероприятия стало выступление участника музыкального проекта MAMA NATURE, художника, искусствоведа и музыканта Станиславы Малаховской, исполнившей на кельтской и хрустальной арфе ряд музыкальных композиций собственного сочинения.
Также в открытии выставки приняли участие внучка и правнучка П.К.Ваулина, специально приехавшие из Санкт-Петербурга.
Дмитрий Горный (Кикерино-Извара)
****************
3.Торжесвенный вечер
19 ноября 2023 года в Москве в актовом зале Ресурсного центра НКО Комитета общественных связей и молодежной политики состоялся торжественный вечер, посвященный 25-летию со дня создания Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих.
Фонд был основан в июне 1998 года Людмилой Васильевной Шапошниковой - известным ученым, писателем, общественным деятелем, доверенным лицом Святослава Николаевича Рериха, Генеральным директором общественного Музея имени Н.К.Рериха.
Юбилей собрал вместе участников благотворительных программ Фонда: жертвователей, партнеров, друзей и единомышленников.
Источник: Сайт Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих
https://icr.su/
****************
4.«Мир преобразится Красотой». Выставка художественных работ Эльвиры Чистяковой

4 ноября 2023 года, в День народного единства, в Каменском Доме народного творчества (Нижегородская область) открылась персональная выставка художественных работ Эльвиры Петровны Чистяковой, председателя Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха. Первых посетителей выставки тепло приветствовала директор Дома народного творчества Елена Викторовна Голубева, подчеркнув, что совсем недавно завершилась прекрасная выставка Международного Центра Рерихов «Красота старины - устой настоящего и мост в будущее» и опять у нас значимое культурное событие, свою первую выставку «Мир преобразится Красотой» Эльвира Петровна открывает в стенах нашего учреждения. Вдохновенную ноту в атмосферу открытия внесло поэтическое приветствие, стихотворение «Красота» О.В.Слеповой, председателя Рериховского общества г.Заречный (Пензенской обл.).
В своем выступлении Э.П.Чистякова сердечно поблагодарила всех, кто оказал помощь и содействие в открытии выставки. Эльвира Петровна отметила, что очень важно встретить в жизни Личность с большой буквы. Такой Личностью для нее стала Людмила Васильевна Шапошникова, индолог-историк, философ, крупнейший исследователь наследия семьи Рерихов. Именно Людмила Васильевна посоветовала поехать в Сикким. Загадочно манили слова из книги Л.В.Шапошниковой «По маршруту Мастера»: «... Каждый, кто придет в Сикким, сможет получить цель в этой жизни и даже в последующей». Эльвира Петровна решила, что ей просто необходимо побывать там.
Сикким встретил Красотой! Это был 2011 год. Главное, что поражало в Сиккиме, поделилась впечатлениями Эльвира Петровна, -это многоцветие, узорчатость, радужные цвета, мелкий рисунок, украшающий практически все строения в этом северо-восточном штате Индии. После возращения домой появилось неудержимое желание рисовать, даже без специального образования. Рисование стало главным жизненным интересом Эльвиры Петровны в последующие годы, когда идеи возникали в любое время суток и неотступно требовали своего художественного воплощения. Сикким подарил Эльвире Петровне основной принцип видения и изображения увиденного - через призму сияющих красотой цветов радуги. Художник решила придерживаться только этой цветовой гаммы, и до сих пор не отступает от своего сиккимского эталона.
Когда в один из приездов в Москву она показала свои картины Л.В.Шапошниковой, в ответ услышала: - «Красота!» Это слово и стало талисманом, путеводным знаком на творческом пути Э.П.Чистяковой. Свою первую выставку, как дань глубокого уважения памяти Л.В.Шапошниковой, она назвала словами, взятыми из ее книги «Тернистый путь Красоты» - «Мир преобразится Красотой».
Еще одним важным фактом творческой биографии Эльвиры Петровны стало создание двух студий детского рисования. Работать с детьми начала по просьбе родителей, которые увидели ее картины. Первая студия, где стартовал ее преподавательский путь, получила название «Индиго». Если на первые уроки приходило всего несколько человек, то спустя некоторое время детей пришло настолько много, что не всем хватало мест. Студия стала визитной карточкой усадьбы Каменки. Затем по приглашению директора Дома народного творчества была организована вторая студия детского рисования «Радуга». Дети стали участвовать в конкурсах и занимать призовые места. Постоянно демонстрируются выставки художественных работ юных студийцев.
Главным Эльвира Петровна считает научить детей видеть и чувствовать красоту, замечать ее во всем. Художественное кредо Э.П.Чистяковой: рисовать можно все, лишь бы это было красиво! По ее мнению, воспитание культурной личности необходимо начинать с осознания ценности красоты. Для этого, благодаря инициативе Эльвиры Петровны и директора Дома народного творчества Е.В.Голубевой была создана Галерея искусств - выставочная площадка, на которой экспонируются скульптурные и живописные произведения, художественная фотография.
На персональной выставке Эльвиры Чистяковой представлены 47 работ, выполненных акриловыми и темперными краскам и 13 работ, созданных в других техниках. С первых минут знакомства с творчеством художницы зрителя увлекает яркая, радужная симфония красок. Самые разные оттенки синего и голубого, желтого и оранжевого, фиолетового, зеленых и красных тонов образуют цветовые панно, на которых все они сливаются в единое художественное пространство. Умелое использование преимуществ локального цвета сообщает картинам особую декоративность: пространственность, объем как бы переходят на плоскость, сохраняя при этом свою выразительность. Соседство контрастирующих тонов на полотнах создает цветовое «напряжение», динамизм: образы излучают сияние, горят и светятся, как жар-цвет.
Стремление Э.П.Чистяковой экспериментировать с различными художественными материалами и техниками открывает перед ней широкие возможности для творческого самовыражения. Среди ее работ живопись на холсте и картоне соседствует с витражной живописью (на стекле), история которой связана с древними восточными культурами и европейским средневековым искусством. Витражные орнаментальные работы Э.Чистяковой раскрывают перед зрителем загадку цветовой мозаики; их причудливые композиции, соединяя прошлое и настоящее, наполняют пространство картин многоцветными «пазлами», из которых возникает
новая реальность - художественный образ. В композициях с цветами, написанных объемно акриловыми пастами, художник стремится воссоздать одно из «чудес» мира - жизнь природы в пору ее расцвета. Идея многомерности мира, единства его видимых и невидимых граней, пронизывает все творческие работы, представленные на выставке.
Большой интерес к культуре, искусству и философии Востока нашел выражение в тематике художественных работ Э.П.Чистяковой. Творчество художницы наполнено традиционными восточными образами (мандала, чаша, цветок лотоса, дхармачакра («колесо закона») и др.). Яркий цветовой колорит и орнаментальная замкнутость композиционных решений обогащают зрителя новым опытом соприкосновения с тем культурным пространством, которое является приоритетным для автора. Русские мотивы (цветы, «древо преблагое», «жар-птица») в художественной интерпретации Эльвиры Петровны напоминают о древнем истоке, общем для Востока и Запада, о синтезе восточного и западного начал в культуре России, соединяющей эти культурные миры. Мысль художника, запечатленная в красках, распахивает перед нами чудесный МИР искусства, в пространстве которого стираются географические границы, исчезают расстояния, преодолеваются различия, разделяющие планету на восток и запад.
«Мир преобразится Красотой», - утверждает выставка художественных работ Эльвиры Чистяковой, и своим творчеством автор делает шаги навстречу Будущему!
В книге отзывов посетители выставки оставили записи:
«Картины яркие и солнечные, радужные и философские, откликаются в душе своей энергетикой и сильным позитивным посылом. Каждая картина - это целый мир, рассказывающий о впечатлениях художника от посещения Индии и Монголии. Радужные цвета, символические сюжеты - все это настолько притягивает внимание, что хочется продолжать рассматривать и погружаться в картину, в ее цвет и внутреннее наполнение, найти «свою» картину и смотреть, смотреть, находя в ней что-то новое каждое следующее мгновенье».
И.А.Калинина, заместитель директора детской библиотеки им. А.Пешкова (г.Нижний Новгород)
«Выставка Эльвиры Петровны Чистяковой - это особое событие в наше время. Это гармония форм, линий и цвета, красота, приятная сердцу! Выставка устремляет нас в будущее, приоткрывая завесу взаимодействия плотного и тонкого миров. Очарован, всем рекомендую посетить выставку!»
В.И.Новиков, предприниматель, фотограф, путешественник (г.Краснодар)
«Картины Эльвиры Чистяковой поразили своей необычностью, богатой палитрой красок и оттенков. Волшебные узоры и орнаменты, удивительные цветы и птицы - все это дарит радость, гармонию и вдохновение. Живой, прекрасный невидимый мир существует на этих полотнах по своим законам - законам Красоты. Художница оставляет немало загадок, которые хочется разгадать, изучая ее творчество снова и снова».
О.А.Губка, учитель истории СШ 84 (г.Ярославль)
Подготовила Е.В.Троянова
https://icr.su/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 декабря 2023 года.