Севилья, смерть и жемчуга, или ОКН по-ватикански

Антон Боровиков
Человек из Рима / Le Piel De Tambor, Испания, 2022, по роману Артура Переса-Реверте «Кожа для барабана, или Севильское причастие»

«Вы никoгда не чувствoвали себя пешкoй, забытoй на шахматнoй дoске, в какoм-нибудь углу? Oна слышит за спинoй затихaющий шум срaжения, старaется высoко держaть голoву, а самa задaет себе вoпрос: остaлся ли еще кoроль, котoрому oна моглa бы продолжaть служить?»

Есть авторы, которым везет с экранизациями, практически нет провалов, как, например, у Кинга. К таковым можно смело отнести и Артура Переса-Реверте, взять хотя бы блестящие «Девятые врата» Романа Полански по «Клубу Дюма» с Джонни Деппом и Эмманюэль Сенье. Вот и на этот раз кинематографические соотечественники не подвели автора «Кожи для барабана». Хотя, конечно, такого хайпа, как, например, «Код да Винчи», фильм не вызвал. Оно и понятно - чай, не Голливуд. Но тем не менее работа весьма достойная.

Под угрозой сноса находится древняя церковь в Севилье. Как всегда нынче, группа алчных девелоперов хочет застроить участок кондоминиумами и моллами. Более того, в церкви происходит череда весьма загадочных смертей. Это, естественно, не может не беспокоить Ватикан, прежде всего, кардинала монсеньора Паоло Спаду (Пол Шилфойл), да и Папа (сам Франко Неро) озадачен этими странными, трагическими и мистическими событиями. Тем более, что некий таинственный хакер из Румынии («одно слово - румын») умудряется добраться до компа самого Папы, оставляя на нем угрожающие послания, связанные с той же церковью в Севилье. Святой Престол отряжает расследовать эти перипетии и окончательно решить вопрос с храмом своего агента, этакого Джеймса Бонда в рясе, падре Кварта (Ричард Армитедж), члена некоего секретного Института Международных Исследований Ватикана.

Прибыв в Севилью, падре-спецагент погружается в болотную тину местных интриг, грызни и скандалов. Как говорил Август Цезарь, «я прибыл, чтобы увидеть короля, а нашел только гору трупов». Церковью владеет семья Брюнеров, и все члены семьи отнюдь не против сноса храма и продажи земли. Все, кроме дочери погибшего при странных обстоятельствах главы семьи, энергичной и принципиальной девушки с музыкальным именем Макарена (Амайя Саламанка). Ее союзником выступает и теперешний настоятель церкви, падре Ферро (Пол Фримен). Что-то в самом падре настораживает нашего следователя, падре явно что-то скрывает. Хотя внешне он всего лишь смиренный хранитель традиций: «Я знаю только одно: когда кончится искушение, кончимся и мы, потому что логика и разум означают конец. Но до тех пор, пока какая-нибудь бедная женщина испытывает потребность опуститься на колени в поисках надежды и утешения, моя церквушка должна существовать. Пусть такие священники, как я, кажутся вам ничтожествами, и пусть даже это правда, но все же мы нужны. Мы - старая, латаная-перелатаная кожа того барабана, что все еще разносит по свету гром славы Божией.  Мы знаем того ангела, в руках у которого находится ключ от бездны». Кроме падре, с Квартом солидаризируется и монашка Грис Марсала (Алисия Боррачеро), тоже личность с весьма загадочной биографией.

Да и в целом Кварт понимает, что  в своей миссии ему лучше руководствоваться правилом папы Мюллера: «В наше время доверять никому нельзя». Тем более, что и за ним самим начинается охота, а местный главный полицейский вообще от всей этой маеты устраняется - тоже не бескорыстно? А тут еще загадочным образом после смерти реставратора церкви исчезает семейная реликвия - жемчужное ожерелье Девы Марии со статуи в церкви.

Короче говоря, Кварту и Макарене очень много клубков придется распутать, прежде чем они доберутся до истины и раскрытия тайн, связанных как с самим храмом, так и многих действующих лиц этой драмы. И, конечно (привет Дэну Брауну), сюда примешиваются и ватиканские интриги и политические дрязги.

Фильм интересен, может быть, не столь динамичен, как упомянутые экранизации Брауна, но тем не менее держит и захватывает. И не последнее место занимает архитектура и атмосфера самой Севильи. Сюжет отнюдь небанален, шаблонов нет, и представляет собой качественный коктейль из теологии, конспирологии, экшена и детектива с местным колоритом.
Интересно, что финал фильма содержит отсылку к другому замечательному роману Переса-Реверте - «Королева Юга». «Вы - Королева Юга!» - говорит Кварт одному из персонажей (кому - не скажу). Напомню, что Королевой Юга звали переехавшую в Испанию мексиканскую наркобаронессу в одноименном романе. Намек на еще одну экранизацию?

«Нaм тяжелo тeрять тoлько тo, чтo ценнo, важнo, серьезнo… Ничтo не мoжет устoять перeд безжалoстной яснoстью oщущения тoго, чтo ты всегo лишь крoшечная капелькa мoрской вoды в багрoвом закатe Всeленной.» И если вам интересно, что же происходит с этими очень разными капельками - добро пожаловать в Севилью писателя Переса-Реверте и режиссера Серджо Дау.

Photo courtesy of Louis Ambros / pixabay . com