Формирование клана

Вячеслав Кудяков
В 1298 году золотоордынский князь Саид-Ахмет, выходец из Сарая, на основании ярлыка хана Тохты установил свою юрту в среднем течении реки Мокши, в районе будущих городов Темников, Кадом, Краснослободск и создал свое феодальное владение.

От него происходят многочисленные роды татарских князей: Акчуриных, Енгалычевых и в более поздние времена. В том числе их потомков :  Дашкиных, Кудашевых Еникеевых, Тенишевых , Катаевых, Седиахметовых, Кугушевых, , Уразгильдеевых. В начальный период на этой территории были крупными землевладельцами князья Мамлеевы и др.

Елмакай.
«1. Род перваго сына Янтудина Чекаша»:
Сыновья Чекаша – Мамак, Мамеш, Сюнбай, Ишмакай.
Сыновья Мамака – Илия, Айдяр. У Ильи два сына. Сын Айдяра – Сеит. У Мамеша дочь.
Сын Сюнбая – Кунбай. Сын Кунбая – Юсей. Сын Ишмакая – Ишай. Сын Ишая – Будалей.
«2. Род втораго сына Янтудина Енбариса»:
Сыновья Енбариса – Умряк, Исень, Ибрак. У Умряка дочь. Сын Исени – Тимук. Сыновья Ибрака – Кондряк, 2-й сын без имени, 3-й сын без имени.
«3. Род третьего сына Янтудина Едигирея»:
Сыновья Едигирея – Купай, Чурай.
Сыновья Купая – Бирюш, Аюкай, Кутулуй, Будалей, Чапай. Сыновья Бирюша – Ждан, Курмай. Сыновья Аюкая – Лубек, 2-й сын без имени – его сын Сюндюк.
Сын Чурая – Шабай. У Шабая два сына.
«4. Род четвёртого сына Янтудина Елмакая»:
Сыновья Елмакая – Тахтар, Уразмамет, Байбект.
Сыновья Тахтара – Ромай, Тимралей.Сын Тимралея – Резеп.
Сын Байбекта – Смольян. Сын Смольяна – Хантемир. Сын Хантемиря – Аделша.
В списке служилых татар Темниковского уезда 1643 г. встречается
«Алмокай Чекаш мурзы сын Ентудин» .

Родословная Муратовых

Мы также приведем родословную Муратовых из деревни Айкеево Темниковского уезда. Она представлена в виде схемы с названием «Род деревни Айкеевы. Муратовы»2, в которой показаны:
Розгилдей. Сын Розгилдея – Айкей. Сын Айкея – Разбахтей. Сын Разбахтея – Размамет.
Сыновья Размамета – Ишалей, Мурат, Муртоза.
Сыновья Ишалея – Курмаш, Ибраим, Сафар, Тахтар, Смаил. Сын Ибраима – Мухай.
Сын Мурата – Мусал.
Сыновья Муртозы – Мусай, Резеп.
Муратовы представляют для нас особый интерес по той причине, что в ротном списке темниковских мурз 1678 года представители этого рода записаны с фамилией «князь Муратов», более подробная родословная Муратовых показана в


1 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 122.
2 ЦГАРМ. Ф. 1, оп. 2, д. 1 – л. 27.


книге И.Р. Габдуллина , там же говорится, что Айкей Уразаев (Ураев), отставлен в 1610 году от службы «за старость и увечье», а поместье его в Темниковском уезде «на диком поле усть Малого Акселя усадище и двор помещиков да крестьянских и бобыльских восемь дворов, в них мужского пола 10 душ, пашни 30 четвертей и сена на 500 копен дано сыну ево Уразбахты». Мурза Айкей – основатель деревни Айкеево, которая досталась его детям, согласно писцовых книг Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года: «за Уразбахтыем мурзою Ураевым деревня Айкеева на речке на малом Окселе, отца его поместье… В той же деревне Айкееве за Разгилдеем мурзою Ураевым отца его поместье…»

2.Запись фамилии Муратовых с приставкой «князь», свидетельствует о том, что родоначальником был некий князь Мурат. Это обстоятельство и тот факт, что Разбахтей мурза Айкеев «з братьею» названы «конялцами», косвенно позволяет нам предположить принадлежность князя Мурата к роду Бехана.
Как мы помним, согласно монастырским родословным, князь Мурат был дедом князя Акчуры.

Родословная Кугушевых

В фонде Саровского монастыря есть еще одно родословное древо, восходящее к князю Бехану.
Это родословная Кугушевых. Представители этой фамилии в истории монастыря занимают особенное положение, а именно, князь Илларион Кугушев и его двоюродный брат Даниил Иванович Кугушев, который в 1709 году «окончательно справил земли за пустынью»

3.Родословная Кугушевых 


По версии, представленной монахами Саровского монастыря, кроме князя Булая у Кудаша родоначальника  фамилий Кудашевых и Дашкиных, был ещё один сын – князь Дашка, родоначальник фамилии Дашкиных:

«/л.118/Род князя Дашкина, второго сына князя Акчюрина князь Кудаш.
От него пошли два рода: Дашкины и Кудашевы.
У  князя  Кудаша  родились два сына: Кудяк.(Кудяков Дашка),   
У князя Кудякова  родились два сына - Семеней.
У  Семенея -  родился  сын Данила.
У Данилы родились  три  сына: Алмакай , Кондряк–Ишмамет , и Сунчелей.
– Алмакай родил  Батея.  Батей родил   Алея.
– Кондряк родил Исмаила, Ибраима, и  Науркая.

Далее - Исмаил родил  двух  сыновей: Аюкая, Алея – живут в Дашкине.
Ибраим  родил трех сыновей: Бегея, Кадера, Тимука.
- Науркай  родил  Юрая, Усеина.
  Юрей родил  Бактея – живет в Дашкине.
  Усеин роди Ханюка.
– Сунчелей роди Сафара, Бекмая, Касима.
  Сафар родил  Мустая
 Рузмаметя  Мустай родил  сына:  Резепа, Усмана,Алея.
 Бекмай родил  Рослана – живет в Пензенском уезде в Лязяне.
 Касим роди Кадира.
 Кадир родил двух  сынов: Янбая –и, Анюка»  .

Родословная Дашкиных:


Дашкины : (князь Дашкины, тат. Dakinnar, Дашкиннар) — татарский княжеский род Бекханиды, история рода насчитывает более 400 лет и тесно связана с Темниковской Мещерой. Этот род принадлежит к многочисленной группе татарских княжеских родов, имеющих общего предка золотоордынского князя, выходца из Сарая, Саид-Ахмета.

Саид-Ахмет в 1298 году по ярлыку хана Тахты основал поселение в среднем течении реки Мокша. От него пошли такие фамилии как :
Дашкины, Акчурины, Кудашевы, Бекбулатовы и многие другие.

Дашкины:   (князь Дашкины, тат. Dakinnar, Дашкиннар) — татарский княжеский род, происходят от Давыш мирзы (тат. Двеш морза) (от него,   происходят также и русские князья Дашковы), который был известен как Дашка князь  (Дашка мурза Ходяков -    позже фамилия превратилась  в – Кудяков\ Худяков)
Корень фамилии татарский — ТАШ (камень), к которому добавлен уменьшительно-ласкательный суффикс КАЙ. То есть ТАШКАЙ — камушек, фактически Дашка и есть русифицированное написание имени - прозвища ТАШКАЙ.
Путаница с первой буквой, русифицированной фамилии Кудяков\ Худяков, лежит - во первых в произношении татарских слов, русскими писцами, а во вторых. Как и  сегодня, политическими мотивами.  Дети мурзы Ходякова, были  хорошими помощниками царю Ивану Васильевичу 4. Знали они  по несколько  языков восточных в совершенстве. Понимали  многие скрытые государственные проблемы и помогали их решать. Но не всем это нравилось, одним из личной корысти, другим из - за желания  загрести все и сразу.   
Один из представителей этой фамилии Али бин Альмухаммед бин Сунчали мирза бин Давыш, мирза совершил хадж, и был известен как Хаджи Али.
Его сын,  Муслим бин Али основал деревню Муслюмово в Челябинской обл.
Сын последнего — Абдулла бин - Муслим был мударрисом и ахуном и основал деревню Ахун между Верхним Уралом и Троицком. Абдулла-ахун был послом в Бухару.
Каким-то образом участвовал в восстании Емельяна Пугачёва.
До учреждения в Уфе Магометанского духовного собрания, разрешал религиозные вопросы, давал разрешение на проведение пятничных и праздничных намазов имамами. Скончался в 1795 году.

В 1612 году от князя Дмитрия Пожарского, «от бояр и воевод» и «по Совету всей земли», 15- летнему сыну Сунчалею мурзе Дашкину была дана грамота, подтверждающая права на полученные отцовские поместья в Темниковском и Арзамасском уездах
1. В грамоте сказано, что князь Дашка погиб в рядах Первого ополчения в 1611 году под Москвой. Там же отец Сунчалея назван князем Дашкой княжь Кудяковым сыном, а не Кудашевым. Составители представленной родословной решили эту проблему по-своему, для князя Дашки добавили второе имя Кудяк. Однако достоверность близкого родства Дашкиных и Кудашевых, а значит и Акчуриных, подтверждают следующие сообщения, в которых Сунчалей Дашкин назван племянником братьев князя Булая и Семенея мурзы Кудашевых:
«за Семинеем мурзою да князем Булаем князьями Кудашевыми да за племянником их за Сюнчалеем Дашковым з братею, а в их вотчине в бортном ухожее подле речки Мокши на перевозе против Санаксар сена сто копен…»

2.В списке служилых татар Темниковского уезда 1643 года другой сын князя Дашки записан с фамилией Кудашев: «Ишмамет мурза князь Дашкин сын Кудашев»
 
Объяснить появление отчества «князь Кудяков» у князя Дашки в грамоте можно ошибкой в записи.
3. Причем князь Кудяк ни в каких других источниках не встречается, словосочетания «князь Кудяков» и «князь Кудашев» близки при написании.
 А поскольку для потомков данная грамота являлась главным документом для обоснования прав на владения, то исправление на «Кудашев» могло поставить под сомнение подлинность самой грамоты. В июле 1613 года, видимо, на эту грамоту ссылался Сунчалей в своей челобитной царю Михаилу Романову «на старое поместье» в Арзамасском уезде, так как в пошлинных книгах Печатного приказа осталась запись об обращении Сунчалея мурзы Кудякова «з братьею». Именно потому фамилия Кудяков . осталась в обиходе, но восстановить княжескую суть, потомки . так и не смогли. Что касается  фамилии Худяковы, это  крещеные , по канонам старой веры.(Староверы)  Большая часть этих людей, проживала  на Урале и за его пределами. Это подтверждают "ревизские сказки " .
4.В грамоте 1612 года и в писцовых книгах Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года говорится, что у князя Дашки было 3 сына: Сунчалей, Ишмамет и Алмакай
5. В 1612 году Сунчалею было
15 лет, Ишмакаю 3 года, Алмакаю полгода.
В монастырских записях опять появляется несоответствие: между Сунчалеем, Ишмакаем, Алмакаем и князем Дашкой показаны 2 лишних поколения – Данила и Семеней.
Эти поколения записаны ошибочно.
Имя Данилы появилось, видимо, в результате неточного прочтения фамилии Дашков, как например, в выписи 1666 года Алмакай – младший сын Дашки – записан как Алмакай мурза князь Данилов1. А Семеней – это другой сын князя Кудаша и, соответственно, брат Дашки.

Родословная Ишеевых

Родоначальником фамилии Ишеевых является князь Ишей Барашев.
«/л.121 об./Род четвертаго сына князь Акчюрина Бураша, а что деревня Итякова ныне, от него пошел род Бурашев он же Исенев, Ишеев.
Князь Бураш роди Антюка, Итяка, Диналея, Ишея. Итяк и Диналей и Антюк умерли бездетны.
Ишей роди Исеня. Исень роди четырех  сына: Делетбахтея, Бибая, Алея, Давыда.
И Давыд умер бездетен.
Алей роди князь Иоанна. Князь Иоанн роди 3 сына: Кирилла, Иоанна. Делетбахтей роди Ханслая – Тихон он жа, да две дочери: Ханашу, да
Тотыш, крестяся за Дмитрия Воекава.
И другая Тотуш в крещении Евдокия, вышла  замуж за князь Степана Чагадаева.
А Тихонова жена вышла за муж с прожитком своим четвертою часть за Алексея Рогожина Клементьева сына и умер и после Алексея отдано Семену […] Семен жа та […] /л.122/продал Качеку а в Ытякове дьяку Василью Нестерову. Да того же жеребья Тихонова посмерти его дано часть Василью Чапаеву сыну Кудашеву, которой и Жагалова свою часть крестьян в уезд в Шацкой на Усть-Парцы, а землю дал за дочерь своею Жагаловскою и Итяковскую Василью Сергееву сыну Вешославцеву, а ныне тою землею владеет Степан Вишославцев Богданов сын.
А Бибай роди дочь и умер. И дочь ево пошла за муж за Ивана Сергеева сына Вишеславцова, а после ево отдана ныне Богдану Степанову сыну Вышеславцову ж.
А Димитрей Воеков поступился племяннику своему князь Федору Чагадаеву, а князь Федор поступился в Саровский монастырь в Ытекове и в Темниковском лесу все что есть той жеребей.
А Алеева сына князь Иван. И князь Ивановы дети Афанасей да Кирилл, да Иван. Афанасей и Кирилл умерли. После Афанасья осталась жена бездетна, вышла за Луку Иванова сына Григорьева Красной Слободы за подъячего. А Кирилова жена осталась с тремя детьми, вышла за посацкого за Ивана Подшивалова Темников» 2
Родословные показывают у Бараша (Бураша), сына Акчуры, 4 сыновей, но потомки остались только у Ишея Барашева. Ишей Барашев, активный участник событий Смутного времени, отметился во время восстания Болотникова, за что был пожалован в 1607 году В.Шуйским княжением над конялской мордвой и четвертным жалованием1 в размере 5 рублей, а в 1613 году являлся одним из участников Земского собора 1613 года, на котором было принято решение о призвании на царство дома Романовых2. Ишею Барашеву «за ногайскую службу» также было прибавлено четвертное жалование 3 рубля, а «за Смоленскую службу 122 (1614 – М.А.) году» – 4 рубля3.
Легенды говорят о том, что потомки Бараша основали поселение Итяково (ныне Темниковский район Республики Мордовия). Родословная объясняет теперь название деревни, оно произошло от имени Итяка, сына Бараша. Принадлежность деревни потомкам Бараша, а именно, князю Ишею Барашеву, подтверждают писцовые книги Темниковского уезда «письма и дозору Ивана Усова да Ильи Дубровского» 1614 года:
«За князем Ишеем Борашевым по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всея Русии грамоте 98 году (1590 – М.А.) деревня Отяково Старое Городище»4.
В родословной обнаруживается следующее несоответствие: сыном Исеня показан Бибай, но в документах он встречается как Бибай мурза Акбулатов сын князь Ишеев5, что говорит о существовании у Ишея Барашева кроме Исеня, другого сына – Айбулата.

Три князя – три внука князя Акчуры

А на нагаиском де княженье живет один князь, а другой
князь не живет…  Янараслан мурза (1604 г., Ногайская орда)
Монастырские родословные показывают князей Булая Кудашева, Ишея Барашева и Дашку Кудякова внуками князя Акчуры, и, как было показано, этим сообщениям можно доверять. В этом случае складывается нетипичная ситуация, при которой нарушается традиционный порядок наследования княжеской власти,
1 Четвертное денежное жалованье – в Московском государстве XVI и XVII вв. ежегодное денежное жалованье, дававшееся наиболее родовитым представителям городового дворянства и детям боярским.
2 Акчурин М, Ишеев М. Татары Верхнего и Среднего Поволжья... – С. 42-64.
3 Сухотин Л.М. Четвертчики Смутного времени (1604–1617) // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. – 1912. – Кн. 2 (241). – С. 110.
4 РГАДА. Ф. 1209, оп. 1, кн. 471 – л. 89.
5 РГАДА. Ф. 210, оп. 9, стб. 184. – л. 145, Дело Данилы Дмитриева Большой Бороды и У. Г. Лодыгина о насильственном похолоплении 1649 г. // Яковлев, А. Холопство и холопы в Московском государстве XVII в. (по архивным документам Холопьего и Посольского приказов, Оружейной палаты и разряда). Т. 1. – М. – Л.: изд-во АН СССР, 1943. – С. 541.
6 Трепавлов. В.В. История Ногайской Орды. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – С. 392.


а именно: среди представителей одного рода появилось сразу три князя. Но не будем забывать, при каких обстоятельствах это произошло. Князьями они стали во время Смуты начала XVII в. Темниковские татары неоднократно отказывались признавать власть московского царя В. Шуйского. Осенью 1608 года они присягнули Лжедмитрию II
1. В период многовластия противоборствующие силы стремились привлечь сторонников, поэтому легко раздавали различные пожалования. В 1607 году от царя В. Шуйского княжение над конялской мордвой получает Ишей Барашев. В жалованной грамоте говорится, что ранее это княжение было за его двоюродным братом князем Сатаем Кулаевым, а до Сатая – за его дедом князем Акчурой2. И вот в 1608 году князем становится Булай Кудашев, но он получает другое княжение – над мордвой Кершинского беляка и также от В. Шуйского3. Княжение в грамоте названо «выморочным», то есть не имеющим наследников, и принадлежало оно князю Акчуре Караеву. Если мы допускаем, что Акчура Караев и Акчура Адашев (дед Ишея Барашева) – это одно и то же лицо, то, стало быть, кершинская мордва и конялскаяордва одновременно находились под властью этого князя. Но тогда унаследовать обе части некоего большого княжения как раз должен был князь Ишей Барашев и законных прав на получение отдельного княжение у Булая не было. А если все же мы допустим, что Акчура Караев и Акчура Адашев – это разные князья, соответственно владевшие разными княжениями, то формально в качестве законного основания для пожалования княжения Булаю Кудашеву может быть преподнесено отсутствие наследников на владение мордвой Кершинского беляка.
О Дашке известно только, что он находился в рядах Первого ополчения (1611-1612 гг.) уже с княжеским титулом. Он также входил в число претендентов на княжение над конялской мордвой, так как являлся сыном князя Кудаша и внуком князя Акчуры Адашева, о чем было сказано ранее. Поскольку царь В. Шуйский уже пожаловал это княжение Ишею Барашеву, то выскажем предположение, что свой княжеский титул Дашка мог получить от Лжедмитрия II, тем более что основная часть темниковских татар присягнула именно ему.
В итоге нам остается только признать, что в грамотах Смутного времени есть определенные недоговоренности. Для обоснования своих прав на пожалованные княжения знатными татарами сознательно не показывались все предшествующие наследники. Так, например, ни в одной из грамот не
 
1 Акчурин М., Ишеев М. Татары Верхнего и Среднего Поволжья... – С. 42-64.
2 Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII века. Т.III / сост. А.В. Антонов. – М.: Древлехранилище, 2002. – С. 21.
3 Думин С. В., Первушкин В.В., Шишлов С.Л. Князья Кудашевы // Дворянские роды Российской империи / Научный редактор С. В. Думин. – М.: Ликоминвест, 1996. – Т. 3. – С. 165-171.


указывается князь Кудаш, который должен был унаследовать княжение после смерти князя Акчуры Адашева.
 
Родословная Кашаевых

Происхождение фамилии Кашаевых остается до конца не выясненным. Согласно родословной, составленной в Саровском монастыре, Кашаевы принадлежат к роду Акчуриных и являются потомками Кулая, сына князя Акчуры:
«/л.120 об./Род князь Кулая третияго сына князь Акчюрина, от него пошел род Кашаевых.
Род князь Кашаевых.
Князь Кулай роди Кошума. Кошум – Степан он жа, роди три сына: Курмая – крестился Стефан, выпись есть, Тимая – выпись есть, Умряка – выпись есть.
Курмай роди Сумчалея, Башая. Сумчалей роди Усмана и Шабана и князь Григория – умре. Башай бездетен умре.
Тимай1 роди 5 сынов2: Исака, Бектемиря, /л.121/ Мустая и князь Семена
– был Асан, Ураза.
Бектяк роди Иванаша и бездетен умер.
Исак роди Исмаила – крестился князь Федор, Ханюка. Мансура роди Шабана, Кондралея.
Мустай роди Аюкая. Семен роди.
Ураз роди Игнатия. Игнатей роди дочь и крестилась, другая не крестилася за Нядоршу Аделшина на Енгуразове Еникеева пошла.
Умряк крестился Михаил. Михаил роди Иоанна Кашаева. Иоанн роди. Иоанн умре. Остались две дочери, одна отдана за Василя Иванова сына Мошкова» 3.
В этом генеалогическом древе отсутствует ключевое звено – сам Кашай, родоначальник фамилии Кашаевых. Самые ранние известные из официальных источников представители фамилии Кашаевых – это братья мурзы Ишей и Степан. Степан при этом не был крещенным, поскольку он пишется с титулом мурза:
«За мурзою за Ишеем Кошаевым по Государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Руси грамоте 121 (1613 – М.А.) году в деревне в Окселе, Новое Виляево тож, что ему брат его родной Степан мурза. 
В 1624 году Ишей Кашаев получил от царя Михаила Романова жалованную грамоту на поместья в Темниковском уезде «за его к нам и ко всему Московскому государству прямую службу»
 2. Степан мурза Кашаев ранее получил поместья в деревне Адаеве «по Тушинской даче» (т.е. от Лжедмитрия II)
3.
Упомянутый в родословной Тимай – это, видимо, «Тимралей мурза Степан мурзин сын Кошаев» из списка служилых татар Темниковского уезда 1643 года.

4.При всей неясности начальной части генеалогического древа, косвенно на родство Кашаевых и Акчуриных показывает одна царская грамота, выданная Байбулату князь Булаеву сыну, Тохтару Уразову сыну, Чапкуну Бибаеву сыну князь Кудашевым, Алею и Давыду Исенеевым детям князь Ишеевым на общую вотчину, данную их отцам и дедам при царе Борисе Годунове. Как мы уже знаем, сами Кудашевы и Ишеевы принадлежат к боковым ветвям рода Акчуриных.
В тексте документа есть такие строки: «да в том же вотчинном кругу дано родственнику их Михайлу Степанову сыну Кошаеву…»

5. Михаил присутствует в родословной с татарским именем Умряк и показан сыном Степана (в родословной второе имя у Степана – Кошум).

Родословная Чекашевых

Чекашевы – это ещё один татарский род, который относит себя к князю Бехану. Представители этой фамилии считали себя потомками Килмалая, третьего сына князя Мурата
6. другими сыновьями Мурата, как мы помним, показаны Мамет и Седехмет. Родословная представлена в виде нескольких схем
7, которые были записаны со слов представителя рода Чекашевых Кидира Нураева («сказал Кидир Нураев»). В этих схемах показаны:
«Род деревни Чекашевы»:

Килмалай.

Сыновья Килмалая – Акша, Темяш.
Сын Темяша – Теребердей. Сын Теребердея – Теркул. Сын Теркула – Шигай. Сын Шигая – Нурай. Сыновья Нурая – Кидир, Ибраим.
Сын Акши – Янтуда. Сыновья Янтуды – Чекаш, Енбарыс, Едигерей;