Манское белогорье Часть 1

Артем Александрович Крылов
МЕСТО, ГДЕ МЕДВЕДИ ЗАНИМАЮТСЯ ЛЮБОВЬЮ


Дорога, до места назначения часто становится самостоятельным приключением, способным принести гамму впечатлений сопоставимых с путешествием в целом.

Так было и в этот раз.

Нас собралось тринадцать человек на двенадцати квадроциклах, снаряженных и подготовленных для давно запланированного путешествия на Манские белки – в Саяны, часть вершин которых остаются покрытыми снегом даже в середине июня. На технике предстояло преодолеть чуть больше ста километров.

К обеду жара у подножья гор достигала практически 30 градусов, а первая часть пути представляла собой очень плохого качества гравийную дорогу. Фактически предстояло бы ехать в облаках пыли. Поэтому начало путешествия было запланировано на раннее утро: подъем - в пять, выезд - в шесть.

Путешествие началось! Нашим лидером определенного порядка движения на первую часть пути не было установлено, но традиционно квадроциклы двигались за ним друг за другом, не обгоняя. Каждый из нас следил за следующим за ним другом, так чтобы в случае поломки или иной не предвиденной ситуации иметь возможность максимально быстро всем прийти на помощь.

В самом начале пути дорога проходила в горизонтальной плоскости, но проехав две последние на пути крохотные деревни, начался подъем, перемежающийся резкими спусками, серпантин.

Состояние дорожного покрытия постоянно ухудшалось: гребенка сменилась крупными ямами, выходами скальной породы, глубокими канавами от ручьев, сбегавших по дороге во время дождей. Скорость движения была достаточно высока и каждому члену команды приходилось максимально внимательно управлять техникой.

Зазевался – отвлёкся на окружающий пейзаж, допустил ошибку в управлении и пропущенный камень или канава могли привезти к серьезным неприятностям – поломке техники или травме.

Я начал чувствовать усталость в руках, большой палец на курке газа занемел. А скулы ныли уже давно – хотя причина последнего заключалась не столько в усталости, а в напряжении мышц лица. Я не мог прекратить улыбаться!
Пользоваться тормозами нельзя – в условиях каменной пыли колодки практически мгновенно выходят из строя. На не многочисленных, но крутых спусках, постоянно лавируя между препятствиями, приходилось тормозить двигателем.

Мы втянулись в ритм движения, дорога несмотря на все ее однотипные в принципе сюрпризы стала казаться однообразной.

Прошло полтора часа движения.
Колонна квадров втянулась на очередной подъем, и нам, впервые за поход, открылось то, ради чего все в общем то и затевалось. Тайга расступилась, мы въехали на перевал и в образовавшейся перспективе, на горизонте увидели заснеженную вершину горы Сивуха – цель нашего путешествия.

Обязательная остановка, неизменные улыбки друзей, очередные фото на память, и мы двинулись дальше. Состояние дороги все ухудшалось. Подъемы казались ущельями естественного происхождения. И не вся техника выдержала испытание.
Балагур, опытный охотник Игорь сошел с дистанции. В его шестиколеснике – олицетворении мощи и надежности - что-то заскрежетало и квадроцикл встал. Мы надеялись, что поломка не значительна, думали, что достаточно будет заменить ремень вариатора, но все оказалось печальнее: полевой ремонт был не возможен.

Наши квадроциклы были загружены практически до предела, бросать квадр на дороге – нельзя, поэтому перераспределив часть бензина и продуктов по остальной технике и организовав эвакуацию друга мы двинулись дальше.
- Я так долго готовился к этой поездке, удачи, мужики - сказал нам на прощание Игорь.

Мана, при впадении в Енисей достигает ширины более ста метров. О переезде ее вброд в низовьях нельзя даже думать. Но в районе Юльевского прииска, куда мы добрались через несколько часов дороги, река менее полноводна и значительно уже. Наши друзья, опытные егеря, осмотрев реку принимают важное для всего путешествия решение – форсировать Ману вброд несколько километров выше по течению и прилично сократить нам путь.

Дорога до брода обрадовала: приличная гравийка, изобилующая поворотами, уклонами и прямыми участками позволила расслабиться и получать удовольствие от управления техникой. Мы подъехали к реке.

Солнце поднялось уже достаточно высоко, ощущалась летняя жара и вид быстрой прозрачной воды манил. При переправе вода заливала подножки квадроциклов, течение приходилось преодолевать, однако в целом эта часть пути оказалась легкой и приятной.

На правом берегу Маны, возле охотничьей базы наших друзей мы сделали привал, заправили технику и приготовились ко второй части нашего путешествия. По меткому выражению Саши – предшествующая дорога должна была показаться нам ровным асфальтом, по сравнению с тем, что нас ожидало.

Дорога с покрытием закончилась и начался затяжной подъем в гору по глубокой колее, петляющей среди величественных кедров. Скорость движения резко снизилась и мало превышала быструю ходьбу. Приходилось постоянно маневрировать. В то же время стали отчетливо ощущаться запахи летней тайги и все чаще стали попадаться следы зверей.

Косули, маралы, лоси и, вслед за ними, медведи, поднимались из долины в горы.
По расстоянию мы уже преодолели две трети пути, но по времени - нам предстояло проехать еще как минимум столько же. Мы торопились насколько это было возможно, так как хотели успеть добраться до табора и разбить лагерь до наступления темноты. Тем более, что в горах погода меняется быстро, и достаточно часто летний зной уступает по-осеннему холодному дождю.

На одном из подъемов мы были вынуждены остановиться. Очередная поломка квадроцикла грозила стать серьёзным препятствием на нашем пути. Однако самый опытный наш товарищ со своим квадром сотворил буквально чудо: он разобрал его как автомат калашникова практически до рамы совершил какое-то священнодействие, собрал машину обратно, квадр завелся, и мы продолжили путь.

Горное болото. Первый раз услышав это словосочетание я испытал когнитивный диссонанс. В моем тогдашнем представлении – болото всегда должно находиться в низине и вероятность оказаться в нем поднявшись достаточно высоко в горы ничтожно мала. Реальность неоднократно доказывала мне как я ошибался. Окруженная со всех сторон горными склонами долина в результате таяния снега оказалась буквально пропитана влагой. Хорошо, что не было дождя. Но и так почва ощутимо прогибалась под техникой, встречались настоящие болотные кочки и островки камыша. Твердость и надежность поверхности, покрытой ярко зеленой травой, была обманчива, след квадроциклов сразу же наполнялся водой.

Стоило лишь на мгновение сбиться с курса или остановиться в плохом месте и дальнейшее движение без помощи лебедок становилось невозможным.
Как мне кажется, оптимальной тактикой прохождения Болота (другого имени собственного у него нет) являлось использование всего ресурса мощности квадроциклов. Болото надо было проходить ходом.
Но такая тактика сработала в этот раз не для всех. Серега, управляя самым мощным и тяжело груженным квадром забуксовал почти на самом финише. Машина ощутимо клюнула носом и создалось впечатление, что вызволить ее из болота нам не под силу. Тем более, что надежного крепления троса лебедки вокруг не было. Однако мы достаточно быстро решили эту проблему, зацепив трос за другой квадроцикл.
Болото всегда представлялось нам определенной вехой пути. Его прохождение часто превращалось в напряженный экшн: когда в поле зрения путешественников находилось сразу несколько застрявших квадров и мы группами, пешком передвигаясь от одного к другому последовательно вызволяли их из трясины. А бывало и по нескольку раз.
Однако сегодня Болото было преодолено на удивление просто. Заминка в движении была не значительной и больше никто не застрял.

Тем временем дневная жара усилилась. К запахам тайги присоединились запахи Болота. Они не были неприятными или отталкивающими, скорее не обычными и сопровождали нас еще некоторое время пока колонна квадроциклов не выехала из тайги в долину Левой Маны.

Вообще весь наш путь состоял из череды напряжений и расслаблений. И тут, сложный участок, кульминацией которого было Болото, сменился невероятным видом. Тайга отступила, практически до горизонта простиралась ярко зеленая долина, ограниченная вдали заснеженными вершинами Сивухи на фоне глубокого синего неба.

По долине змеилась река, в одном месте уходя под скалу и продолжая свой путь под землей. Ширина реки позволяла при желании ее перепрыгнуть. Кристально чистая, холодная, божественно вкусная вода. Часть пути мы преодолели по руслу.
Несмотря на жару ни о каком лете здесь уже не могло быть и речи. Трава не поднималась выше щиколотки, начали появляться первые цветы.

Преодолев долину мы снова въехали в тайгу. Состав леса уже сильно отличался. Преобладали пихты, однако не широкие и пушистые как внизу, а вытянутые вверх, с опущенными ветвями, с которых свисал серый мох, а зелень была настолько редкой, что всегда проглядывался ствол дерева. Кедры поражали впечатление. Часто огромные, обломанные у вершины или сросшиеся вместе - несколько - стволы уверенно заслуживали эпитета – могучий кедр.

И дорога сильно изменилась. Наш путь пролегал вверх по высохшему каменистому руслу горной реки. Ширина русла не превышала пяти метров, иногда несколько расширяясь к излучинам. Небольшой ручеек, бежавший нам на встречу, не мог обмануть в том, что еще несколько недель назад, в период активного таяния снега, здесь гремел бурный поток. Огромные камни устилали ложе сезонной реки.

Первый раз оказавшись здесь я не поверил, что техника может справиться с преодолением этого участка. Скорость движения упала ниже скорости пешехода. Квадры переваливались, с камня на камень иногда отрывая от земли колеса, казалось, до критических величин. Практически весь участок пути приходилось стоять на подножках техники, помогая справиться с препятствиями собственным весом.

Жарко. Пот льет градом. Но за очередной излучиной высохшей реки, на которой камней меньше, и мы едем по наносам из песка, снова начинается каменистый подъем. Управление машинами требует постоянных усилий. Накопленная усталость отзывается в мышцах иголками. Наученный опытом я надел корсет, без которого спина «передала бы мне пламенный привет» уже на первых минутах этого участка пути.

Но все заканчивается призом.

Лес расступается и за очередной поляной нам открывается озеро. Оно практически круглое, достаточно большое, несколько сотен метров в диаметре. С дальней от нас стороны его берег представляет собой заснеженный склон горы. Снег там опускается в воду. Вода ледяная, прозрачная. Озеро образовано таянием снега и к осени исчезнет, как и каждый год. Рыбы по этой причине в нем нет и называется оно Мертвое.

Но нам оно кажется исключительно Живым. До того, как активно начал таять снег, берега озера уже покрылись молодой травой и цветами. И только потом, они были залиты водой.

Без тени сомнений, руководствуясь единственный желанием быстрее окунуться в кристальную воду, я и несколько моих друзей раздеваемся до нага и пробежав по дну из травы и цветов ныряем в ледяную воду Мертвого озера.
Вода обжигает, она очень вкусная и практически сразу усталость отступает, тело наливается бодростью. Мы свежи и сияем улыбками как новые рубли и готовы к продолжению путешествия.

В это время облако цепляется за вершину Сивухи и начался дождь. Сам по себе он не может доставить нам серьезных неприятностей. Мы готовы к путешествию в том числе и под дождем, но нас ожидает самый технически сложный хотя и короткий, не более пяти километров, участок пути. И дождь может значительно усложнить его прохождение.

Дождавшись перерыва в осадках, мы выдвигаемся. Наш путь лежит вдоль склона горы. Квадроциклы идут с серьезным боковым креном по мокрой глине. Путь преграждают огромные валуны, а взобраться выше по склону или спуститься ниже нет возможности. Малейшая ошибка приведет к опрокидыванию и качению кувырком вниз по крутому склону. А как достать оттуда квадрики я даже представить себе не могу.
Мы проехали. Без эксцессов.

Наконец мы видим горы. Кругом и спереди, и слева, и справа. Часть из них покрыта снегом. Часть – серые или серо-зеленые скалы. Ни о каком лете тут не может быть и речи. Горная весна. Но склоны гор, долины, несмотря на то что покрыты мягкой и еще очень низкой травой не однородно зеленого цвета. Иногда они синие, иногда желтые, белые или оранжевые, ярко или бледно розовые. От цветов. Их мириады. Они вокруг нас, куда бы мы не смотрели - мы видим цветы. Мы ходим по цветам. Воздух, который настолько свеж, что кажется, что его можно есть ложкой, напоен запахами цветов. Мы приехали вовремя.

На нашем пути попадаются снежные заносы. Снег рыхлый и глубокий -  и квадроцикл по нему не идет. Повсюду ручьи – наполненные кристальной талой водой. Если бы мы выехали чуть раньше – снег не дал бы нам возможности подняться от Мертвого озера. А поехали бы мы на неделю позже – лето бы вступило в горах в свои права. Поперла бы травища и мы не увидели бы этой сказочной красоты.

Мы охотники. Наша цель пантач. Его целебное мясо имеет неповторимый вкус. А как иначе, ведь поднимаясь в гору вслед за таянием снега марал питается только взошедшей шелковистой травой и пьет чистейшую воду из горных ручьев. Тут практически нет гнуса. Нет клещей. Благодать разлита в воздухе.

А вслед за маралом поднимается медведь. У мишек сейчас период гона. Они собираются в пары и именно тут продолжают свой род.

Артем Крылов
25 июня 2023 г.