Похороны хорошего человека

Любовь Коваленко
Уволилась я 11 июля на праздник памяти апостолов Петра и Павла.

Свекр скоропостижно умер 5 августа 2013 года.

Нужны были деньги, чтобы его похоронить.
Он ничего не накопил, потому что уже три года не работал и жил на одну только пенсию.
Сам платил за квартиру, а остальное пропивал.
Нам даже в голову не пришло искать у него деньги.
До сих пор не знаю, было ли у него обручальное кольцо...

За труповозку заплатили около трёх тысяч только, чтобы труп забрали из квартиры.
Стояла жара и он мог завонять.
Приехали, попросили пододеяльник.
Пришлось дать новый, который попался под руку.

Но сначала приехала милиция, чтобы установить, что смерть была не насильственная.
Сын обнаружил его утром уже мёртвым.
Я приехала позже.
Вид у него был ужасный.
У трупа.
Не передать словами.
Я впервые видела труп не в гробу, а только что умершего человека.
Зрелище не для слабонервных...

Денег на похороны не было.
Мне дали расчёт на работе, а 50 тысяч было отложено на ремонт.
Пришлось всё снять и потратить.
Кто когда-либо хоронил родственников, тот знает, как это дорого.

В 2013 году это стоило 80 тысяч по самому дешевому варианту, без косметики трупа, в закрытом гробу.
Похоже он начал уже разлагаться, потому что в морге у меня спросили, употреблял ли он алкоголь.
Есть подозрения, что его отравили палёной водкой из ларька около дома. Естественно, никто не стал разбираться.

Ушли все деньги, а тут ещё не ту машину знакомый пригнал.
Пришлось во второй раз заказывать машину для гроба, а платить нечем.
Две тысячи дали родственники из Казахстана, которые месяц жили в его квартире.
Пять тысяч дал мой двоюродный брат, от которого меньше всего ожидали материальной помощи, потому что он редко работал.
Братьев вызвали только потому, что гроб некому было нести.
Но я их семье тоже давала пятёрку, когда у них умер батя.
И пятерку ещё его дочери Наташе, которая полностью занималась похоронами.
Я то понимаю, какие это большие траты.
Это уже вторые похороны, которыми мы с мужем занимались.
Бабушку тоже мы хоронили.
А что мама?
Мама постояла в сторонке и даже на поминки не поехала.

Я никого не приглашала на поминки, потому что не хотела, чтобы пили водку.
Всё равно кое-кто напросился.
Сестра из Казахстана приехала, чтобы оправдать свои две тысячи.
Я ей предложила спортивный гребной тренажёр, и она с радостью вывезла его в тот же день.
Дядя Витя приехал.
Этот любит выпить.
Я не стала пить ни рюмки.

На следующий день собрала все рюмки в наволочку и вынесла на помойку.

Пока мы занимались похоронами, я всё время плакала на людях в метро.
Муж старался меня успокоить, но плохо получалось.
Я не могла себя контролировать.

Впервые я бросилась на гроб в присутствии людей.
Это было так по театральному, и со стороны смотрелось, наверное, глупо и неприлично.
Как кликуша или плакальщица...

А тут ещё эта путевка в Феодосию 13 августа.
Зачем то взяла с собой мать.
Впервые мы с дочкой ехали на море вдвоём.
Мне было тревожно, поэтому и попросила мать поехать с нами.
Естественно, за мой счёт.

Начинался пост, и я не ела мясо, рыбу, молочную кашу, яйца, какао, колбасу, сыр. А что там осталось?
Читала псалмы у бассейна и ездила по храмам.
Везде заказывала сорокоусты на поминовение.
Не знаю, нужно его душе это или нет.
Тогда ещё хотелось верить...

Я тогда такая красивая была и такая стройная, но не было мне от этого никакой радости.
И от отпуска тоже никакой радости.

На обратном пути нас чуть не высадили из поезда на границе с Украиной.
Мать потеряла какую то бумажку, которую надо показывать таможенникам.
Взять с нас было нечего, поэтому и махнули рукой.

И дома меня ждало безденежье и полгода голодовки.
Сейчас сама не знаю, как мы с дочкой выжили без мяса, рыбы, сосисок, колбасы.
Я научилась варить суп без мясного бульона, и до сих пор так варим.