Лазарчук и Спираль

Михаил Садыков
Данная статья является ответом на публикацию известного фантаста Андрея Лазарчука по поводу дороговизны проекта "Буран", и посвящена особенностям финансирования научных исследований при социализме и при капитализме.

Возвращаясь в вышесказанному. Довожу начатое до конца. Долго формулировал в голове, и, наконец, готов изложить. Будет излагаться максимально лапидарным языком. Итак, следует сразу отбросить всю эту РЕН-ТВ-шную хрень о том, как тупые коммунистические руководители "зарубили" распрекрасный проект "Спираль" тов. Лозино-Лозинского. Да, такое решение было принято, и оно железно вытекало из логики принятия стратегических решений в Советском Союзе. А теперь к сути. Первая часть: Как принимались финансовые решения в СССР Вторая часть: Как принимаются финансовые решения при капитализме (в т.ч. в России).

Часть 1. Высшее советское руководство ВСЕ решения принимало (впрочем, как и германское до 1945 года) из логики материалистической. Исходя из нее ставилась цель ВСЕГДА разработки и построения чего-то абсолютно реального в материальном смысле. В этом смысле и была поставлена задача построения отрасли, позволяющей производить устройства для расширяющегося освоения космического пространства. Для этого давалось задание Госплану - рассчитать необходимое количество ресурсов. При этом деньги были важным, но не основополагающим моментом, как ни странно. Основными ограничительными моментами были: физическое наличие, например, редкоземов, делящегося материала, производственных мощностей и трудовых ресурсов.

А также общего количества всех ресурсов, кои было можно направить вообще на научные исследования в принципе и по различным направлениям исследований в частности. Несмотря на все усилия т.н. Косыгинской реформы, заменить балансовую оценку в физических показателях на денежную оценку результативности оказалось невозможно, опять же в силу материалистической парадигмы управления народным хозяйством.
В силу той же материалистической парадигмы, и был свернут т.н. проект "Спираль", а освободившиеся средства (главным образом кадровые и материальные) были перенаправлены на т.н. проект "Буран". Т.е. ликвидирован параллелизм в работе. Эти проекты никак нельзя считать антагонистами. Антагонизм этот присутствует лишь в головах журналистов, мыслящих в категориях драматургии сенсационности.
Часть 2. Как происходит бизнес-планирование при капитализме. Некоторые люди думают, что при составлении крупных бизнес-проектов главным является получение прибыли при помощи нахождения источника инвестиций и превращения полученного финансирования в любой из требуемых ресурсов. И они ошибаются. Мир устроен по другому. И считать, что деньги можно превратить во что угодно, были бы эти самые деньги, есть наивысшая форма идеализма, причем идеализма абсолютно манихейского типа.

Целью ВСЕХ крупных инвестиционных проектов является выход на инвестиционный уровень максимально возможной высоты. Именно это и является причиной того, что на первоначальном этапе авторы проекта утверждают, что им надо всего десять мулей, которые они отобьют за год. А через год оказывается, что мулей надо сто, а годов - десять, и надо срочно выходить на уровень как минимум субъекта федерации (речь идет о России), а потом, вдруг оказывается, что в любом случае надо привлекать людей как минимум федерального, а ещё лучше, международного уровня. Это и является истинной целью. А отнюдь не создание чего-то в материальном виде, хотя этого побочного эффекта и не исключает. И именно эта цель и является причиной даже не кратного, а увеличения на порядок, как минимум, всех амбициозных проектов, прежде всего, научных. А точнее - инновационных. А инновации есть способ продать одно и тоже не один раз, а пятнадцать-двадцать раз. Но правильнее - бесконечное количество раз.
Это всё, что нужно знать по поводу различных подходов к масштабным проектам при социализме и при капитализме.