047 Фудзи Япония

Виорэль Ломов
Раздел 3 Азив


047 Фудзи (Япония)

Фудзи — активный стратовулкан* с низким риском извержения, самая высокая гора Японии (высота 3776 м, диаметр основания 39 км), главная природная достопримечательность страны. Вулкан расположен на острове Хонсю. В 2013 г. включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как объект культурного наследия и источник художественного вдохновения. Гора Фудзи — часть Национального парка Фудзи-Хаконэ-Идзу. У синтоистов и буддистов Фудзи почитается как священная гора. Является частным владением и находится в собственности синтоистского Великого храма Хонгу Сэнгэн.
—————————————
* Стратовулкан — конусообразный вулкан, сложенный из множества затвердевших слоев лавы, пемзы, пепла и его отложений — тефры.

Японский философ раннего периода Токугава Миямото Мусаси, по прозвищу Кэнсей («Святой меч») в своей «Книге пяти колец» одним из 9 простых правил поведения самурая-воина назвал «умение воспринимать вещи, которые нельзя увидеть». «…Я не могу видеть гору Фудзи, если ее заслоняет толстое дерево со многими ветвями и листьями. Но как огромную гору Фудзи может заслонить одно-единственное дерево? Я не могу видеть гору Фудзи в силу узости моего видения, а также потому что дерево стоит в поле зрения. Мы продолжаем думать, что дерево заслонило гору Фудзи, хотя на самом деле виной тому узость нашего видения».

Эти строки мастер меча написал в XVII в., когда Фудзи являлась для японцев святилищем, но не была еще эталоном красоты, каким она стала два столетия спустя. В XX в. гора из объекта поклонения художников, поэтов и туристов и вовсе превратилась в главный символ Японии. На эту изменчивость восприятия вулкана обратил внимание ученый-японист проф. А.Н. Мещеряков, отметив, что сама гора «реально не меняется, меняется наше или японское сознание, которое осмысляет это Фудзи, и в каждый период оно разное… Фудзи, как и многие другие символы, — некий сосуд, который можно наполнить чем угодно». И скорее всего это связано именно с расширением «нашего видения», о чем писал Мусаси.

Современный вулкан, называемый вулканологами «Юный Фудзи», расположен поверх древних вулканов — Сен-Комитакэ, Комитакэ и «Старый Фудзи». Предания «омолаживают» гору, приписывая её образование землетрясению в 286 г. до н.э. Но это не так. Изящную форму горы (правильный усеченный конус) и пять красивейших озер на ней (Яманака, Кавагути, Сай, Сёдзи и Мотосу) образовали в 6-3 тысячелетии до н э. непрерывные вулканические взрывы и тысячелетнее излияние лавы. 150 затвердевших лавовых потоков сформировали и многочисленные пещеры с лавовыми камнями вдоль склонов, «лавовые деревья» (лавовое покрытие вокруг стволов деревьев), горячие источники. Венчает гигантскую работу вулкана кратер диаметром 505 м и глубиной 250 м, напоминающий цветок лотоса, окаймленный восемью гребнями, называемыми «восемью лепестками Фудзиямы» — Яксудо-Фуйо.

С 781 г. зафиксировано 12 взрывных извержений вулкана, самыми мощными из которых: случились в 800 и 864 гг. Во время последнего извержения в 1707—1708 гг., сопровождавшегося сильным землетрясением, улицы города Эдо (современный Токио), отстоящего от вулкана на 97 км, покрыл слой пепла толщиной 15 см. Ныне вулкан спит, хотя вулканологи предупреждают о возможном пробуждении Фудзи.

Вулкан уже самим фактом своего существования заставляет людей обожествлять его. Первыми начали боготворить эту гору аборигены племени айну, давшие ей имя своей богини огня Фудзи. Есть и другие версии происхождения названия — «безмерное богатство». «благородный человек», «бессмертие», «гора, стоящая стройно подобно рисовому колоску», «радуга», «глициния», «несравненная» и т.д. Ни одна из них не является окончательной. Имя Фудзияма, столь распространенное на Западе, в Японии не употребляют. Здесь называют вулкан Фудзи-сан — «Фудзи-гора».

Хозяйкой вулкана считается богиня горы — Конохане Сакуя-химэ, почитаемая японцами как символ чистоты, супружеской верности и мимолётности жизни, подобной цветку сакуры. Легенды относят в незапамятные времена, когда Конохане вышла замуж за бога Нинигино и на другой день после свадьбы сообщила супругу, что забеременела, но тот заподозрил ее в неверности, чем страшно обидел и возмутил — ведь их брак был по взаимной любви! Богиня замуровала себя в хижине и поклялась во время родов поджечь жилище. «Если разрешусь от родов благополучно и не сгорю — я невинна», — заявила она супругу. Так и вышло. В день родов Канохана подожгла дом, но огонь не причинил ей вреда. Богиня родила троих сыновей и простила пристыженного ревнивца мужа. Сохранились сведения, что «один из их детей стал дедушкой первого императора Японии, потомки которого царствуют в Японии по сей день». Одно печально: сбылось пророчество отца Коноханы, которое он изрек перед свадьбой: «Священная жизнь потомка небесных богов недолговечной будет, подобно цветам на деревьях». В честь Коноханы на Фудзи ежегодно проводят «огненный праздник» Химацури, во время которого вся гора пылает кострами и освещается фейерверками.

В народном сознании Фудзи более 2000 лет является святыней, горой даосских бессмертных; обителью горных ками (божеств), спустившихся с небес, местом средоточия духов умерших, уединившихся с целью очищения и превращения в ками. Синтоисты, возведшие первый синтоистский храм для умилостивления разгневанных богов на горе в начале IХ в., верят, что Фудзи связывает небо и землю, а буддисты убеждены, что древняя тропа на ней на высоте 2500 м ведет в другой мир. Молва твердит о том, что из жерла вулкана исходит дым от костра, подожженного эликсиром бессмертия. На самом деле в жерле ничего не горит, и дым не идет, это людская память о былых извержениях, предание, согласно которому всякий, кто покорит вершину, становится героем и обретает бессмертие. Так, героем стал знаменитый проповедник буддизма принц Сётоку, который на божественном коне перепрыгнул через Фудзи. Об эликсире бессмертия знал первый китайский император Цинь Шихуанди (III в. до н.э.). Он дважды направлял за ним к таинственной горе Пэнлай (предположительно, Фудзи) своего придворного мага и гадателя Сюй Фу, и даже сам перед кончиной предпринял морскую экспедицию, также закончившуюся неудачей.

Первым человеком, взошедшим в 663 г. на Фудзи, был безымянный японский монах. На гору паломники поднимались редко, поскольку императорский двор с 794 г. находился в Хэйане (Киото), и императоры с подданными совершали паломничества к расположенным рядом со столицей «Трем священным горам Кумано». Фудзи оставалась отдаленной святыней. С тех пор, как сёгун Токугава Иэясу — в отличие от императора реальный владыка Японии — перенёс свою резиденцию в близкий к горе город Эдо, последующие сёгуны и члены их правительств стали поклоняться Фудзи. К святыне переместилась и вся культурная жизнь Японии. С XVIII в. число паломников на Фудзи значительно возросло. Богомольцы взбирались на гору, запасались в храмах святой водой, купались под водопадами.

В 1872 г. доступ на гору был открыт всем желающим, в том числе и женщинам. С 1890-х гг. на Фудзи потянулись альпинисты, а вскоре и туристы.

«Первым русским, который забрался на Фудзи, был географ, путешественник и ботаник А.Н. Краснов. Он трижды был в Японии, и в 1895 г. взошел на Фудзи… Он тоже написал про усеченный конус, «как будто бы сделанный рукою токаря». Он лучше всего уловил, что близко европейскому человеку. Этот природный объект прекрасен потому, что он как бы сделан человеком, что в природе такого не бывает и не должно быть». (А.Н. Мещеряков). Иностранцы создали эстетский культ Фудзи и «заразили» японцев своим восхищением горой. Сегодня весь мир признал, что это самый красивый вулкан на планете, с которым никак не вяжутся беды, вызываемые извержениями. Турагентства наперебой предлагают туристам  «сногсшибательные фото великой горы» — «Перевёрнутую Фудзи», отражённую в глади одного из Пяти озёр; «Красную Фудзи» на рассвете в конце лета — начале осени; «Бриллиантовую Фудзи» с середины октября до конца февраля; «Жемчужную Фудзи» в полнолуние в чистом воздухе весны или осени. (rtournews.ru)

Начиная с VIII в. о Фудзи создавались стихи и истории, гравюры и рисунки, но небывалый размах поэтического воспевания Фудзи пришелся уже на Новое время. Знатоки уверяют, что ни в одном произведении нет описания «разгневанной» Фудзи, нет «Последнего дня Помпеи». Фудзи предстает в любой вещи воплощением гармонии и чистоты.

Чернеют тучи,
Вот-вот прольются дождем.
Только Фудзи бел.
(Мацуо Басё)

Художники Хиросигэ Андо и Хокусай Кацусика создали серии гравюр разного состояния Фудзи, экспонировавшиеся в Европе и вызвавшие у европейцев неподдельный интерес к горе.

Фудзи — коварная гора. То и дело на ней гибнут люди, но нескончаем их поток. Каждый год на гору взбирается. 200 тыс. человек. «Глупец тот, кто ни одного разу не поднимался на Фудзи, а тот, кто поднимался дважды — вдвойне глупец», — говорят японцы.