О научной ассимиляции и колонизации

Андрей Бухаров
Ассимиляция бывает разной...
Сколько бы не ругали советский народ, советскую власть и СССР, это был огромный скачок в будущее для всего человечества и для казахского народа в частности.

Сегодня принято критиковать Казахскую ССР за то, что там  закрывали казахские школы.
Я, имея аттестат зрелости на казахском языке, скажу, что всякому языку свое место в мировой культуре, в моей школе №94 Калининского района Алма-Аты, казахов заставляли посещать факультатив по родному языку, от чего они всеми силами старались увиливать.

В программах по истории и географии были разделы по истории и географии Казахстана, для чего были изданы специальные учебники.

А вот физику или математику изучать на казахском языке очевидно и сегодня не стоит, по крайней мере до тех пор, пока казахстанские ученые не достигнут в этих науках передовых позиций.

Приведу такой пример из своей "практики", когда я учился в девятом классе, ко мне пришел соседский племянник, казах из глухого аула, попросил сделать расчет холодильной камеры для хранения мяса в Гурьевской области, это был его дипломный проект в сельхозинституте.

Я расчеты сделал, при этом выяснил, что он в школе не усвоил операций с десятичными дробями, потому что школа была казахская.....

Десятичные дроби это конечно мелочи, но наука, причем наука современная, это весьма затратное и трудоемкое дело, не всякому государству, а тем более народу по силам высокие научные достижения, поэтому, чтобы не отстать от  мирового уровня, надо пристраиваться к лидеру и стараться не отставать от него. Но тут возникает вопрос: А кто сегодня лидер и какие научные результаты сегодня востребованы, иными словами, кто за научные разработки в состоянии заплатить?

В общем ассимиляция народа начинается тогда, когда умные (ученые) люди начинают ориентироваться не на нужды своего народа, а на нужды мировой финансовой олигархии.

Приведу такой пример: Один мой одноклассник, еще в школе интересовался микробиологией, в 1975 году он поступил на биофак КазГУ, в 1984 году в Москве он защитил в Москве кандидатскую диссертацию по генетике, вскоре он оказался в США, где продолжает свои научные изыскания....

При такой постановке вопроса стоит ли удивляться, что дипломированный казахский животновод не знает что такое десятичные дроби. Баранов ведь считают по головам, без всяких там интегралов и дифференциалов...

А раз так, то вопрос ассимиляции или колонизации казахского народа остается открытым...

Кстати, одним из основателей Академии наук Казахстана был Тихов Гавриил Александрович, уроженец Смолевичского района Минской области, который еще ло революции окончил Сорбонну,  его исследования природы пространства и времени были схожи с исследованиями Альберта Эйнштейна.