Ялда - ночь прощения

Нина Ватрушкина 2
Фильм «Ялда - ночь прощения». Режиссер Масуд Бахши. Иран. 2019 год


Историю главной героини иранского фильма  Мариам трудно назвать банальной. До 14 лет в ее семье все было нормально: отец работал личным водителем  хозяина крупного рекламного агентства Насера, пользовался уважением, имел приличный доход.

Но в 14 девочка потеряла отца, а с ним достаток и защиту в обществе.

Однако судьба  пока не отвернулась от нее. Мариам взяли на работу в агентство хозяина, помогли получить профессию и образование. Но любвеобильный глава агентства, которому к тому времени исполнилось 65 лет, «положил на девочку глаз» и уговорил  вступить с ним во временный брак. Условия брачного договора детей не предполагали.

Но беременность случилась, что вполне естественно, и отношения разладились.  Во время одного из скандалов Мариам толкнула «дедушку», и тот неудачно упал. Мариам приговорили к смертной казни. 

Что такое временный брак в Иране? Примерно тоже, что у нас гражданский. Только еще хуже. У Насера, временного мужа Мариам, постоянная жена существует, только она уехала в другой город якобы лечиться или на самом деле лечиться.  Мы о ней ничего не знаем.   

Измена в исламе не приветствуется, так по крайней мере говорила мне знакомая  ульяновская мусульманка. Но у шиитов временный брак практикуется. В Иране 89 % шииты, поэтому в культуре страны такое есть. Сунниты не приветствуют, в интернете полно возмущенных отзывов. Привожу один, дословно: «Временный брак> завадж мутьа, это шиитами узаконенная проституция для личного удобства в кайф и ничего общего с ИСЛАМОМ неимеет!!!!!»

К гражданскому браку отношусь плохо, но справедливости ради надо сказать, что это не проституция. Дело в другом: в зависимости женщины и безответственности мужчины. Когда впервые несколько лет назад увидела в каком-то шоу приличного молодого человека 27 лет от роду, пожившего в гражданском браке с одной, а теперь восхваляющего другую, с которой таким же образом СЧАСТЛИВО живет уже ЦЕЛЫХ 4 месяца, захотелось спросить, с чем осталась та, первая как бы жена.

Будем считать ведущий почувствовал мое удивление и задал этот вопрос.
 - А у нее остался ребенок.

«У нее». А у него? 27-летнего попрыгунчика.

В исламской культуре временный брак (никах — ульмут'а) — краткосрочный союз мужчины и женщины, заключаемый исключительно ради удовольствия. При заключении временного брака мужчины преподносят подарок (махр). Содержание детей, родившихся от таких отношений, зависит от признания отцовства.

В случае с Мариам брак изначально не предполагал детей.

Но беременность случилось, как уже было сказано, и в молодой женщине проснулся инстинкт материнства. Она решила уйти из роскошного дома Насера во имя новой, зародившейся в ней жизни. Чем все закончилось, мы уже знаем   — смертным приговором.

Но судьба еще раз повернулась к женщине лицом. Мариам выбрали для телевизионного шоу «Радость прощения» («Чудо прощения»).  На тегеранском TV в рамках реалити - шоу  проходят передачи, на которых присутствуют преступник и жертва. В ходе обсуждения жертва может простить преступника. Прощение жертвы на TV приравниваются к помилованию.   

Фильм «Ялда — ночь прощения» начинается с того, что Мариам привозят в студию.  Роль исполняет 22-летняя талантливая иранская актриса Садаф Асгари. Трудно поверить, что это не сама заключенная, а актриса, настолько она естественна, искренна, не сопереживать просто не получается.   

В роли жертвы — единственная дочь Насера Мона,  которая до определенного времени  дружила с юной Мариам и оказывала всяческую благотворительную помощь. Теперь она единственная наследница отцовского бизнеса, никакие соперники в этом деле ей не нужны.

Роль Моны играет другая популярная в Иране актриса — Бехназ Джафари. Ей 44 года. Актрисе удается передать холодный, раздираемый страстями характер жертвы. Она ненавидит Мариам, но есть одно но. В шоу через СМС участие принимают зрители. Если не менее 5 млн зрителей проголосуют за прощение, то жертве выдается половина суммы спонсоров, так называемые «кровавые деньги». Если участников будет более 9 млн, жертва получает всю сумму. А деньги, как известно, лишними не бывают.

Поэтому разговор в реалити-шоу идет более чем драматичный. Юная преступница пытается оправдаться, объяснить свои на самом деле чистые помыслы и по отношению с Насеру, и своему мертворожденному, как она считает, сыну. Мона высказывает свои обиды.

А по ходу, как и в наших телепередачах, исполняются песни, стихи, идут рекламные ролики. Реалими-шоу проходит в праздник Ялда, поэтому передача перемежается поздравлениями, пожеланиями веселого отдыха. За кулисами идет напряженная работа, все четко выполняют свои задачи, не отвлекаясь ни на какие эмоции. 

Но жизнь нельзя остановить, и новая информация просачивается.  Борьба  принимает другой оборот: ребенок жив, его просто скрыли  по известным причинам, и он в студии. Мариам забывает все обиды, теперь она готова согласиться на все, лишь бы вымолить прощение. 

Формально она его получает. Но примирения не состоялось. Жизнь оставлена, но мученическая.  Специальная машина увозит ее в тюрьму. Но теперь с ней  украдкой срезанные пряди волос ребенка.

Фильм динамичный, напряженный, психологически выверенный. Пока мы упорно смотрели голливудские фильмы с надоевшими излишествами, развивалось иранское кино, обращенное к своему обществу, поднимающее важные  социополитические проблемы, в которых на первом месте человек и его судьба, социальность и гуманизм.

Фильм «Ялда — ночь прощения» получил массу наград на многих международных фестивалях. Ансамблевый фильм, в котором все действующие лица  сопереживают одному герою, и нет ни одного случайного, не нужного участника телевизионного спектакля, лишних эпизодов, необдуманных фраз. Безупречная игра всей труппы, от главных героинь до последнего статиста.


На фото: Главная героиня фильма ""Ялда - ночь прощения" Мариам (иранская актриса Садаф Асгари).