Иванов, Алексей. Сердце пармы

Валерий Варуль
Отзыв написан в 2004 году.

Обратил внимание, что в прессе некоторое время назад появились восторженные отзывы о романе уральского историка Алексея Иванова «Сердце пармы».   

Затем новое известие: роман выдвинут на соискание премии «Национальный бестселлер».

Поскольку знаю, что эту премию дают, как правило, писателям не совсем ей соответствующим, решил подождать решения жюри. Когда выяснилось, что премия «Сердцу пармы» не присуждена, сразу же купил в надежде, что книга стоящая.
И не ошибся.

Со времён Шишкова и Чаплыгина – это первая книга, которая стоит вровень с произведениями этих писателей и даже, на мой взгляд, превосходит их.
Превосходит в том, что события 15 века описываются современным писателем.
Я не люблю высосанные из пальца сюжеты с чертовщиной. («Кысь» Т.Толстой и др. подобных авторов). Но в этом романе весь демонизм так органично вписывается в повествование, что не мешает, а усиливает удовольствие от чтения.

Невероятно образный язык. Образность – главное достоинство книги, т.к. именно она пробуждает интерес читателя к событиям и ритуалам древних уральских народов.
Обычно я не любитель описаний природы, т.к. они у большинства вымучены на красивость. А в «Парме» природа описана с таким упоением, с таким преклонением перед Уралом, как географической родиной, что берёт зависть: ну почему я не так вижу окружающий мир, как это видит Алексей Викторович Иванов.
Низкий ему поклон.

На мой взгляд, книга рассчитана не только на любителей исторического романа. (Я сам не люблю исторические романы, т.к. всё равно всё было не так, как рассказал автор). Она интересна любому читателю: и любителю изящной словесности, и любителю фэнтези, поклонникам мелодрам , семейных саг и т.п.

О чём речь в романе?
В центре род пермских князей. Поскольку христиане и язычники живут вместе, то и в повседневной жизни судьбы их переплетаются. Много в ней парадоксов. Пермяки и руссы живут рядом, но граница между ними очень чёткая во всём: в религиозных обрядах, в способах выживания и т.п. Но это не мешает им иметь смешанные браки. У них общий враг – вогулы. Это те народы, которые живут за Уральскими горами и в наше время их называют манси. Вогулы живут разбоем. Уральцы – трудом.
Очень убедительно показано, что языческие боги могущественнее христианского. Лесные духи, ведьмы, оборотни – это постоянные спутники жизни не только пермяков, но и руссов.

В центре романа, буквально на каждой странице, присутствует парма. Парма – это (если примитивно) уральские горы, покрытые лесом. Но о них рассказано так, что парма воспринимается как духовная обитель проживающих на Урале народов.

О судьбах пермских князей, которые вышли из русских переселенцев, рассказано очень интересно, с элементами мистики, неожиданных сюжетных поворотов, героизма, верности своему народу… Но, несмотря на мои громкие слова, всё это на обыденном житейском фоне, со свойственными людям слабостями, нерешительностью и даже предательством.

Есть у романа и недостатки, но они, скорее, редакционного порядка. А именно. На каждой странице романа в среднем присутствует до 13 незнакомых современному читателю слов. Если бы был словарь, то удовольствие от чтения было бы более полным. Особенно первой главы, которая как бы испытывает читателя на выносливость. Конечно, общий смысл никуда не ускользает, но непонимание частных фрагментов вызывает досаду.

Ещё раз низкий поклон А. Иванову за его прекрасный роман.