Предательство памяти

Анатолий Федосов
                Единственное, что может тебя предать –
                это твоя память. Мы всегда забываем
                хорошее и помним плохое.
                Ариил Голд



Так ли это, и настолько это естественно или противоестественно. С одной стороны – это мудрость природы,
с другой – существенный недостаток культуры человека. давайте разбираться: когда мы спотыкаемся о камень – следующий раз мы обходим его стороной, а ещё лучше – убираем с пути. Разве это не естественно? Иначе бы человек был обречен на Сизифов труд и его путь к совершенствованию был бы проблематичен. Правда, есть и такие, которые разбрасывают камни и даже встают на них, утверждая, что камень этот – истина, которой надобно преклоняться. Но, это уже «изыски» человеческого общества – которые тоже вполне можно отнести к предательству памяти.
Теперь о хорошем – отчего памяти так целесообразно забывать его, и это она делает более охотно? Ответ прост – чтобы мы вновь и вновь стремились к хорошему! Только вот, всегда ли мы умеем определить «Что такое хорошо и что такое плохо». Увы, человечество и в этом вопросе, не просто заблудилось, а «блудит», причем целенаправленно и изысканно. Пожалуйста, вот вам пример: вы можете привести какой-либо вид животных, птиц, рыб и пр., которые размножаются круглогодично и тем более используют близость ради удовольствия? И здесь тоже, человечество умудрилось уйти от естества и природы настолько далеко, что обратная дорога уже заросла лесом. Выход? Он всегда есть, только вот он уже настолько дорог и нежелателен для человечества, что только остается мечтать о правильном и естественном. Но, как говорится: «Мечтать не вредно!» и пока не так опасно.
А как же быть простому смертному – надо же определиться. Искать или нет «золотую середину», «идти по лезвию ножа», «пройти между Сциллой и Харибдой». Я же не призываю вас к немедленному действию – только обнажаю суть – а выбор должен сделать каждый – сам, взвесив свои силы, потребность и необходимость.

Однако, память может предавать человека и в случае, когда она «не забывает хорошее». Это более сложное и глубокое явление памяти – для понимания её сути обратимся к роману Сартра «Тошнота». Вот некоторые места из него, проливающие свет на этот сложный процесс памяти:
                ********
Рокантен (главный герой романа, авт.) часто вспоминает о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После нескольких лет молчания он вдруг получает от неё письмо, в котором Анни сообщает, что через несколько дней будет проездом в Париже, и ей необходимо с ним увидеться. В письме нет ни обращения, например «дорогой Антуан», ни обычного вежливого прощания. Он узнает в этом её любовь к совершенству. Она всегда стремилась воплощать «совершенные мгновения». Некие мгновения в её глазах обладали скрытым смыслом, который надо было «вылущить» из него и довести до совершенства. Но Рокантен всегда попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда они были вместе, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь то моменты горести или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все удерживали в себе. Вероятно, и расстались они по обоюдному согласию из-за того, что груз этот стал слишком тяжёл.
В субботу Рокантен приезжает в Париж и встречается с Анни. За шесть лет Анни очень пополнела, у неё усталый вид. Она изменилась не только внешне, но и внутренне. Она больше не одержима «совершенными мгновениями», ибо поняла, что всегда найдётся кто-то, кто их испортит. Раньше она считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь, Ненависть, Смерть, которые порождают «выигрышные ситуации» — строительный материал для «совершенных мгновений», а теперь поняла, что эти чувства находятся внутри неё. Теперь она вспоминает события своей жизни и выстраивает их, кое-что, подправляя в цепочку «совершенных мгновений». Однако сама она не живёт в настоящем, считает себя «живым мертвецом».
                ***************
Сразу же вспоминается пьеса Льва Толстого «Живой труп», в которой главный герой Федор Протасов инсценировал свою смерть и уехал с цыганкой Машей в другой город. Почему? Объяснение довольно простое – он пьющий и гуляющий мужчина, давно не любит свою жену Лизу, которая, в свою очередь, уже давно влюблена в своего давнего друга – казалось бы благородный поступок – не мешать ей устроить своё настоящее счастье, как же, разве это не благородство дворянина. Всё заканчивается трагически – Лизу с её новым мужем обвиняют в двоеженстве, что грозит ссылкой в Сибирь. Федору ничего не остается, как застрелиться прямо на суде. Суть! Пожалуйста, – человек, ограничивший себя рамками «живого трупа» - рано или поздно должен стать трупом уже на самом деле. Что подводит его к этой роковой черте? Конечно же – память! Память о том, что Лиза – вовсе не чужой для него человек – возможно он не раз пожалел о своем поступке, но, понимая, что измениться ему, самому было невозможно. Он сам выбрал для себя свою судьбу. Память, и только она преследовала их всех – и все эти жизненные неурядицы могли бы  так и кануть в небыль, вместе с ними, когда бы не вмешалось правосудие. И что изменилось в лучшую сторону, оттого, что Федор покончил с собой? Ничто – только память стала жгуче и печальнее, а рамки бытия стали более тесными и прочными.

Самое печальное, что эти рамки бытия, обусловленные памятью, которая в вышеприведенном случае, выступает уже в форме назидания, могут воздвигаться и самим человеком, добровольно, казалось бы, из лучших побуждений – а результат тот же, пусть и не столь трагический, но всё же печальный. Итак, вернемся к роману «Тошнота».
«Совершенные мгновения» - вот ключевое понятие для понимания коварной роли «памяти, не забывающей прошлого». Взгляните ещё раз на картинку к этой работе – там речь идет об «ОГРАНИЧЕННОСТИ» - вот что решает судьбу памяти – быть ей предательницей или спасительницей и помощницей. В ХIХ веке в Санкт-Петербурге работал знаменитый математик Леонард Эйлер. Так вот, если мне не изменяет память. Он знал наизусть квадраты и кубы всех чисел от 1 до 100. Думаете для того, чтобы наслаждаться их совершенством? Ну, конечно же  - нет! Только лишь для того, чтобы быстрее производить математические расчеты, при решении задач и открытии новых математических проблем – он ценил время, чтобы расширить пределы математики. Память была ему нужна, чтобы идти дальше, и была лишь инструментом для его более быстрого движения вперед,
А какую роль играла память в жизни Анни, расширяла ли она горизонты её жизни? Увы, нет – она лишь ограничивала их, позволяя и давая выстроить ряд «Совершенных мгновений». С какой целью? Чтобы ограничить свою жизнь совершенством – из всего, хорошего и плохого, веселого и печального, она старалась «вылущить» СОВЕРШЕНСТВО. Зачем? Чтобы жить в этом мирке совершенства. Постепенно этот мирок становился и источником опыта, и источником вдохновения, позволял быстро искать ответы на вопросы и решать однотипные жизненные задачи. Вначале, чуть меняющаяся жизнь подходила под эти опыты  - и «вылущенные» зерна тех, прежних опытов позволяли решать её новые задачи……….

И вот наступал – быстро или медленно – момент, когда человек добровольно запирался в крепости своих «Совершенных мгновений», говоря себе и другим, что её устраивает этот мир, эти способы подхода к решению его новых проблем, объясняя это всё тем, что всё в этом «бренном мире» повторяется…. 
А тот, кто захочет её переубедить – как посчитает она – просто пытается разрушить, испортить этот мир «Волшебных мгновений». И вовсе не обязательно, что этот мир будет построен только из личных мгновений – он может содержать и чужие, весьма важные и даже содержательные мысли и факты… Но, только они обязательно  будут из ПРОШЛОГО. Именно в этом и заключается горькая соль возникновения ОГРАНИЧЕННОСТИ. И я вовсе именно здесь не желал бы сделать упор на факторе «Гендерности» - хотя исторически именно мужчине история развития человечества вручила ключи первооткрывателя, пионера и изобретателя всего нового и «расширителя» горизонтов жизни, науки и техники. Но, так быстро меняющаяся жизнь вполне может менять, в этом смысле, роль мужчины и женщины. Всё дело, как я предполагаю, во многом зависит от того, как правильно мужчина и женщина распорядятся задачами и приоритетами именно вторых десятилетий (10 – 20 лет) своих жизней.  Таким образом, человек, как бы добровольно, может сделать себя ограниченным и неспособным, а скорее нежелающим вникать в проблемы быстро меняющегося мира. А может – и наоборот – использовать «совершенные мгновения» для того, чтобы на основе их решать новые задачи, предлагаемые быстро меняющейся жизнью. Способны ли на это только умные? Здесь, думаю, ответ не будет однозначен – ум будет лишь в помощь воле, желанию, терпению и, конечно же – удаче.
                Чего я вам всем и желаю!!!