Схватка за Будущее - Национализм или экоцентризм?

Виктор Постников
Я пишу эту статью во время войны. Моя семья оказалась разбросанной по  миру, а мы с женой вот уже около года живем в вынужденной иммиграции. Мы - граждане Украины и война для нас несомненно это катастрофа, как и для миллионов людей.   И ей не видно конца. Сможем ли мы вернуться когда-нибудь  домой и  восстановить нашу жизнь?  И останется ли дом домом?  У меня нет такой уверенности.  Напротив, я думаю, что наша жизнь и жизнь миллионов изменится до неузнаваемости. Разумеется, жизнь продолжится и залижет свои раны.  Но какое это будет будущее?
 
У аналитиков  сегодня разные прогнозы на окончание войны, но никто не  смотрит дальше 10-20 лет.  Более того, даже в общих чертах, никто не рискует давать  прогноз  развития глобального порядка.

Война, пришедшая в наш дом, не единственная в мире. По всему миру ткань жизни разрывается и государства перетягивают ее на себя.  Сильные государства выживают за счет производства высокоточного оружия, слабые объединяются или ищут покровителя среди сильных, чтобы как-то выжить и не стать жертвой очередного конфликта.  Сегодня мы видим, как мир группируется вокруг таких государств как США, Китай и Россия. Это очень напоминает  бесконечную войну между Океанией, Евразией и Истазией в орвелловском мире. 
 
Доктрина национализма

Два, наиболее уважаемых мною, современных пророка - Олдос Хаксли («Новый дивный мир») и Джордж Орвелл («1984») - хорошо разбирались   в психологических причинах войн  и пришли к выводу о ее рукотворном характере.  Никакие другие внешние или абстрактные причины (как-то: перемены климата, экономические проблемы и т.п.) не могут  быть первостепенными.  Они лишь триггеры. Люди – главные действующие силы.

И среди этих человеко-центрических сил, оба исследователя, слово которых, надо признать, обладает   ужасным весом, называют национализм в качестве главного движителя войн.  У Хаксли («Причины войны», 1938),  национализм порождает ненависть к другим и тщеславие ко своим, усиливающим друг друга и приводящим, в результате,  к войне.   У Орвелла («Записки о национализме», 1945), национализм разбирается  в его различных ипостасях по горячим следам, сразу же после окончания Второй мировой войны.

Разумеется,  национализм антропоцентричен, т.е.  в его центре всегда стоит человек, своего рода прародитель нации (что бы это ни значило). Но для него  даже не человек важен как существо или культурная единица (этим занимается антропология),  он  строит свою доктрину (язык не поворачивается назвать это философией) на фантомах, таких как нация, государство, родина, и на их атрибутике: флаги, гербы, штандарты, и проч.
 
 Само понятие национализма тесно связано с претензией на превосходство. Доказать превосходство, однако, бывает довольно трудно. И здесь в ход идут всевозможные «достоинства нации»: военные успехи, культурные достижения, уникальная природа, язык и даже еда. Я уже не говорю о теории расовой чистоты, прямо приводящей к газовым печам. Чаще всего, приоритет той или иной нации решается на поле бое. Отсюда бесконечные войны. Сегодняшний отказ от глобального либерального порядка в пользу национализма (и войн) кратко прослеживает Юваль Ноа Харари в последнем интервью [1].

Доктрина экоцентризма

Экоцентризм – природо-центрическая доктрина, базирующаяся на онтологическом мировоззрении или «видении» (подкрепленном этикой и наукой), согласно которому в сравнении с важной частью природы – человечеством - вся экосфера безусловно важнее: она инклюзивнее, сложнее, интегрированнее, креативнее, прекраснее, загадочнее и старше самого времени [2].

Как справедливо пишет Патрик Кэрри,  философ и экоцентрист, ‘«видение» в смысле заглядывания в будущее или способности проникать в ход событий, неразрывно связано с историей человечества, ...  оно одновременно предполагает и  возбуждает  человеческую способность, по крайней мере в принципе, думать и действовать вне параметров, установленных социокультурной парадигмой.’ [3]

Канадский экоцентрист Стэн Роу отмечает, что ‘«Окружающая среда», которая определяется антропоцентризмом, как «материалы, предназначенные для использования  людьми, для служения потребностям человека»,  на самом деле является глубочайшим источником, гениальной и творческой матрицей Жизни.   Для перевода современной западной культуры на экополитический путь потребуется найти радикально новое мировоззрение и изменить образ жизни. Это должно стать важным прорывом нашей естественно-научной культуры. Экоцентризм - единственное универсальное мировоззрение, вытекающее из ценностной переориентации Homo sapiens на планету Земля.”’[4]

Это всего лишь “широкие мазки будущего», но сегодня  к ним присоединяются миллионы, для которых Земля оказывается дороже  собственной рубашки, или собственного благополучия, или благополучия своей страны, или благополучия своей нации.

Как изменить существующую социо-политическую парадигму?  Как правильно пишет Патрик Кэрри, ‘история не управляется детерминистски какой-нибудь одной силой или комбинацией сил (например, инерцией, властными элитами, видами производства  или чьими-то мировоззрениями).  Роль визионерской мысли в ходе истории указывает на то, что идеи имеют формативную и директивную власть в отношении человеческих поступков.  Марксизм и неолиберализм  - примеры таких недавних визионерских парадигм - хотя и превосходящих узость национализма, тем не менее, остаются человеко-центричными и с точки зрения благополучия всех живущих на Земле существ оказались довольно-таки мрачными и никчемными.’[4, 5]

Властные элиты сделают все, чтобы отвлечь нас от экоцентрической парадигмы. Ясно, что их парадигма рушится, и никакие косметические/космические средства не помогут.  Война – прекрасное средство отвлечения от надвигающегося коллапса экосистем.  По выражению покойного экоцентриста Дэвида Ортона, «Вся эта зеленая экономика -  всего лишь  попытка почистить зубы капиталистическому дракону.» [6]

Перед лавиной экологических проблем (разрушение климата, вымирание животных, перенаселение, консумеризм, угроза голода,  эпидемии) все другие человеческие проблемы (отчуждение, засилие правых, эгоизм, гедонизм) просто меркнут.   Но именно они не позволяют взглянуть правде в глаза.

Скорее всего, нам придется ждать конца старой парадигмы. И делать все возможное для ее «благополучного»  исхода. Тем временем - вопреки всему - тихо строить новую жизнь.

   


Ссылки
1. The return of wars, explained by Yuval Noah Harari https://www.youtube.com/watch?v=-nn5pYczJM0
2. Экоцентризм - справка из Википедии. http://proza.ru/2011/06/02/514
3. Патрик Кэрри и Эйлин Крист. Важность экоцентрического видения. http://proza.ru/2020/03/10/1161
4. Stan Rowe, biographic profile.
5. Патрик Кэрри. Экоцентризм и возможное будущее. http://proza.ru/2020/04/05/1511
6. https://en.wikipedia.org/wiki/David_Orton_(deep_ecology)