Если задуматься, что будет потом

Терехов Максим Юрьевич
     О том, что детьми надо заниматься, не говорит только ленивый. Изрисованные лифты и подъезды, пьющие и курящие малолетки на детских площадках, ненормативная лексика, изрыгаемая из уст даже очень маленьких детей – всё это побуждает напуганных и огорчённых взрослых дядей и тётей оглядываться по сторонам и искать человека, который  смог бы остановить процесс разложения общества и воспитать запущенных родителями и отбившихся от рук мальчишек и девчонок
     Правда, большинство из этих правильно мыслящих людей не способны сами ничего сделать. Сказав одно-два замечания подрастающему поколению и получив на них грубый ответ, они обиженно устраняются от этого процесса и молча ждут, кого-нибудь, кто должен уметь их воспитывать. Иногда бывает так, что люди с педагогическим образованием должны уметь, но всё равно не умеют. Главная причина их беспомощности в этом вопросе заключается в том, что, получив необходимые знания в институтах и университетах, они не могут заставить себя полюбить этих детей. Фальшь делает педагога  беспомощным, но не будем о грустном, а поговорим лучше о человеке, у которого получилось найти подход к таким детям.
     Виталий Михайлович работал много лет в детском клубе «Орлёнок» и преподавал там резьбу по дереву для всех желающих. Приходили к нему весьма трудные дети и подростки прямо с улицы и начинали с интересом осваивать это искусство. Он давал большинству из них несложные задания, предлагая в совершенстве освоить вырезание из липовых чурок ложек и ковшей различных размеров. Предмет весьма практичный и когда-то незаменимый в быту. Кто задерживался надолго, тот мог освоить и более интересные навыки. 
      Через его мастерскую прошли и мои дети. Вырезанные ими ковшики до сих пор лежат у меня дома и пробуждают тёплые воспоминания об их детстве. Что же такого необычного делал Виталий Михайлович, что отпетые хулиганы оставляли улицу и задерживались надолго в его уютной мастерской? Просто он относился к ним с пониманием и любовью, хотя это было зачастую очень трудно.
- У меня была замечательная книга по резьбе по дереву. Дал я её ребятам посмотреть, и увели её у меня прямо из-под рук. Я даже не понял как, - с огорчением рассказывал он. При этом не было  в его голосе ни ненависти, ни затаённой обиды, просто фиксация факта собственной невнимательности.
      Таких деятелей приходило к нему много, и иногда он был собран и натянут, как струна, прекрасно понимая, что позволять безнаказанно что-то стащить из мастерской - значит потакать дурным привычкам ребят. При этом ситуации могли возникать сложные. Зная, что один человек нечист на руку, Виталий Михайлович понимал, что другие дети в этом не виноваты и должны получить свою порцию внимания.
      Были и такие, которые это внимание из него вырывали буквально насильно. Пришли однажды к нему две девочки подростки лет по 14. Впереди маячило 8 марта, и Виталий Михайлович предложил им сделать из фанеры сердечки и подарить их своим мамам на праздник, только вот заготовки надо было сделать ему. Девочки лобзиком пилить не умели. Дальше им нужно было обработать сердечки шкуркой и покрыть лаком. Виталий Михайлович всё никак не мог выкроить время для девочек и сделать две заготовки. Тогда одна из них взяла топор и начала им рубить фанеру. Точнее из педагога внимание «вырубать». Топором она тоже особо пользоваться не умела. Естественно, что взять внимание у неё получилось, и преподаватель полностью переключился. Он отобрал топор и быстро сделал для девочек заготовки, рискуя при этом потом чего-нибудь недосчитаться в мастерской.
     Слава Виталия Михайловича гремела по всему городу. Его ученики показывали отличные работы, и многие дети из вполне благополучных семей тоже шли к нему в мастерскую. Только вот родители не всегда хотели, чтобы их ухоженные дети пересекались с хулиганами…
     Однажды своего сына привёл к нему на обучение местный депутат. Человек солидный и состоявшийся. Ему очень не понравилось общество, в которое попал его сын. Он совершенно не разделял подхода Виталия Михайловича – брать всех и, обучая нехитрому ремеслу, незаметно воспитать человека.
     Любой хулиган прекрасно чувствует отвращение к себе и зачастую пытается в ответ не исправляться, а наоборот ещё больше эпатировать публику. Когда депутат с сыном выходили из подъезда после занятия, один из трудных мальчишек выскочил перед ними в дверь на улицу и демонстративно справил малую нужду под лестницу. Оскорблённый депутат тут же вернулся в мастерскую и стал требовать от Виталия Михайловича выгнать хулигана, на что Виталий Михайлович ему спокойно ответил:
- Вы, безусловно, можете, используя свой авторитет и влияние в городе, добиться, чтобы администрация клуба его выгнала сейчас и запретила ему посещать мои занятия, но я прошу Вас задуматься, что Вы и Ваш сын будете делать с ним потом, когда он вырастет таким, какой он есть, и создаст гораздо большие проблемы для окружающих…