Тпрр-33. этимология местоимений я, ты

Владимир Книгин
     ТПРР-33. Этимология местоимений.
     Подробно говорить о местоимениях мы начали в предыдущей публикации. Рассмотрели личные местоимения множественного числа второго лица, первого и третьего: Вы, Мы, Они. Толкуя личное местоимение единственного числа «Я»,  сделали предположение, что первое лицо, т.е. глава, вождь, вожак,  могло называться его родичами словами МаН, МэН, МеНь, иначе, откуда в косвенных падежах от «Я» появляются первослова М и  Н. МаН и МэН звучат у немцев, европейцев, МеНь ближе нам, существует и сегодня, правда, в виде фамилии, а ещё в названии рыбы мень = налим. Родительный падеж от МеНь даёт  Ме-Ня – сохраняются оба порождающих первослова М и Н. В чём здесь  дело? Личное местоимение первого лица в именительном падеже мог произносить только один человек - вождь, вожак, т. е. первое лицо социальной группы.  Язык отобразил это положение в  грамматике, также создав местоимение первого лица. Все слышали фразу: «АЗ ЕСМ ЦаРь» это церковно-славянский. Местоимением по ТПРР в слове АЗ будет только А, первослово З, мы знаем, это глагол ВиЖу, ВиДиТе. К современному Я местоимение А пришло позже в результате йотирования -  ЙА = Я,  что было вызвано снижением уровня значимости первого лица, в связи с умножившимся хождением «Я» в народе. Появились промежуточные уровни управления, а, значит появилась иерархия самих первых лиц. Жёсткость связи между положением первого лица в социальной иерархии и отражением этой значимости в нормах языка ослабла.  Теперь каждый, имеющий право отдавать приказы от своего имени, называл себя «Я».  «Се язъ Царь и Великий Князь …» так обращался к исполнителям Иван Грозный. Но уже императоры российские, начиная с Петра I, называли себя «Мы». «Мы» это  множественное число. Что, царь не понимал, что он нарушает правила языка? Нет он не нарушал. Помазанник божий говорил так и от своего лица, и от лица бога тоже.
     Выше мы предположили, что члены древней семьи называли вожака МеНь. Это слово говорит о том, что время образования слова МеНь было задолго до становления семейных форм брака. Речь о том времени, когда мужчины неродственных родов приходили к своим жёнам на время, на ночь, постоянно живя в своём родном роде. Вот тогда и возникали те вопросы и те ответы, которые отражены в падежных формах местоимения Я.
     Именительный. Ме-Нь это главный мужчина главной женщины рода - Ма. Судя по детскому виду первослова Нь, можно сказать, что он несёт обязательства служить,  Кому? -> Ме, где Ме= Д.п.(Ма).
     Родительный. Ме-Ня. Отвечает на вопрос Нет кого? -> Ня, где Ня = Р.п.(Нь). В этом слове изменению подверглось только первослово Нь. Толкуем так: если мужчины нет в расположении рода, то все вопросы от членов рода нести к Ме = Д.п.(Ма). Женщина - хранительница очага, всегда на месте, мужчина – охотник, воин, пахарь отлучается и, порой, надолго.
     Дательный. М-Не. В этом падеже изменениям подверглись оба первослова. Род первослов поменялся на противоположный. Опять женщина повелевает: всё, что имеет М, принадлежит Кому? -> Не! Кто помнит значения первослов Н и М, знает, что женщина прежде чем стать Ма, должна сказать мужчине: «На»,  Д.п.(На) = Не.
      Винительный. Ме-Ня. Здесь также чувствуется, что главным ответчиком выступит мужчина. Если женщина, то было бы МеНю, ТеБю. Этого нет в нашем языке. Ня = В.п.(Нь).
     Творительный. М-Но-Й.  Что же творят мужчина и женщина?   Новую жизнь. Здесь мужчина уже обретает черты патриарха – он М. Добавилось первослово Й, которое мы ещё  подробно не разбирали. Кроме йотирования это первослово имеет отношение к формированию слов мужского рода. Так в полных прилагательных мужской род задаётся первословом Й: красныЙ, сытыЙ, сухоЙ и т.д., в отличие от краснаЯ, сытаЯ, сухаЯ. Творит, всё-таки, мужчина. Первослово Но среднего рода, женских первослов в слове МНоЙ нет, вернее, одно спряталось в первослове Но = (Н & На).
     Предложный. О, Обо, На Ком? ->  МНе = П.п.(МеНь = Я). Здесь, как и в дательном, мужчина несёт всё женщине. Отличие в том,  что дательный по-разному изменяет первослова мужского и женского родов: если бы женщина была  обязана что-то давать мужчине, то тв. падеж был бы - МеНю, что и видим, когда в дательный ставим фамилию МеНь. Кому? -> Меню! Ударение на первослово Ме.
      Местоимение второго лица Ты. Первослово Т, означавшее такое свойство как Твёрдость, породило первослова Та и То, означавшие соответственно Мягкость и сочетание Твёрдого с Мягким. Логично, что Т стало означать мужчину, Та это женщина. Род. падеж от первослов  отрицает наличие качества, задаваемого именительным падежом. Р.п.(Та) = Ты. Поэтому обращение Ты изначально относилось к мужчине, так как отрицание качеств, несомых Та, приводит к утверждению качеств мужских. Тогда как же обращались к женщине? Та! Сегодня мы не видим этой разницы, обращаясь к женщинам словом Ты. И только указательные ТоТ, Та, То совпадают с первословами, порождёнными первословом Т. Но мужского рода местоимение почему-то ТоТ. Объяснение в том, что (все догадались, почему Твёрдость связана с мужским родом) Твёрдость преходяща. Мужчина обычно спокоен, поэтому его и назвали То + Т, где То = Т & Та. Он обычно мягкий, но в потенции Т.
      Напомню, что второе лицо  подчинено лицу первому. Оно моложе,  участвует в диалоге с лицом первым. От третьего они отличаются тем, что третье лицо не является участником разговора. О нём могут говорить, учитывать его мнение, высказанное ранее, и только. В косвенных падежах местоимение Ты, как и местоимение Я, проявляет  женскую составляющую. Род. падеж.Нет Кого? ->Те-Бя! Полная аналогия с род. падежом от первого лица – Ме-Ня. Отличие в том, что в первом лице отсутствует сам субъект, обозначаемый Н, во втором лице: нет Кого? -> Бя!, а Бь это сексуальная и иная активность мужчины. Молодого, в нашем случае. Активность субъекта (его качество) и сам субъект в сознании древних ещё не разнесены также далеко, как в наше время, они почти совпадают. Тогда толкуем ТеБя = Р.п.(Ты) так: Ты не должен приближаться к Те  с сексуальными намерениями. «Там нет ТеБя».
     Дательный падеж. Те-Бе. Отвечает на вопрос Кому? -> ТеБе. Здесь оба первослова в дательном падеже. Можно истолковать так, что Те это указательное местоимение множественного числа, говорящие о том, что Те мужчины или женщины несут свои дары Бе = Д.п.(Ба). В дательном падеже находится только первослово Ба, а Ба это сексуально активная особа. Все и всё к ногам красавицы!
     Винительный. Кого? -> ТеБя! Аналогично с дательным для МеНя. «Виноват» опять мужчина, но теперь это не вожак, а молодец, он второе лицо, разговор со старшим, первым лицом. Надо понимать что:  Д.п.(Та) = Те =  П.п.(Та). Эту формулу словами читаем так: Девица Та, о которой говорим, или Та, которой Ты приятствовал, жалуется на Кого? ->  ТеБя! Жалоба (обвинение) выражена первословом Бя = Р.п.(Бь), где Бь активность мужчины. Помним – Род. падеж это ответ на вопрос Нет кого, чего?
     Творительный. Вопрос Кем, С кем? То-Бо-Й. Читается легко. «То», которое ещё называют «То самое» состоялось при обоюдном согласии, об этом Бо = (Б & Ба).
     Предложный. О, На, В ТеБе. Полная аналогия с дательным падежом, отличие в том, что в дательном несут дары Бе, в предложном говорят о Бе и ещё предложный прячет в своём Бе и мужской, и женский, и среднего рода первослова Б, Ба, Бо.