Асадов. Часть четвертая

Наталья Скорнякова
http://proza.ru/2023/12/10/810

Задолго до встречи с будущей второй женой Асадов написал повесть в стихах «Галина». Так родилась красивая легенда о том, что этим произведением он предчувствовал встречу, которой было суждено поменять так много в жизни обоих.

Если есть на свете такой силы вдохновляющая любовь — этот мир становится светлее!

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно.

На одной из литературных встреч в 1961 году актриса Москонцерта Галина
Разумовская попросила пропустить ее выступление вперед, так как она боялась опоздать на самолет. Она должна была читать стихи женщин-поэтов. Асадов тогда пошутил, что мужчины тоже пишут. Она осталась послушать, что он станет читать. Галина попросила Асадова прислать стихи ей в Ташкент, чтобы она смогла их читать. После своего выступления Галина написала автору обстоятельное письмо о том, какой успех имели его произведения.

Он очень боялся вновь ошибиться, но Галина Разумовская стала для него не только женой. Она стала его глазами, его чувствами, его настоящей любовью. Он нашел в себе силы в этот момент порвать свои прошлые, очень тяготившие его отношения. И уйти к той, которую любит. Свои потрясающие стихи он по-святил именно ей.

Я тебе посвящаю столько стихов,
Что вокруг тебя вечно смеется лето.
Я тебя вынимаю из всех грехов
И сажаю на трон доброты и света.
Говорят, что без минусов нет людей.
Ну так что ж, это я превосходно знаю!
Недостатки я мысленно отсекаю,
Оставляя лишь плюсы души твоей.
Впрочем, только лишь плюсы души одной?
А весь образ, таящий одни блаженства?!
Коль творить тебя с радостью и душой
- То выходит действительно совершенство.
 Я, как скульптор, из песен тебя леплю
- И чем дольше, тем больше тебя люблю!

В счастливом браке эта пара прожила целых 36 лет, до самой смерти Галины.

Галина всегда принимала участие в его творческих вечерах, читала его стихи, сопровождала всюду. Только стихи он писал самостоятельно, вслепую набирая их на печатной машинке.

Вся жизнь семьи Асадовых была подчинена четкому графику: ранний подъем, завтрак в семь утра и затем в кабинете начитывал стихи на диктофон. После обеда, который всегда был в два часа, поэт садился печатать свои стихи. А супруга уже после начисто перепечатывала их, готовила к сдаче в издательство.

Асадов не использовал в быту никаких приспособлений для незрячих, кроме специ-альных часов, позволяющих ему определять время. Он очень любил дисципли-нированность, терпеть не мог необязательности или непунктуальности.

Галина Валентиновна в 60 лет научилась водить машину, чтоб супруг мог с комфортом перемещаться по городу и посещать дачу. Она категорически отка-зывалась от приобретения телевизора, ибо считала неэтичным смотреть его при незрячем муже. Зато они вместе слушали радио, а еще Галина Валентиновна читала ему вслух книги, газеты, журналы. Он даже не пользовался палочкой, потому что с ним рядом всегда была Галина, помогавшая и направлявшая его в самом прямом смысле.
 
Кристина Асадова внучка поэта вспоминает:
«Отмечали дни рождения деда всегда шумно и весело. Приходили его друзья. Бабушка была потрясающей хозяйкой. Накрывался стол. Так как дедушка родился в Туркмении, то очень любил плов. Бабушка пекла вкусные плюшки, ватрушки, пироги… Дед был мастер делать настойки, которыми угощал гостей. Одна из любимых называлась «перцовка». Кроме того, был большим ценителем армянского коньяка, который ему часто дарили. Дедушка ведь был армянин и очень гордился этим. А еще любил получать в подарок книги. Читала ему вслух бабушка Галина Валентиновна. Каждый вечер часами без устали! Это был своего рода ритуал… Все каникулы и выходные я проводила с дедушкой…Очень его любила. И он относился ко мне с большой нежностью. Из каждого города Советского Союза, где выступал с творческими вечерами, всегда присылал мне письма, напечатанные на машинке. Рассказывал о городе, о том, как его принимала публика…. …Дедушка всегда был щедр: дарил мне вещи, игрушки. Из каждой поездки привозил сувениры. Особенно много из Севастополя, куда и меня не раз брал с собой. Но больше вспоминается, как мы с ним либо что-то читали, либо музыку слушали, либо он что-то рассказывал. А рассказчиком дед был прекрасным— с потрясающим чувством юмора. Очень любил классическую музыку. У него было много пластинок. Из исполнителей нравился Вертинский. А еще обожал цыганские песни».
 
Кристина Аркадьевна Асадова - педагог, она закончила филологический факультет романо-германское отделение МГУ имени Ломоносова в 2000 году.
В Московском государственном университете международных отношений МИД Российской Федерации работает с 2001 года.

Кристина Асадова преподает на 1-м и 2-м курсах основного языка и всех курсах второго языка. С середины нулевых является соискателем в МГИМО МИД РФ.

Воле Асадова удивлялись даже врачи.

— Когда мне было пятьдесят, женщина-врач мне сказала: пора бросать курить, — рассказывал Асадов.- Как, я же курю с двенадцати лет, начал во дворе, на «слабо»! Тридцать восемь лет курю — главным образом, папиросы. Ну вот, говорит врач, не хватит ли? И я решил: хватит. Я пришел домой и сказал домашним: все, я выкуриваю свою последнюю папиросу. Никто не принял этого всерьез. Я положил около кровати пачку «Казбека» — в ней оставалось двенадцать папирос — и спички. В этой пачке до сих пор двенадцать папирос.

Галина, его любовь, его опора ушла из жизни раньше его, скончавшись от сердеч-ного приступа в 1997 году. Поэт вспоминал этот период, как один из самых сложных в своей жизни. Ведь он остался совсем один. И снова писал. Ей, своей любимой, но уже неземной.

Сквозь звёздный звон, сквозь истины и ложь,
Сквозь боль и мрак и сквозь ветра потерь
Мне кажется, что ты ещё придёшь
И тихо-тихо постучишься в дверь…
На нашем, на знакомом этаже,
Где ты навек впечаталась в рассвет,
Где ты живёшь и не живёшь уже
И где, как песня, ты и есть, и нет.
А то вдруг мниться начинает мне,
Что телефон однажды позвонит
И голос твой, как в нереальном сне,
Встряхнув, всю душу разом опалит.
И если ты вдруг ступишь на порог,
Клянусь, что ты любою можешь быть!
Я жду. Ни саван, ни суровый рок,
И никакой ни ужас и ни шок
Меня уже не смогут устрашить!
Да есть ли в жизни что-нибудь страшней
И что-нибудь чудовищнее в мире,
Чем средь знакомых книжек и вещей,
Застыв душой, без близких и друзей,
Бродить ночами по пустой квартире…
18 ноября 1998 года Эдуарду было присвоено звание Героя Советского Союза.

И вскоре в свет вышла его очередная книга «Не надо сдаваться, люди!».

Он не сдавался до самого конца, в 2004 году. Он писал, встречался с почитателями своего таланта и искренне радовался жизни до последнего дня, пока сердечный приступ не унес его жизнь.

Вызвали «скорую». Но она приехала слишком поздно. 21 апреля 2004 года поэта не стало.
 
Эдуард Асадов умер в 81 год, прожив долгую, плодотворную жизнь. Но перед этим успел написать всем известные строки:

Когда я сгину в вихре грозовом,
Друзья мои! Вы в смерть мою не верьте.
Я — ваш поэт! Я воевал со злом
За ваше счастье пулей и стихом.
А для поэта не бывает смерти!
 
Похоронили Асадова в Москве, на Кунцевском кладбище в могиле жены, поэтому там один обелиск на двоих. Мама похоронена рядом. Семейная могила.  Хотя сам он просил похоронить его сердце в Крыму, на Сапун-горе, рядом с тем местом, где из-за ранения он лишился зрения. К сожалению, родственники по каким-то причинам не выполнили завещание поэта…

Этот красивый, добрый, мужественный человек, настоящий солдат, и сегодня остался кумиром и образцом для миллионов. Его поэзия, его культура — самый массовый ее вариант — несет в себе и добро, и красоту, и сострадание: в том виде, в каком они понятны стране.

Эдуард Асадов гордился тем, что он поэт народный, как Сергей Есенин, которого очень любил.