046 Кайлас Китай

Виорэль Ломов
Раздел 3 Азив

046 Кайлас (Китай)

Кайлас является частью одноименного горного хребта горной системы Гангдисе (Гандисышань) на юге Тибетского нагорья. Расположен в Тибетском автономном округе Китая. Кайлас — священная гора в индуизме, буддизме, джайнизме и тибетской религии бон. Верующие считают ее «сердцем мира», «осью земли», «пупом Вселенной». К Кайласу совершаются паломничества с целью ритуального обхода вокруг святыни — коры (парикрамы).

Кайлас или Кайлаш (с санскрита «Кристалл») — так называют вершину в Европе, но на Тибете эту святыню издавна именуют Канг Тисе («Водный пик») или Канг Ринпоче («Драгоценная снежная вершина»). У приверженцев бон гора известна также как Юндрунг Гуцег («Пирамида девяти Свастик»); у джайнов как Астапада (означает пять основных стихий — Землю, Воду, Воздух, Огонь, Эфир). В Китае Кайлас иногда называют по горной системе — Гандисышань; а вот у космополитов-эзотериков это «Гора свастики».

Высота горы точно не установлена. Известен диапазон: 6638—6890 м. Часто называют 6666 и 6714 м. В Манускрипте Войнича (XV в.) фигурирует 6826 м (http://www.rgo-sib.ru/horizon/128.htm).

Четырехгранный пирамидальный Кайлас, «сложенный» из тринадцати ступенчатых слоев, ориентирован по сторонам света. Его: вершина в форме яйца покрыта вечным снегом, сияющим на солнце. Когда Кайлас окутан облаками. Там дом Шивы — считают индуисты, ибо Кайлас есть не что иное, как образ Меру — центральной космической горы Вселенной. Шива пребывает на Кайласе, медитируя и куря марихуану, а также занимаясь йогой и любовью с супругой Парвати.

Буддисты полагают, что это обитель Будды в инкарнации синего четырёхликого и двенадцатирукого Чакрасамвары.

Джайны почитают Кайлас как место, где их первый святой Ришаба достиг мокши (нирваны). По легендам, Ришаба приобщил племенное общество к цивилизации и дал людям 72 науки.

У бон Кайлас является сердцем страны Шангшунг (Шамбала), где основатель религии небожитель будда Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю с учением «Девяти путей», приносящим продвинутым ученикам (правителям) просветление, а после смерти «тело света».

Сохранились предания, связанные с Кайласом, о противоборстве адептов бон и буддизма, о поединке в XII в. учителя тибетского буддизма Миларепы и великого бонского мага Наро Бон-чунга.

В легендах описано, как Наро взлетел на Кайлас на волшебном барабане и как возле вершины, скользя по солнечным лучам, его обогнал Миларепа.

Предполагают, что Кайлас был священным еще до создания индийского эпоса «Махабхарата» (XIV—IV вв. до н.э.).

Приверженцы теософии Е.П. Блаватской, «Живой этики» Николая и Елены Рерихов полагают, что на пике Кайласа расположен вход в таинственную страну Шамбалу. При этом западную и северную грани горы они определяют как огромные «зеркала», способные изменять время, на южной стороне усматривают вырезанную террасами и глубокими трещинами гигантскую свастику. Поклонники паранормальных явлений и вовсе считают Кайлас гигантской древней пирамидой, полой внутри, созданной высокоразвитой цивилизацией. Самой большой тайной Кайласа они называют примыкающий к нему якобы полый саркофаг Нанду. По их мнению, в саркофаге в состоянии глубокой медитации (сомати) находятся Заратустра, Кришна, Будда, Конфуций, Иисус и другие мудрецы, которые возродят человечество в случае гибели цивилизации. (http://faktzafaktom.ru).

Кайлас пока не покорил никто, поскольку для жителей Тибета, Индии и Непала сама мысль о попрании вершины ногой является святотатством. Всякого, кто осмелится сделать это, утверждает молва, ждет неминуемая смерть. Из-за социальных конфликтов в регионе восхождения на Кайлас неоднократно запрещались китайскими властями. Все также верят в мистическое «нежелание» Кайласа пускать на свою верхушку непросветленных людей. Тем не менее находились энтузиасты, желавшие покорить Кайлас, в т.ч. знаменитости — британцы Х. Раттледж и Р.С. Уилсон, австриец Г. Тихи, итальянец Р. Месснер, группы испанских и американских альпинистов, получавшие от властей разрешение на восхождение. По самым разным причинам, прозаическим (снегопад, туман, сход лавины, протесты верующих, запреты властей) и необъяснимым (внезапно испортившаяся погода или отказ самих альпинистов совершать восхождение) это не удалось сделать никому. СМИ сообщили как-то, что американские альпинисты, средний возраст которых составлял около 30 лет, «после попытки восхождения в одночасье состарились. У них выросли неестественно длинные ногти, а волосы побелели всего за две недели. Что еще более страшно, все они умерли в течение следующего года от болезней, свойственных пожилым людям»
А вот паломничество к священной горе и ее обход верующие совершают уже не менее 2000 лет. Против часовой стрелки идут приверженцы бон, представители других религий — по часовой. Кора (что такое кора?) протяженностью 52—54 км занимает 1—3 дня. Некоторые паломники каждый свой шаг сопровождают земным поклоном и молитвой. На такой обход, напоминающий путь гусеницы, у них уходит до 4 недель. Считается, что паломник, совершивший кору, может избавиться от грехов. Если же он обойдет Кайлас 13 раз, то не попадет в ад, а 108 — то сможет вырваться из кольца перерождений и достичь просветления Будды.

Кайлас священен тем, что с его отрогов берут начало сразу четыре священные реки Южной Азии. Инд, Сатледж, Брахмапутра и Гхагхра (Карнали). Уникальность места умножают расположенные тут же два водоема, почитаемых наравне с Кайласом: всегда спокойное «озеро жизни» Малам-Юмцо (Манасаровар) и вечно волнующееся «озеро смерти» Ланга-Цо (Ракшас Таль).  Ведь говорят предания и пишут эзотерики, что «энергия Первоисточника, идущая на Землю из Космоса, входит в наш Земной план через вершину Кайласа. А затем, спускается вниз через четыре Лица священной Горы. Далее эта энергия передается через воды четырех рек… всему живущему на нашей планете: людям, животным, растениям…» (http://www.mt-kailash.ru/). Видимо, есть в Кайласе такое, что могут увидеть только просветлённые. Им, быть может, виднее, раз они утверждают, что это гора богов…