К Чаадаеву. Анализ стихотворения

Александр Старостин 3
«Пафос уязвим» А.И. Старостин.

«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,»
         На мой взгляд, возможно три варианта прочтения этих строки:
1. Автор  считает, что для него и адресата (далее Автор) любовь, надежда*, и тихая(?) слава – цель, недостойная их усилий.
2. Автор считает, что эти цели ими достигнуты, и он понял их ложность.
3. Автор считает, что эти  категории им недоступны, и им не стоит растрачивать силы на достижение того, что невозможно. 

«Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;»
        Пожалуй, что эти две строки подтверждают именно третью версию.
 
«Но в нас горит еще желанье,»
        Более тонкие, чем я, аналитики, несомненно, объяснят, что же это за «желанье
«Под гнетом власти роковой»
       То есть от рокового гнета власти есть определенный толк, иначе, откуда бы взялось это «желанье»?

«Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.»
        Было бы правильнее объяснить, в чем именно состоит это «призыванье»? Желание служить Отчизне вызывается только «Гнетом власти роковой» или это вполне естественное желание честного гражданина? Опять же, «призыванье»… примкнуть к «гнету власти роковой» или противостоять ей?   

«Мы ждем* с томленьем упованья
Минуты вольности святой,»
        Вольности только для себя или и для своих крепостных? Вольность которых находилась  «под гнетом власти роковой» именно Автора.

«Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.»
       Вероятнее всего Автор всё-таки предпочитает примкнуть к «гнету власти роковой», так как удовольствие от осуществления «власти роковой» для некоторых особ слаще, чем упоение любовью. Как ни недолго нежился Автор  обманом любви, но более сильной и  доходчивой аллегории  он найти не сумел.

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,»
        Желая или не желая того Автор показывает, что и честь, и желание свободы категории недолговременные и кто знает, не пройдут ли они тут же, после обеда…

«Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
        Мне трудно сказать многим ли «души прекрасные порывы» кардинально  отличаются от благих намерений, но уж продолжительностью во времени – точно! Порыв пришёл и ушёл, а намерения, это что-то более продолжительное, а вот в направлении и того, и другого сомневаться не приходится. Опять же, не требует доказательства, что призывать гораздо проще, чем самому же следовать своему призыву**.

«Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,»
       «Верь», не меняя ни смысла, ни размера строки вполне можно поменять на «жди», но как тут не вспомнить русскую поговорку: «Надеяться и ждать – обманутым стать»? А ещё, красивое словосочетание «Звезда пленительного счастья» несет нулевую информационную нагрузку.
 
«Россия вспрянет ото сна,»
      Исполнения любого пророчества нужно ждать неопределенное по продолжительности время. Причем, почти что в любое время можно сказать: Вот видишь? Воспрянула! а вот к добру ли – поди, разберись!
      
«И на обломках самовластья»
      И Пушкин и Чаадаев  были самовластным владельцами своих крепостных и едва ли хотели разрушить именно своё  «самовластье», а то, что они не желали царского самовластья над собой вполне естественно для барина. Но разрушения того самовластья, которое разрушить им было под силу, он не желали.

«Напишут наши имена!»
     Последняя строчка показывает, что против обмана громкой славы Автор ничего не имеет или, что он опровергает написанное в первой строке.
    

___________________
*- ставлю целковый против сухой мухи, что слово «надежда» произошло от сочетания «надо ждать».
**- правда, этот призыв был написан несколькими годами позже, и не получил широкой, а, может быть, и вообще никакой поддержки в широких барских кругах(см. «Роман в письмах»).