Разум и объективные закономерности общественного р

Валерий Паульман
РАЗУМ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

     В своей статье «Разум, ум и интеллект» я писал, что «РАЗУМ ЛЮДЕЙ, К СОЖАЛЕНИЮ, НЕ ВСЕСИЛЕН. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА РАЗВИВАЕТСЯ НЕ СОГЛАСНО ЛОГИКЕ РАЗУМА, А В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЕКТИВНЫМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ».
      Сначала о логике разума (имеется в виду позитивный разум –см. ниже). Испокон веков происходило взаимодействие разума индивидов с их коллективным разумом. Люди, общаясь, обменивались информацией. В процессе обсуждения вырабатывалась общая точка зрения по тем или иным вопросам, которая сохранялась в памяти людей. Накопленные знания передавались из поколения в поколение, постепенно обогащаясь. Сначала носителем информации служила память людей, а позже с появлением письменности знания стали фиксироваться на плитках (глиняных, каменных, металлических), на стенах пещер или на скалах. В связи с использованием папируса (лат. Biblos) изобретением бумаги возникли библиотеки – хранилища знаний, а в настоящее время информация хранится в памяти компьютеров (искусственная память). Разум включает ум и интеллект в целях исследования тех или иных проблем. Работают специализированные институты и лаборатории.
     Итак, логика разума базируется на памяти, уме и интеллекте.
     Как я уже отмечал в своей статье о противоречиях разума, он является единством противоположностей, как и все на этом свете. Разум проявляется не только в познании, но и в практических действиях людей (индивидуальных и общественных). А эти действия могут быть не только положительными по своей сущности, но и отрицательными (агрессивные войны, уголовные преступления и т.п.). Причем самое главное состоит в том, что разум проявляется в практических действиях людей, вынужденных подчиняться общественным закономерностям, а не внутренней логике разума, о чем выше шла речь. Рассмотрим это подробнее.
     Развитие общества является естественно-историческим процессом. Законы развития общества являются законами исключительно деятельности людей. Отвергая фатализм и волюнтаризм в решении вопроса о соотношении объективных законов истории и сознательной деятельности людей, марксизм исходит из того, что люди сами творят свою историю при материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих поколений. Но, опираясь на объективно существующие общественные законы, они находят в самой действительности источники и силы для её преобразования, т. е. действуют активно, опираясь на разум.
        В истории существуют законы различной степени общности: общесоциологические, проявляющиеся на всех этапах человеческой истории (например, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил); действующие в определенной группе формаций (например законы классовой борьбы в условиях антагонистических обществ); свойственные отдельным формациям (например, закон производства прибавочной стоимости при капитализме).
        Признание общественных законов означает также и возможность их познания разумом. Познание законов общественного развития открывает возможность их использования в практической деятельности людей.
     Объективный характер законов общественного развития состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми, они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали их люди или нет. Это объективные связи самой системы общественных отношений, объективная логика общественного развития.
     В истории действуют люди, одаренные волей и сознанием, которые сами творят свою историю. Каждый человек действует сознательно, ставя перед собой определенную цель. Но общественный результат, который получается при сложении всех индивидуальных действий, целей и т.д., не совпадает с намерением каждого. Это объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, каждое поколение, рождаясь, уже застает готовыми сложившиеся формы общественных отношений и поэтому, по крайней мере на первых порах, люди должны действовать в этих уже сложившихся формах. Во-вторых, люди, совершая осознанные поступки, могут видеть в лучшем случае лишь ближайшие последствия, к которым они приведут, но не могут предвидеть отдаленных общественных последствий своих действий. Это является существенной особенностью общества, где развитие осуществляется путем столкновения интересов антагонистических классов. Закономерности в таком обществе складывается как некоторая равнодействующая совокупности действий всех членов общества (см. Письмо Энгельса И. Блоху 21–22 сент. 1890, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 422–24).
     Люди творят историю при определенных обстоятельствах, поэтому успех их сознательной деятельности может быть обеспечен только в том случае, если эта деятельность совершается в соответствии с объективными законами. В этом случае деятельность людей приобретает огромную революционную силу. Опираясь на объективно существующую закономерность, люди в самой действительности находят источники и силы для ее преобразования.
     Итак, разум людей должен считаться с объективным характером законов функционирования и развития общества.
     И в заключение. Разработчик чипов предупредил о «восстании машин»
     Глава британского чипмейкера Arm Рене Хаас заявил, что его самый большой страх, касающийся развития искусственный интеллекта, что он получит контроль над человеком. Он призвал найти способ «отключить систему.