Воспоминания о работе в банке

Любовь Коваленко
Когда через много лет я смотрю фильмы про 90 е годы и слушаю рассказы людей, читаю книги про то время, у меня в голове нет такого же восприятия той реальности.

Девяностые годы стали для меня самым счастливым периодом жизни.

В 1991 году я окончила учётно-кредитный техникум в Санкт-Петербурге по специальности "Учёт в Госбанке".

Центробанк в то время назывался Госбанком, а кроме него было деление всех банков на промышленно-строительный, жилищно-социальный, агропромышленный и внешнеторговый.
Кроме отделений банков были ещё расчетные центры.
Никаких коммерческих банков не было.

После окончания техникума всех распределили на работу.
Зарплата была большая 210 рублей.
Для того времени это было много.
Бухгалтер на предприятии получал 90 рублей.
Рабочий на заводе получал 300 рублей.

После павловской реформы в 1991 году, когда меняли старые деньги на новые, и народ потерял свои накопления, у меня ещё не было накоплений.

Помню, что, начиная с 1993 года, мы вообще были "в шоколаде".
Процент по вкладам в банке своим сотрудникам был 144 процента на зарплатный счёт.

На восьмое марта нам подарили золотые цепочки или браслеты.
На другой праздник подарили ковёр и трубку стационарного телефона, электрический чайник под хохлому или плед в зависимости от стажа работы.

Главой Госбанка тогда был некий Геращенко.

Годы спустя я узнала, что он вёл неправильную политику и попросту грабил народ.

Нас, сотрудников не обижали деньгами и использовали вслепую.
Мы о его делишках ничего не знали.
Сотрудники покупали облигации краткосрочного займа ГКО и заработали на них много денег.
Потом банк скупил у всех ваучеры за привилегированные акции.
Помимо этого нам каждый год дарили не привилегированные акции бесплатно.

Я тогда ничего в этом не понимала.
Можно было купить очень много акций банка.
Правда, через какое то время они уже ничего не стоили.
Но в первый год мы получили бешеные дивиденды.
Тот, кто постарше, немного разбирался.
Когда стали скупать акции банка, одна сотрудница продала их не банку, а "на сторону", и сразу же купила квартиру в Санкт-Петербурге.

Надо было во всём разбираться, чтобы тогда разбогатеть, а мои родаки и знакомые были лохами.
Отцу лишь бы только пропить ваучер.
Никто не хотел врубаться, что происходит в стране.
Привыкли надеяться на государство, а государство всех кинуло.

После развала СССР большинство людей стали терпилами.
С тех пор и пошло это социальное неравенство.

В период с 1991 по 2000 год по всей России погибло народу больше, чем в Великой Отечественной Войне.
Деревни вымерли полностью.
Старики и молодежь в деревнях и провинции спились, кто не уехал в города.

В городах люди тоже пили любую гадость под названием "Красная шапочка " и ходили потом с синим лицом.
Спирт "Рояль" появился позже, и это уже было нормальное пойло из Германии. Закусывали сосисками из консервной банки под названием "собачья радость", потому что за границей ими кормили животных.
А мы жрали и нахваливали, потому что импортное...
За соседним забором всегда трава зеленее...

Наверное, если бы я даже знала, что что-то не так в политике Госбанка, я бы тогда не сменила работу, потому что нигде больше так не платили.

Конечно, мои подружки мне завидовали, потому что они пошли в медицинское училище.

Мама меня направила в экономический техникум, потому что сама хотела стать бухгалтером.

Мне сначала работа нравилась.
Я любила заполнять разные бумажки, считать цифры.
У меня по всем предметам были одинаково хорошие оценки, но всё равно литература мне нравилась больше.
Я тогда даже не знала, что есть литературные институты.
Никто мне не подсказал.
Возможно, я сидела бы без денег, как все.
Не знаю, как сложилась бы моя судьба, если бы я сразу не попала в банк.
Потом ещё и к самому моему дому переехал филиал.
Построили свой филиал банка на проспекте Александровской фермы дом два.
Сейчас там ветеринарная поликлиника.

Директор наша Пугачева Людмила Михайловна не сработалась с новым начальством, и её убрали.
И начали директора меняться.
Когда я уходила, был Романенко.

В 2005 году меня сократили, а в 2006 вернулась обратно.
Главный бухгалтер меня нахваливала, а потом мы с ней разосрались.
Сократили только меня и одного кассира.
Было обидно.
На бирже три месяца получала оклад, а потом пособие по безработице.
Искала работу около года.
Жалею, что не пошла в казначейство.
Там была небольшая зарплата, но зато погоны и ранняя пенсия.
Это была ещё одна упущенная возможность.

Через год встретила знакомую коллегу.
Она замолвила за меня словечко, и меня снова взяли на работу в то же отделение банка.
Мой муж делал моей начальнице ремонт в квартире, и он ей понравился, поэтому она соблаговолила меня взять на работу.

Я никому не нравилась из начальства, потому что никому не лизала жопу.
Просто нет такого таланта.

С 2006 по 2011 год проработала в одном отделении ведущим специалистом.

В 2010 окончила Международный Банковский Институт по специальности "экономист", и меня взяли на работу в Центральное отделение на должность главного специалиста в отдел последующего контроля, расчетов и отчётности.
В мои обязанности входило раз в месяц проводить проверки всех отделов филиала.

Могу сказать, что высшее образование не прибавило мне знаний.
Я, как ничего не соображала в экономике, так и не соображаю до сих пор.
Меня никто не учил делать эти проверки.
Приходилось высасывать из пальца какие то данные.
Меня это очень не устраивало, потому что я не умею пускать пыль в глаза.

Каждый раз, когда наступал конец месяца и отчётность, у меня наступало отвращение к работе.

Я начала писать стихи, вести дневник на работе, тупо смотреть в окно, молиться и проповедовать на банковском форуме.
Меня не увольняли, но меня тошнило от такой тупой работы.

В 2013 году после отпуска я не выдержала и написала заявление по собственному желанию.
Я всё продумала, и денег должно было хватить на первое время.
Но я не учла скоропостижную смерть свекра.