Ментальный фактор победы Великого Октября

Фёдор Тиссен
До юбилея Великого Октября осталось три дня. Условия, факторы и причины победы выявлены и досконально изучены. Сказать что-то новое, казалось бы, уже нечего, но мне всё же хочется добавить своих три ржавых копейки. Сопоставим для сравнения Российскую Социал-демократическую партию и их соратников в Германии.
Социал-демократическая партия Германии возникла в 1863 году и на начало Первой Мировой войны имела в рейхстаге более ста голосов. Программа партии была принята в 1891 году. Основные пункты:

• всеобщее избирательное право
• гражданская и уголовная ответственность чиновников перед народом
• равноправие женщин и мужчин
• отделение церкви от государства
• обязательный всеобуч
• бесплатное питание в школах
• бесплатное здравоохранение
• бесплатное образование
• бесплатная защита в судах
• расходы на похороны за счёт государства
• право на труд
• право на отдых
• запрещение оплаты труда бартером
• стирание граней между трудом рабочих и крестьян
• обязательное государственное страхование.

Российская социал-демократическая партия была создана в 1903 году и на начало Первой Мировой войны эту фракцию в Госдуме представляло всего лишь 14 депутатов, из них шесть большевиков. Программа партии была принята на первом съезде на двадцать первом заседании. Заседали сначала в Брюсселе, потом перебрались в Лондон. Обсуждали проект, который включал в себя почти те же самые пункты, что обсуждались их немецкими соратниками.
Вопрос: если положение социал-демократии в Германии было в десять раз прочнее, чем в России, то почему Революция победила в России, а не в Германии? Не буду повторять исследования политологов. Если исходить из того, что все мы люди, все мы человеки, то порой не лишне взглянуть на проблему на обыкновенном бытовом уровне и уловить какой-нибудь новый аспект. Ответ прост: немцам помешал свершить революцию их менталитет - что русскому хорошо, то немцу смерть. Не хочу сказать, что все русские крестьяне Революции хотели, но факт, что русский менталитет помог революционерам достичь победы в России, а немецкий менталитет помешал им совершить Мировую Революцию.
Рассмотрим, как ментальные различия повлияли на ход революционных событий того времени:
1. Немцы принимали свою программу у себя на родине, а русские за рубежом. Сначала в Брюсселе, потом в Лондоне.

2. Немецкие социал-демократы приняли свою программу в виде требований правительству. Мысль о вооружённом восстании им в ум не приходила. Ленин воспринимал это как политическую тупость. Петуху важно прокукарекать, а за рассвет он не отвечает. В программе РСДРП был очень чётко сформулирован тезис о государственном перевороте, как необходимом условии достижения поставленных целей. Нож в спину правительству, легче всего это сделать в тылу во время войны, когда все войска на фронте. В советских учебниках ленинская программа-минимум и программа-максимум преподносились как вершина политической мудрости. В союзе с буржуазией идёшь на мокрое дело и свергаешь царя. В это время держишь ножик за голяшкой на своего подельника. Потом в союзе с крестьянством идёшь на мокрое дело и заваливаешь буржуазию. В это время держишь ножик за голяшкой на своего подельника. Осталось лишь ликвидировать кулачество как класс. Того, кто не захотел ликвидироваться как класс, ликвидировали физически, как человека.

3. Во время Первой Мировой войны, немецкие социал-демократы призывали своих граждан поддержать своё правительство, Ленин предлагал свергнуть его

4. Для немцев порядок превыше всего, отсутствие порядка – это бардак, а бардак – это катастрофа. Парижская коммуна – это беспредел с грабежом, пожарами и массовыми расстрелами без суда и следствия. Для Ленина Парижская коммуна – это символ борьбы за коммунизм, а бардак – это благоприятные условия для захвата власти: «Стремясь к достижению своих ближайших целей, Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия поддерживает всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против существующего в России общественного и политического порядка… Превращение современной империалистской войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг, указываемый опытом Коммуны». Кроме Парижской коммуны была ещё Русская революция 1905 года. Тогда в одной только Одессе ущерб городу от восстания составил более двух с половиной миллионов рублей, а бизнес потерпел убытки свыше пятидесяти миллионов, это пятнадцать миллиардов современных рублей. Для немецких социал-демократов – это ужас. Для Ленина – это норма, просто немного не дожали.
5. Немецких социал-демократов ужасала мысль о глобальной гражданской войне, которая может настолько ослабить государство, что оно станет добычей иностранной интервенции. Достаточно вспомнить японский плакат, на котором российские корабли расстреливают крейсер «Очаков». На том плакате японский офицер умирает от смеха. Под ним подпись: «Ура! Русские стреляют друг в друга! Теперь победа будет за нами!» Кстати, американские политтехнологи, думаю, тоже умирают сегодня от смеха глядя на бои в Донбассе.

6. В 1918 году в трёх землях Германии, в Баварии, в Эльзасе и в Бремене, была установлена советская власть. Немцы советскую власть удержать не смогли. Русские - смогли. Почему? Потому, что большевики к ужасам гражданской войны были морально готовы. И не просто готовы, они были идейными инициаторами и организаторами глобальной мясорубки. Каких-либо угрызений совести при этом они не испытывали и действовали в полной уверенности в том, что других методов достижения священных целей нет и готовы были идти до победного конца.

7. В программе обеих партий стоял вопрос об организации учредительного собрания. Такие собрания прошли и в Германии, и в России. В Германии социал-демократы были в большинстве, России большевики были в меньшинстве, но их преимущество было в том, что они пришли на собрание со своей вооружённой охраной. Кстати, этот опыт переняло «мировое сообщество» во время выборов президента Афганистана.

8. В Германии в страхе перед революцией центральное правительство перекочевало в 1919 году из Берлина в Веймар. В рейхстаге фракция социал-демократов почти все созывы была в большинстве с огромным отрывом от других партий, но им в ум не приходило разогнать парламент, и установить единолично свою диктатуру.

Все эти сравнения заставили меня задуматься ещё над одним следствием той Революции. Почему после неё в российском управленческом корпусе исчезли российские немцы. Чем это объяснить? В царской России чуть ли не каждый третий чиновник был немцем. Одна из причин кроется в том, что большинство российских чиновников немецкого происхождения не отважилось нарушить присягу, которую они дали царю. Тем не менее в Красной Армии на стороне большевиков воевало немало бывших российских чиновников немецкого происхождения. Куда они делись? Не нужны стали. Почему?

Победители не скрывали своего раздражения и вселенскую досаду от поведения своих германских соратников. Их немецкий менталитет, неспособность переступить закон в угоду правилу привели к тому, что мировую революцию профукали. Новой российской власти такое мировосприятие сильно связывало руки в выборе средств управления.

Диктатура пролетариата – это примат приказа вышестоящего органа перед законом. Для немца закон – это закон. Для русского закон – это дышло, куда повернёшь, туда и вышло. Переворачивать диктаторам в России было легче, чем в Германии. Возможно поэтому как для русского, так и для еврейского народа не была создана своя Советская Социалистическая Республика. Но это уже другая тема.